Валентина Сорокина
Сценарий комплексного занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Придумывание сказки на тему
«Как ёжик выручил зайца».
Цели:
Связная речь: Учить детей придумывать сказку
на заданную тему; описывать
внешний вид персонажей, их
поступки, повадки; оценивать
рассказы друг друга;
Словарь и грамматика: Учить подбирать однокорен-
ные слова; учить подбирать
синонимы и антонимы;
воспитывать чуткость к
смысловым оттенкам слова;
способствовать усвоению зна-
чений многозначных слов;
Звуковая культура речи: Учить регулировать силу
голоса.
Театрализация: Учить обыгрывать сказку.
Публикация «Сценарий комплексного занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Развивающая среда: Предметные картинки;
игрушки- «зайчик», «ёжик»,
«белочка»; цветок «Кактус»;
еловая и сосновая веточки;
еловая и сосновая шишки;
аудиозаписи.
Предварительная работа: слушание музыки;
изготовление поделок
из природного материала;
рассматривание картинок;
составление описательных
рассказов по картинкам.
Длительность занятия: 35- 40 минут
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадки:
1. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
Дети отвечают (Заяц, а воспитатель вывешивает картинку
с его изображением на доску.
2. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки – ни одной.
Дети отвечают (Ёжик, а воспитатель вывешивает картинку
с его изображением на доску.
Воспитатель беседует с детьми по вопросам:
-Где живут ёж и заяц? (В лесу.)
-Какие слова –родственники можно образовать
от слова «лес»? (Лесок, лесочек, лесной, лешик, лесовичок,.)
-А как называют человека, который работает в
лесу? (Лесник.)
-Какие у зайца лапы (Длинные, сильные.)
-А зачем они ему нужны (Для быстрого бега.)
-От кого зайцу нужно убегать (От волка, лисы)
-Значит, заяц по характеру какой (Трусливый.)
-А как сказать про него по-другому? Подберите
слова, близкие по смыслу к слову «трусливый».
(Боязливый, пугливый.)
-Где прячется заяц от своих врагов (В норке, под
пеньком, под кустиком.)
-А какая у зайца есть особенность, которая помогает ему выживать (Менять свою шубку с серой на белую.)
Показ картинок с зайцем в разных шубках.
-А какой у нас по характеру ёжик (Смелый.)
-Подберите слова, близкие по смыслу к слову «смелый».
(Храбрый, отважный.)
-Правильно, ребята, это слова – друзья.
-Как ёжик спасается от врагов (Сворачивается в клубок.)
Физкультминутка с элементами психогимнастики.
Заяц мчится что есть мочи,
(дети изображают бег на месте)
Заяц схорониться хочет.
(дети закрывают лицо ладонями)
То бежит он, то кружит…
(бег на месте, повороты вокруг себя)
Бедный, он всего боится,
Где укрыться ото зла.
(руки лодочкой у груди, боязливо)
От лисицы, от куницы,
(повороты вправо-влево, изображая хвост лисы и куницы)
От орлицы и орла,
(показывают крылья орла, широко расставив руки)
Он боится даже белки,
(показывают ушки белки)
Певчей птицы, даже мелкой.
(показывают клювик птицы, сложив пальцы)
Уши - стрелы, хвост- сучок,
(показывают заячьи уши, вытянув руки вверх)
Прыгнул белкой и молчок.
(показывают беличий прыжок на стульчик, а затем
подносят указательный палец к губам, изображая молчание.)
-А в кустах ёж спрятался и фыркает. Давайте изобразим, как он это делает.
(Вдыхаем воздух через одну ноздрю, а выпускаем через рот
отрывисто, произнося ф-ф-ф-ф… Также с другой ноздрёй.)
Воспитатель сообщает детям задачу занятия:
-Сегодня мы будем придумывать сказку о том, как
ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ёж мог выручить своего друга. Сказка
ваша начнётся со слов «Жили-Были…», она должна
быть небольшой, интересной и законченной. А помощ-
никами вам будут музыкальные фразы, которые вы
сейчас прослушаете. И так, сели поудобнее, можете
закрыть глазки и пофантазировать, как писатели.
(Звучат музыкальные фразы в аудиозаписи, дети определяют
к кому они относятся.)
Даётся время, чтобы дети придумали свои сказки.
-Ну, а теперь давайте с помощью наших сказочных персонажей поиграем в сказку.
( 2-3 человека рассказывают сказки у доски, а потом, с помощью игрушек, показывают театрализованную игру).
-Молодцы, ребята. Чья сказка вам понравилась?Почему?
-А кто ещё кроме ёжа может придти на помощь
зайцу,вы узнаете,если отгадаете загадку.
Рыжая, пушистая,
На сосну взбирается,
Шишками кидается.
Дети отвечают: БЕЛКА.
-Закончите предложения:Белка бросила в волка (шишку).
На лбу у волка выросла (шишка).
-Какие шишки бросала белка (Еловые, сосновые.)
(Воспитатель показывает еловую и сосновую шишки.)
-Что выскочило у волка на голове (Шишка.)
-Еловая,сосновая? Какая?Покажите. (Дети показывают.)
-Какое весёлое слово «шишка.»Подберите к нему
схожие слова (в рифму.)
(Шишка- мышка, малышка, трусишка, мартышка, крышка.)
-Белка угостила ежа орехами, а он не смог их съесть.
Ёж взял молоток и…расколол орехи. Что ещё можно
колоть (Дрова.)
-Чем (Топором.)
-Чем можно уколоться (Иглой.)
-Почему (Игла острая, колючая.)
-Что может быть острым (Нож, пила, перец, язык,
слух, нюх, ум, карандаш, нос, ножницы)
-Что может быть колючим(Ёж, дикобраз, кактус,
хвоинки ели, сосны, а вот хвоинки туи (для сравнения)
плоские и мягкие,не колючие.
(Все объяснения воспитатель сопровождает показом.)
Заключительная часть.
Воспитатель просит детей стать поэтами и закончить
фразы так, чтобы было складно:
-Где ты, белочка, гуляла?
(Я орешки собирала.)
-Ты кого, ежок, нашёл?
(Я вам белочку привёл.)
-А ежиха в лес пошла…
(Спелых ягод принесла.)
-Быстро белочка скакала…
(Все орешки растеряла.)
-В стороне стоял грибок…
(Ёж его найти не смог.)
-Молодцы, ребята, хорошие вы писатели и поэты.
-Чем мы занимались на занятии (Дети перечисляют.)
-Что вам больше всего понравилось?
-Все вы молодцы. Спасибо за работу.