Валентина Никульшина
Конспект занятия по познавательно — речевому развитию в средней группе «На лесной опушке»
▼ Скачать + Заказать документы
по познавательно - речевому развитию в средней группе
Воспитатель:
Никульшина В. Д.
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию для детей средней группы «На лесной опушке»
Публикация «Конспект занятия по познавательно — речевому развитию в средней группе „На лесной опушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Подготовил воспитатель МБДОУ «Детский сад №8 «Чебурашка» г. Скопин Рязанской области Никульшина Валентина Даниловна
Цель: Расширение представлений о сезонных изменениях в природе и жизни диких животных в лесу.
Задачи:
1. Образовательные:
- учить детей видеть сезонные изменения в природе, закреплять в речи дошкольников названия диких животных, деревьев;
- активизировать словарный запас детей при помощи новых слов, совершенствовать навыки самостоятельного принятия решений, способствовать снятию психомоторного напряжения дошкольников;
2. Развивающие :
- формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, с помощью игровых ситуаций доставить радость, удовольствие от занятия;
3. Воспитательная:
- воспитывать осознанно-правильное отношение к природе, через осознание её красоты, учить создавать композицию из природных материалов, воспитывать умение творить в коллективе сверстников, развивать художественный вкус, фантазию.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, имитация леса в виде поляны, лесные украшения для группы, коллаж с дикими животными - волк, лиса, заяц, медведь, 2 ватмана со схематично изображенным на них лицом женщины, поднос с листьями различных деревьев, цветы, шишки, семена и т. д.
Ход занятия
(Воспитатель вместе с детьми сидит в кругу).
Воспитатель: Ребята, сегодня с вами мы отправимся в путешествие, а куда вы сейчас узнаете. Мне вчера вечером пришло интересное письмо, вы его сейчас увидите.
(Включает ноутбук, с записью зайчика (ребенок в костюме зайчика, записанного заранее, можно из другой группы).
«Дорогие ребята! Здравствуйте! Вот и у нас в лесу закончилась зима. Вдруг стало теплее, тает снег. Все вокруг твердят: «Весна пришла». А кто такая весна мы и не знаем. Ведь весной нам, зайчатам, и другим лесным зверям пора шубы зимние сменить. Помогите нам, пожалуйста, объясните, что такое весна. Ваши зайцы, белки». (выключается запись).
Воспитатель: Поможем им, ребята? (Ответы детей).
Для этого нам необходимо отправиться в путешествие в лес. Готовы? Но прежде необходимо узнать, знаете ли вы правила поведения в природе?
(Дети с воспитателем встают в круг для игры)
Воспитатель: Поиграем в игру. Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать. Слушайте внимательно:
- В лес бери с собой топор, можешь там разжечь костер. (Действия детей)
- В лесу громко не разговаривай. (Действия детей)
- Птенцов домой не забирай. (Действия детей)
- Ходи по лесу осторожно, веток не ломай. (Действия детей)
- В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко. (Действия детей)
- Молодцы, вы не ошиблись, и потому нам пора отправляться в путь. Путь нелегкий. Становитесь друг за другом и вперёд! (Дети выстраиваются друг за другом и переходят к лесной поляне)
Воспитатель: Ну, вот мы и пришли! Куда мы попали? (В лес).
(Звучит запись музыки капели, птичьи голоса.)
Воспитатель: Что это. А это дети просыпается природа после зимней спячки. Слышите? Птицы весело щебечут, ручьи журчат.
Воспитатель: Дети отгадайте загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал с постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Воспитатель: Правильно, это весна. Сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить ласковые слова. Я скажу – солнце, а вы ласково – солнышко, ветка, ручей (Дети называют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами)
Воспитатель: Ребята, расскажите – какая бывает весна.
( Дети предположительно отвечают: Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая.)
Физкультминутка: Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Идут по кругу)
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, (Машут руками)
А сугробы тают, тают, (Приседают)
А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх)
Воспитатель: Ребята, а какие звери живут у нас в лесу? (Ответы детей) Давайте с вами поиграем в игру, отгадайте кто это. Я опишу животного. А вы должны отгадать о ком идет речь, и найти его на картинке.
1. Дидактическая игра «Отгадай кто это»
Цель игры: найти животного по описанию.
Игровое действие: поиск дикого животного.
Правила: необходимо показать узнанное животное, выслушав его описание.
Оборудование: коллаж «леса» с расставленными дикими животными (лиса, волк, белка, заяц, медведь).
