Гульфинур Валитова
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности «Счет до 8. Число и цифра 8» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Счет до 8. Число и цифра 8.»
Возрастная группа : старшая
Цель: ознакомление с образованием и написанием числа и цифры восемь.
Задачи:
1. Формировать представление о числе и цифре 8; умение считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством.
2. Формировать опыт целеполагания и закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
Публикация «Сценарий непосредственно-образовательной деятельности „Счет до 8, Число и цифра 8“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 8. Состав числа восемь, счёт до восьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
3. Закреплять представление о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность.
Материалы к занятию: куб, пирамида, карточки с числами, пластилин, жгуты, шнурки, мозаика, макаронные изделия, раздаточный материал (8 квадратов, 8 треугольников, карточки с точками, карточки с числом 8)
Этапы мероп
риятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию
(3-4 мин.) Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире
Воспитатель собирает детей около себя.
- В каком городе мы с вами живем?
- В какой стране?
После ответов детей воспитатель рассказывает, что на свете, кроме нашей большой страны, есть еще много замечательных стран – больших и маленьких.
- Ребята, нас сегодня приглашают в гости в страну, которой на карте нет. Это страна волшебная, и называется она Числовая страна. Нас приглашают на бал. Но не только, чтобы повеселиться на нем, но и для того чтобы подготовить этот бал.
- Хотите помочь в подготовке бала?
- Сможете подготовить бал?
Актуализация знаний (5-6 мин.) Актуализация представление о пространственных геометрических фигурах
Актуализировать представление о числе 7, умение считать в пределах 7
Создать мотивационную ситуацию для введения числа 8, уточнить способ образования последующего числа из предыдущего (на примере образования числа 8 из числа 7);закреплять умение выделять и сравнивать предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству - Нас на бал приглашает король, который правит Числовой страной
- А кто управляет нашей страной?
- Правильно, президент.
- А в Числовой стране нет президента, там правит король.
Воспитатель показывает детям небольшой куб и предлагает поздороваться с ним. Здороваться нужно вежливо, называя его по имени.
- Здравствуйте, Куб.
Воспитатель показывает детям небольшую пирамиду и говорит, что это королева. Поздоровайтесь с королевой, называя по имени.
- Здравствуйте, Пирамида.
- На бал пускать будут только по пригласительным билетам. Пригласительным билетом служит карточка, на которой 7 точек.
- Сколько точек должно быть на пригласительном билете?
- Подойдите к столу и возьмите пригласительные билеты. (на столе имеются карточки, где 5,6, 8 точек и с 7 точками столько же, сколько детей)
Воспитатель- стражник стоит около «входа в зал», т. е. около столов, за которыми дети будут продолжать работу.
Проверив карточки, воспитатель забирает карточки.
Дети садятся за столы, на которых вперемешку лежат по семь треугольников и квадратов разного цвета и размера на каждого. На видное место ставит короля и королеву- Куб и Пирамиду. Воспитатель, показывая на геометрические фигуры, лежащие перед детьми, говорит:
- Гости уже собрались
- Чем отличаются гости? (цветом, формой, размером)
- Как вы думаете, какие фигуры девочки, а какие мальчики?
(если дети затрудняются обратить внимание на короля и королеву)
- Девочки собрались вместе и стали обсуждать свои наряды, а мальчики встали своей группой и заговорили о футболе.
- Расположите девочек и мальчиков отдельными группами.
- Король с королевой интересуются, сколько мальчиков и девочек пришло на бал и просят помочь им узнать это.
Дети пересчитывают квадраты и треугольники и делают выводы о том, что фигур одинаковое количество – их по 7.
- Но девочки, живущие в Числовой стране, не умеют считать и волнуются, хватит ли им мальчиков для танцев?
- Как показать девочкам, что каждой из них достанется партнер? (надо поставить в пару мальчика и девочку)
- Ребята, к замку подъехала карета, на бал приехала еще одна девочка.
- Как можно изобразить стук копыт?
(постучать ногами по полу, по столу пальцами, поцокать языком)
- В какой сказке одна девочка опоздала на бал?
Воспитатель кладет на стол треугольники. Дети берут по одному и кладут рядом треугольник.
- Сколько же теперь девочек на балу?
Дети считают треугольники.
- Как у нас так получилось, что девочек- треугольников стало 8 (было 7, пришла еще одна, и их стало 8)
- Поровну теперь мальчиков и девочек?
- Кого больше?
-Что нужно сделать для того, чтобы снова мальчиков и девочек стало поровну (надо добавить еще одного мальчика)
Воспитатель кладет на стол квадраты. Дети берут и кладут рядом с квадратами.
- Королева интересуется, сколько же стало мальчиков?
Дети пересчитывают квадраты. Их восемь
- Как получается число 8? (К семи добавляется один и получается 8)
Воспитатель делает вывод: для того чтобы получить 8, надо к 7 добавить. При счете после 7 идет 8. Обсуждение возможных вариантов решения ситуации, постановка детской цели
Вопросы: Хотите?
Сможете
Фиксирование в речи затруднения и его причины
Затруднение в ситуации (3-4 мин)
Открытие нового знания Моделирование ситуации, где дети встречаются с затруднением.
Создать мотивационную ситуацию для введения числа 8
Формировать умение различать цифру8. Формировать опыт целеполагания и закреплять умение преодолевать затруднение - Приближается время торжественного обеда, и для того чтобы повара знали, сколько порций нужно приготовить главного блюда, на кухню нужно подать записки, в которых будет указано отдельное число мальчиков и число девочек.
Воспитатель предлагает мальчикам написать записку поварам указать сколько мальчиков на балу, а девочкам указать сколько девочек присутствуют на балу.
Воспитатель показывает пустую карточку и просит написать записку.
- Смогли вы объяснить поварам, сколько гостей надо кормить?
- Почему вы не смогли этого сделать? (потому что не знаем, как записывается число 8)
- Что можно сделать для того чтобы узнать? (можно у кого-нибудь спросить)
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего показывает карточку с числом 8 и говорит, что число 8 записывается с помощью цифры 8.
Каждый ребенок подходит к столу и выбирает карточку с числом 8 Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания
Анализ детьми возникшей ситуации Формирование опыта успешного преодоления затруднения
Практическое выполнение задания Целеполагание
Фиксация затруднения в деятельности
Обдумывание и планирование своих действий
Мотивация к самостоятельной деятельности
Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину Умение определять способы и средства для достижения цели
Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия
Выявление уровня затруднения
Теперь вы знаете как?
Включение нового знания в систему знаний Организовать активный отдых детей
Помочь запомнить написание числа 8 разными способами Королева объявляет, что начинаются танцы. Дети под музыку танцуют.
- Ребята, а теперь Король с Королевой предлагают вам справится со следующим заданием для того, чтобы вернуться домой. Выложить число 8 из подручных материалов.
(выкладывают макаронными изделиями, пластилином, жгутом, нитками, мозаикой)
Осмысление (3 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности.
Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха Воспитатель собирает детей около себя.
- Где мы побывали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Кому мы сегодня помогли? Чем?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до 8 и не знали, как записывается число 8, то девочки на балу не смогли потанцевать, гости бы остались без угощения. Рефлексия (личная оценка) Умение достигать поставленной цели Что хотели сделать? Получилось? Почему?