Галина Росицкая
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием технологии ТРИЗ «Волшебный дождь»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области Познавательное развитие –
ознакомление с окружающим природным миром.
Тема: «Волшебный дождь»
Воспитатель:
Росицкая Г. Е.
Используемые технологии:
ТРИЗ технология
Название Волшебный дождь
Цель: Создать условия для закрепления знания детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
1. Образовательные: : Активизировать интерес детей к окружающему миру;
систематизировать их знания о явлениях природы.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием технологии ТРИЗ „Волшебный дождь“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Создать условия для формирования умений детей классифицировать объекты природного и рукотворного мира, используя игры «Да – Нет», по загаданному слову;
развитию умений наблюдать, анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам и выделять противоречивые свойства. Познакомить со способами решения противоречий с помощью игры «Хорошо – плохо». Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей прилагательные. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
2. Воспитательные: Воспитывать желание работать вместе. обучать навыкам групповой работы в режиме мозгового штурма.
3. Развивающие: Способствовать развитию умений детей устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями и формированию умения работать с помощью символов.
Смоделировать ситуации, способствующие активизированию мышления детей при разрешении проблемной ситуации; формированию навыка вариативного мышления; развитию воображение, умения фантазировать.
Предварительная работа: чтение сказки С. Козлова «Волшебный лес», наблюдения в природе за сезонными изменениями.
Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности: предметные картинки на осеннюю тематику: осенние разноцветные листья, корзинка с грибами, гроздья рябины, дети под зонтиками, букет астр. Презентация к занятию. Магнитная доска, маркер. Мультимедийная доска с проектором. Наборы цветных карандашей, альбомные листы на каждого ребенка.
Организация детей:
Наглядные: наблюдение за изменением и преобразованием объектов; установление состояние объекта, по части — картина всего явления.
Практические: - упражнения конструктивного, творческого, игрового характера.
Словесные: Рассказы воспитателя, рассказы детей, обобщающая, беседа с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.
Методы обучения и развития творчества:
- Эмоциональная насыщенность окружения;
- Мотивирование детской деятельности;
- Исследование предметов и явлений неживой природы (обследование);
- Проблемные ситуации и задачи;
- Предположения (гипотезы).
Ход совместной непрерывной образовательной деятельности
(дети входят в группу, украшенную картинками: осенние разноцветные листья, корзинка с грибами, гроздья рябины, дети под зонтиками, букет астр и т. д.)
Этапы деятельности
Мотивирование к деятельности, создание проблемной ситуации
Проектирование решений проблемной ситуации.
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, ребята, какая нарядная сегодня наша группа! Сколько красивых, ярких картинок развешано по всей группе! О каком времени года они вам напомнили?
Садитесь, пожалуйста, на стульчики. Я сегодня получила видео письмо от загадочной гостьи. Кто же она? Послушайте о ней загадку.
Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает?
Слайд 1
А вот и наша гостья! Вы ее узнали! Что в загадке подсказало вам ее имя? А кто нашел подсказки в ее портрете на экране?
В загадке ее называют – красной. А вы, какими словами могли бы об осени рассказать, какая она?
Отлично! Получился довольно полный портрет Осени.
Что происходит осенью в природе, в жизни животных, птиц, человека?
(воспитатель зарисовывает символами ответы детей)
Получился полный рассказ о нашей гостье. Сколько у нее помощников. Об одном из них она хотела бы сегодня поговорить с вами. Но называть его сама она не стала, а просит вас, его угадать. Нам с вами поможет в этом знакомая нам игра «Да-Нетка».(дети задают вопросы по установлению объекта - дождь:Он из живой природы? Он из не живой природы)
Слайд 2.
Молодцы! Помощника угадали! Какой бывает дождь? (дети перечисляют прилагательные к слову «дождь»)
Что хорошего в дожде? (Перечисляют положительные признаки дождя для человека и объектов живой и неживой природы.)
А я люблю во время дождя на даче погреться возле камина и почитать книгу. А еще, он мой помощник тоже – он поливает за меня все грядки, а я в это время могу заняться другими делами или просто отдохнуть.
А что плохого в дожде?
(Перечисляют отрицательные признаки дождя для человека и объектов живой и неживой природы.
Вот видите, мы с вами нашли и хорошее в дожде, и плохое. Вы сказали, что под дождем можно промокнуть. Что нас может защитить от дождя?
(Высказывают предполагаемые варианты).
Но ведь дождь может нас застать врасплох, мы может быть не готовыми. Вот так получилось и с этими ребятами.
Слайд 3
Они вышли из школы, а на улице идет дождь. Зонтики они оставили дома. Но вот чудеса! Один из них пришел домой весь промокший, а другой абсолютно сухим! Как вы думаете, как это могло получиться?
(Высказывают свои предположения решения проблемной ситуации).
Замечательно! Вы нашли много выходов из трудной ситуации. А вот второй мальчик не нашел таких выходов и промок. Дождь осенний какой?
(Холодный).
Верно! И конечно он простудился и заболел. Мама вызвала врача. Врач выписал мальчику лекарство. Но мама не может выйти в аптеку, потому что зонтик дома оказался сломанным. На улице дождь, зонтика нет, а лекарство для ребенка необходимо. Что же ей делать?
(Высказывают свои предположения решения проблемной ситуации).
А еще можно позвонить в аптеку и заказать лекарство с доставкой домой. Заказать в интернет аптеке лекарство тоже с доставкой на дом.
Молодцы! Вот мы и помогли маме вылечить сына.
А теперь давайте подумаем, на кого похож наш дождь? Что умеет делать дождь? (Лить, капать. Он идет).
Какие еще предметы могут лить, капать, о каких предметах мы говорим – идет? (Кран в ванной, душ. Идут часы).
(воспитатель зарисовывает на доске схематичными рисунками ответы детей)
Какой осенний дождь? (холодный)
Что еще может быть холодным? (Называют предметы с заданным признаком).
Что остается на земле после дождя? (лужи)
На что похожи лужи (Перечисляют варианты ассоциативного характера).
(Воспитатель все ответы детей зарисовывает в таблицу схематичными рисунками).
Капает Кран
Льет Душ
Идет Часы
Холодный Мороженое
Лужи Озеро
А теперь давайте вместе с вами составим загадку о дожде. Нам помогут слова помощники – Но не, как….
Составляют предложения по заданному образцу, опираясь на зарисованную таблицу
Капает, но не кран. Льет как из душа. Идет, но не часы. Холодный как мороженое. После него на земле остаются маленькие озера.
А еще осенний дождь – озорной. Он любит играть. Давайте с ним проиграем. Вставайте! (проводится физминутка)
Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий (Приседают, держат руки на поясе)
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени).
Да, осенний дождь не ласковый. А давайте придумаем свой_ волшебный дождь. Помните, как в сказке о Медвежонке и его друзьях. Какой придумал медвежонок дождь? (Медовый).
Представьте, что у вас в руках волшебная палочка, которая поможет нарисовать ваш волшебный дождь. Посмотрите, перед вами на столах не цветные карандаши, а волшебные палочки. Возьмите их и нарисуйте свой необычный волшебный дождь. (Дети рисуют придуманные ими дожди).
Организация рефлексии и самооценки деятельности
Расскажите, какой вы придумали фантастический дождь.
(Рассказывают о своем рисунке).
Удивительно! Вам не кажется, что мы только что побывали в Волшебной стране? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что больше всего запомнилось? (ответы детей).
Я предлагаю разместить ваши рисунки сказочных дождей у нас в группе. Пусть волшебство продолжается! А с нашей гостей мы попрощаемся и скажем ей добрые слова.