Ход игры: воспитатель рассказывает о каком-нибудь диком животном, описывает его характерные черты, повадки, а затем предлагает ребенку найти это животное. Игру повторяют с каждым из животных.
Пальчиковая гимнастика «Покачай лодку»
Воспитатель: Что любят делать дети весной?
( Дети предположительно отвечают: Ходить по лужам, пускать кораблики, лодочки.)
Долго лодочку качало. - Кисти рук влево-вправо.
Ветер стих и лодка встала. - Руки ладонями вверх, пальцы лодочкой.
Воспитатель: А кто проснулся после зимней спячки? (Дети называют зверей).
(Выходит медведь)
Медведь: «Я в берлоге спал зимой
Под большущею сосной.
А когда пришла весна,
Я проснулся ото сна».
Медведь: Только я проснулся, вышел из берлоги, и поранил лапу о разбитую бутылку. Это вы оставили их в лесу? Я очень зол!
( Дети: Нет, это не мы)
Воспитатель: Не сердись, Мишенька, мы в лес пришли полюбоваться красотой его, пробуждением ото сна. Мы гнёзд не разоряли, деревьев не ломали, Мы любим лес и бережём его. Пойдём, Миша, с нами в гости к нам и лапу твою полечим.
(Воспитатель, дети и медведь подходят к елке и сосне)
Воспитатель: Ребята посмотрите, какие деревья зимой не спали и были зеленые? (Ёлка)
Воспитатель: Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. (Воспитатель показывает детям шишки разных видов) Вот шишка ели, а это шишка сосны. Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).
Воспитатель: Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок. Давайте с Мишкой поиграем.
(Дети и Мишка берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится Мишка – сосна.)
Мы посадим сосну. (Все ходят вокруг «сосны»)
Вот, вот! (Приседают)
Пускай наша сосна (Медленно встают)
Растет, растет!
Вырастай ты, сосна, (Поднимают руки вверх)
Вот такой вышины;
Вырастай ты, сосна, (Разводят руки в стороны)
Вот такой ширины.
Вырастай ты, сосна, (Делают «пружинку»)
В добрый час!
Потанцуй, Мишка (имя водящего, (Хлопают в ладоши)
Покружись для нас! (Медведь танцует, кружится)
А мы с этой сосны
Шишки срывать будем. (Дети приближаются к медведю)
От нашего Мишки (Стараются дотронуться до Мишки)
Убегать будем! (Дети убегают, Мишка их ловит)
Воспитатель: Вы то, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? Кому очень нужны шишки? (Ответы детей) Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (Воспитатель показывает еще одну шишку). Птицы полакомились семенами этой шишки. Под соснами растут грибы подосиновики, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома.
Воспитатель: Ну что отправляемся домой. Вот и закончилось наше путешествие. Вы теперь знаете, как вести себя в лесу. Будьте внимательными и берегите природу.
(Дети возвращаются из леса в группу)
Воспитатель: Ребята, мы многое увидели, но зайчатам так еще и не помогли узнать кто такая весна. Чтобы они увидели, кто же такая весна – красна. Давайте вспомним, что с весной приходит к нам. (Ответы детей)
Воспитатель: Солнце, радость, птички прилетают,цветы расцветают, на лицах у ребяток солнышко оставляет свои пятнышки, так и называет их веснушки. У меня есть веснушки, еще у кого (Тани, Васи, Люды и т. д.).
Воспитатель: А какой весенний праздник мы с вами отметили? Мамин День. Мама, она какая? ( Ответы детей: добрая, ласковая и т. д.) Вот дети и весна такая. Попробуем пофантазировать и нарисовать её портрет при помощи листьев, ягод, цветов и прочих материалов. Подойдите, пожалуйста, к столам (на больших листах нарисовано женское лицо)
(Дети делятся на 2 подгруппы и каждая выполняет задание с помощью природного материала раскрашивают лицо весны, когда закончат рисовать, предложить Мишке отнести рисунки в лес)
Воспитатель: Ребята мы с вами знаем, что сейчас в лесу голодно животным, а мы с вами собрали им подарки, зернышки, орешки, хлебные крошки, давайте отдадим наше угощение Мишке, и он отнесет их вместе с нашими рисунками лесным зверятам и расскажет, что такое весна.
Медведь: Спасибо вам ребята за угощение! За то, что вы стараетесь беречь природу и любите лес! До свидание!