Валентина Соломыкина
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Счёт до 5. Число и цифра 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи : формировать представление о числе и цифре 5, умение соотносить цифру 5 с количеством; закрепить счётные умения, умение сравнивать свойства предметов.
Развивающие задачи: развивать мыслительные операции, развивать внимание и память, речь, воображение.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, активность, организованность.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе „Счёт до 5, Число и цифра 5“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
Ход НОД
Ребята, к нам сегодня в гости пришли медвежонок и зайчонок. Как вы думаете, где живут медвежонок и зайчонок? (В лесу.)
– Медвежонок и зайчонок зовут нас по ягоды. Поедем? (Да.)
– На чём можно добраться до леса?
Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается автобус.
Что нужно сделать, прежде чем сядем в автобус? (Купить билет)
– Где покупают билеты? (В кассе.)
– Как называется человек, который продаёт билеты? (Кассир.)
– Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все вместе? (Столько же, сколько детей.)
Дети подходят к столу-кассе, на котором находятся карточки-билеты с нарисованными предметами.
Воспитатель говорит, что билетом на поезд будет служить карточка, на которой нарисовано 4 предмета. Дети самостоятельно покупают билеты. Воспитатель-контролер проверяет билеты около поезда.
Все пассажиры на местах, билеты проверены – можно ехать.
– Посмотрите направо (налево). Дети поворачивают головы направо (налево).
Приехали в лес.
Дети встают со стульев – выходят из поезда – и идут в лес.
– Как надо вести себя в лесу? (Нельзя шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей, нельзя мусорить, ведь лес – это дом зверей и птиц, а в доме должно быть чисто и т. п.)
Воспитатель предлагает детям полежать на мягкой травке, рассмотреть в траве маленького красивого жука. Дети ложатся на ковёр на живот, раздвигают траву.
– Кого ты видишь в траве?
Игра «По ягоды».
Дети садятся за столы по 4 человека. На середине каждого стола вперемешку лежат красные и синие круги по 6 на каждого ребёнка.
– Мы пришли на полянку с ягодами. На какие ягоды похожи красные (синие) круги?
– Медвежонок собрал 4 землянички.
Дети отсчитывают 4 красных круга и кладут перед собой.
– Зайчонок забрал столько же ягод черники.
Дети под красными кругами выкладывают синие.
– Сколько ягод черники вы выложили? (Четыре.)
– Почему вы выложили 4 синие ягодки? (Потому что каждая ягодка земляники имеет пару – ягодку черники; либо: ягод земляники – 4, ягод черники – тоже 4, а 4 и 4 – поровну.)
Вдруг медвежонок нашел ещё одну ягодку земляники. Дети берут один красный круг и кладут его рядом с остальными.
- Сколько теперь ягод земляники?
Дети хором считают, дотрагиваясь до каждой ягодки: один, два, три, четыре… После этого некоторые дети могут сбиться, так как ещё не знают счёта до пяти. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?
– Сумели ли вы сосчитать ягоды земляники? (Нет.)
– Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше.
– Кто знает, какое число следует при счёте за числом четыре?
– Молодцы! Вы нам очень помогли!
Затем он просит всех детей посчитать до пяти. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными : одна ягода, две, три, четыре, пять.
Воспитатель подводит итог: при счёте после 4 идёт 5.
– Как получилось 5 ягод? (Было 4, добавили ещё одну, и получилось 5.)
– Каких теперь ягод больше? (Больше земляничек.)
– Как сделать поровну?
Делается вывод: 5 и 5 поровну.
Воспитатель кладёт на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.
Воспитатель говорит, что зверушки хотят написать письмо своему другу лисёнку и рассказать, сколько ягод они собрали.
– Выберите на столе карточку, которую надо послать лисёнку для того, чтобы он понял, что его друзья собрали по 5 ягод.
Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 5.
Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 5, воспитатель задаё т детям вопросы:
– Сумели ли вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет.)
– Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число 5)
После вопроса детей воспитатель показывает им карточку, на которой написана цифра 5.
Воспитатель делает вывод: число 5 записывается с помощью цифры 5.
Дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около собранных ягод.
- А теперь давайте займем свои места в автобусе и продолжим наше путешествие.
Физминутка
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим
Всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
Игра «Ягодка для мамы».
Воспитатель предлагает детям представить, что они оказались в лесу на земляничной поляне. Дети ходят по группе, изображая сбор ягод.
– Хотите отнести ягод маме? После ответов детей воспитатель рассказывает, что у детей нет с собой корзинки.
– Как вы донесете ягоды? (В ладошке, на листочке, на травинке.)
Дети изображают свой способ в движении.
Дети садятся за столы, и воспитатель предлагает им съесть вот столько (1) ягод земляники. Дети должны взять в руку один красный круг.
Съешьте вот столько (5) ягод земляники.
Дети выполнить задание не могут.
– Почему вы не можете выполнить просьбу? (Потому что ягод земляники осталось всего 4, а нужно съесть 5.)
– Съешьте вот столько ягод (5) ягод черники.
Дети берут 5 ягод черники, пересчитывая их по одной.
– Сколько ягод у вас осталось? (4.)
– Какие это ягоды? (Земляника.)
Воспитатель говорит детям, что от черники у них испачкались губы, и предлагает губы облизать. Дети несколько раз проводят языком по губам слева направо и справа налево.
Итог занятия.
Дети собираются около воспитателя.
– Где вы сегодня побывали?
– Что интересного сделали?
Воспитатель хвалит детей, что ребята научились считать до 5 и узнали как записывается число 5.
– Молодцы ребята.