Зольникова Тамара
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Весна пришла» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: развитие кругозора и формирование представления о весне как периоде пробуждения природы.
Задачи:
- формировать у детей умение правильно определять настроение, отраженное художником в пейзаже (И. Левитан "Весна. Большая вода") и писателем- в литературном произведении (И. Соколов- Микитов "Лесная картинки", и передавать его в своем рассказе.
- упражнять в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;
- развивать умение составлять предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавать голосом радости и огорчение.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Весна пришла“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы: репродукция картины И. Левитана "Весна. Большая вода".
Ход занятия:
Воспитатель:- Дети, отгадайте загадку:
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство – чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица -. (весна)
- Правильно, ребята, молодцы! Конечно же, это весна. И сегодня мы с вами поговорим о времени года «Весна». А какие еще времена года вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите (показывает репродукцию) : на картине художника Левитана тоже нарисована весна. Исаак Левитан очень любил свою Родину и писал картины, на которых изображал родную природу. Эта картина называется "Весна. Большая вода".Что изобразил художник на картине?
Ответы детей (художник изобразил весну, лес. Художник изобразил лес, стоящий в воде).
Воспитатель: Как вы думаете, почему художник назвал картину "Большая вода"?
Ответы детей (Художник так назвал картину потому, что весной снег тает и много воды).
Воспитатель: Правильно, тает лед на речке, река разливается и затапливает лес. Поэтому лес на картине Левитана стоит в воде. Как вы думаете, художник изобразил на своей картине какую весну- раннюю или позднюю?
Ответы детей (раннюю весну)
Воспитатель: Почему вы так решили?
Ответы детей (Потому что лес стоит голый, везде вода).
Воспитатель: Молодцы! А вы весну любите?
Ответы детей (да)
Воспитатель: Давайте поиграем: становитесь в круг, повторяйте слова и выполняйте движения.
Физкультминутка "Веснянка" (Н. Нищева)
Солнышко, солнышко,
золотое донышко (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу друг за другом на носочках.)
Прилетели сто грачей. (Бегут, взмахивая руками, как крыльями)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают)
А цветочки подрастают. (Тянуться вверх, встав на носочки и подняв руки).
Воспитатель: А теперь послушайте отрывок из рассказа Ивана Соколова- Микитова "Лесные картинки" (читает)
"Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под листьями весенние ручейки. Смолкой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки" .
Воспитатель: Дети, о какой весне говорится в рассказе?
Ответы детей (о ранней весне)
Воспитатель: Почему вы решили, что в рассказе говориться о ранней весне?
Ответы детей.
Воспитатель: Какими словами автор говорит о весне?
Ответы детей (Весна радостна, шумна, пахуча)
Воспитатель: Как описывает весну автор?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, подберите определения к словам "весна", "лес", "ручей"
Ответы детей (Весна ранняя, радостная, шумная, звонкая; ручей весенний, звонкий; лес весенний, березовый)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру " Скажи наоборот" : я буду называть слово, а вы должны подобрать слово, противоположное по значению.
Игра "Скажи наоборот"
Весна ранняя- поздняя.
Весна теплая- холодная.
Весна веселая- грустная.
Ветер холодный- теплый.
Ветер сильный- слабый.
Воспитатель: А теперь давайте подберем к словам "весна", "вода", "ветер" слова по смыслу.
Ответы детей (Весна : весенняя, веснушка, веснянка. Вода, водный, водяная, водянка. Ветер, ветреная, ветерок, ветрянка).
Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрели картину Левитана "Весна. Большая вода" и слушали отрывок из рассказа Соколова- Микитова "Лесные картины". Что общего в этих двух произведениях?
Ответы детей (Весна)
Воспитатель: Какая весна?
Ответы детей (Ранняя)
Воспитатель: Значит, художник и писатель изобразили в своих произведениях раннюю весну?
Ответы детей (да)
Воспитатель: Подумайте и скажите, одинаковая весна в этих двух произведениях?
Ответы детей (Нет! Весна на картине грустная, а в рассказе- веселая).
Воспитатель: А чем они отличаются эти произведения?
Ответы детей (На картине лес стоит в воде, а в рассказе под деревьями текут ручьи)
Воспитатель: Правильно, молодцы! А теперь придумайте предложение о весне и произнесите его так, чтобы было понятно: вы рады весне. Скажите радостно и весело.
Ответы детей (Весна пришла, все кругом в цветах)
Воспитатель: А теперь придумайте предложение о весне и произнесите его так, чтобы было понятно, что весна не всегда в радость. Скажите с огорчением.
Ответы детей (Весна пришла, кругом грязь и вода).
Воспитатель: Молодцы, на этом наше занятие закончено. Спасибо за работу!