Татьяна Скрягина
Конспект итоговой образовательной ситуации в подготовительной группе «Шаги весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание весеннего пейзажа средствами изобразительной живописи.
Образовательные задачи :
Обучающие:
- создавать у детей радостное настроение от весеннего цветения,
- учить передавать в рисунке свое настроение от восприятия цветущей весенней природы, используя разнообразные материалы (фломастеры, мелки, сухую пастель, пастельную пыль) и технику штриховка в разных направлениях, кончиком, плашмя, изменяя силу нажима для получения разных оттенков одного и того же цвета, растушевка,
Публикация «Конспект итоговой образовательной ситуации в подготовительной группе „Шаги весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- формировать умение располагать сюжет на всей поверхности листа, использовать цвет, как средство самовыражения,
- способствовать совершенствованию умелости рук в отработке скорости движения, их координации (умение регулировать движение по силе, размаху, длительности, легкости, свободе).
Развивающие:
- создавать условия для развития наблюдательности, воображения, творчества, эмоциональности.
Воспитательные:
- создавать условия для эмоционального переживания от увиденного, желание передавать радостное настроение другим при помощи вербальных и невербальных средств общения;
- способствовать развитию умения эстетически, оценивать результаты собственного творчества и творчества сверстников.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал:
- столы (8 шт., стулья (8 шт.)
- магнитная доска (2 шт.)
- макет улыбающегося солнца (размер 50х50см);
- видеоролик «Весна в лесу»;
- фотоматериалы с изображением весеннего пейзажа;
- аудиозапись «Звучание колокольчика»;
- музыкальные зарисовки с использованием звуков природы: Э. Григ «Утро в лесу», П. И. Чайковский «Весна» (из альбома «Времена года»).
Раздаточный материал (по количеству детей) :
- листы для акварели формата А3,
- простой карандаш,
- ластик,
- сухая пастель, пастельная пыль, масляная пастель,
- фломастеры,
- восковые мелки
- влажные салфетки,
- ватные диски.
Предварительная работа с детьми:
1. Наблюдения за изменениями, происходящими в природе, с наступлением весны.
2. Чтение художественных произведений И. Соколова–Микитова, М. Пришвина, Г. Скребицкого, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, Е. Баратынского.
3. Рисование пастелью и пастельной пылью.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи:
1. создавать условия для эмоционального переживания от увиденного, желание передавать радостное настроение другим при помощи вербальных и невербальных средств общения;
2. создавать условия для развития наблюдательности, воображения, творчества, эмоциональности.
Дети входят в изостудию, здороваются с гостями, проходят на ковер.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть. Как всегда, я приготовила для вас множество сюрпризов, но начать нашу встречу я хотела бы со стихотворения.
- Садитесь поудобнее и слушайте.
Долго шла она тайком
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком
Шлепает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстилать луга
Бархатом зеленым.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне.)
- Почему вы так решили? (Потому что в стихотворении говорится о том, что тает снег.) (Я думаю, что это весна, потому что луга покрываются зеленой травой.)
- Вам нравится весна? (Да.) (Нет.)
- Почему вам нравится это время года? (Потому что светит ласковое солнышко.) (Бегут ручейки, в которых можно пускать кораблики.) (Зеленая мягкая травка.)
- Мне тоже нравится весна! Весна – прекрасное время года: пахнет свежестью, новизной, природа просыпается от долгого зимнего сна.
- Ребята, вы хотите увидеть настоящее весеннее пробуждение природы? (Да, хотим)
- Где мы можем наиболее ярко увидеть это явление? (В лесу.) (В природе.) (На улице.) (Посмотреть в книге, по телевизору.)
- Мне понравилось Машино предложение – посмотреть в лесу.
- Значит, что нам надо сделать? (Отправиться в весенний лес, посмотреть пробуждение природы, весны)
- Тогда я на мгновение стану волшебницей и перенесу вас в весенний лес.
Готовы, тогда закрывайте глаза и!
Звучит волшебная музыка, символизирующая волшебное перемещение.
- Вот мы и в лесу. Открывайте глаза. Смотрите и примечайте.
Дети открывают глаза, и начинается просмотр видеоролика «Весна в лесу», сопровождаемый рассказом воспитателя «Весна в лесу» :
- Как прекрасна природа, просыпающаяся после долгого зимнего сна. Засияло над лесом голубое небо, выкатилось красное солнышко. Рассыпались по земле его яркие лучики, зазвенели ручейки, разлились синими морями реки. Весне радостно, переглядывается, перемигивается с солнышком, ловит солнечные лучики. Они для весны, что для художника кисточки. Проведет одним лучиком – на черной земле золотые цветочки появляются, проведет другим – голубые распустятся, третьим – трава зеленая вырастет.
Картина остаётся на экране.
- Ребята, посмотрите, какой подарок преподнесла нам сегодня весна! Что это? (Подснежник.)
- Да, это подснежник, распустившийся после долгой зимы.
2. Игровая деятельность
Дидактические задачи:
1. создавать у детей радостное настроение от весеннего цветения,
2. создавать условия для эмоционального переживания от увиденного, желание передавать радостное настроение другим при помощи вербальных и невербальных средств общения;
3. учить передавать в рисунке свое настроение от восприятия цветущей весенней природы, используя разнообразные материалы (фломастеры, мелки, сухую пастель, пастельную пыль) и технику штриховка в разных направлениях, кончиком, плашмя, изменяя силу нажима для получения разных оттенков одного и того же цвета, растушевка,
4. формировать умение располагать сюжет на всей поверхности листа, использовать цвет, как средство самовыражения,
5. способствовать совершенствованию умелости рук в отработке скорости движения, их координации (умение регулировать движение по силе, размаху, длительности, легкости, свободе).
2.1. И/у «Поделись своим настроением».
- Вам нравится в весеннем лесу? (Да, нравится.)
- Расскажите, какое у вас сейчас настроение, передавая подснежник друг другу. (Радостное.) (Весёлое.) (Счастливое.) (Грустное.) (Хорошее.) (Удивлённое.) (Спокойное.) (Восторг.) (Восхищение.)
Дети передают по очереди подснежник и называют своё настроение
- Как ещё мы можем передать своё хорошее настроение? (Улыбнуться.)
- Как жаль, что наши друзья и родные этой красоты не видят и не чувствуют.
- Подскажите, как вы можете передать для них своё настроение и эту весеннюю красоту? (Нарисовать картину.) (Передать свои впечатления в рисунке.) (Рассказать друзьям.) (Сочинить стихотворение.)
- Конечно же, вы можете передать в рисунке красоту и ваше настроение и у вас получится красивая весенняя картина.
2.2. Игра «Какого цвета весна?»
- У весны богатая палитра красок. Давайте вспомним и назовём цвета весны, передавая подснежник друг другу. Будьте внимательны, это нам пригодится. (Голубой.) (Синий.) (Зелёный.) (Красный.) (Жёлтый.) (Фиолетовый.) (Розовый.) (Коричневый.)
Дети передают подснежник в обратную сторону и называют цвета. Воспитатель задаё т каждому вопрос:
- Что тебе напоминает этот цвет?
- Почему ты выбрал этот цвет?
Дети объясняют свой выбор:
(Я выбрал такой цвет, потому что весной всё просыпается, много воды, всё прозрачно.) (Я взял яркий зелёный цвет, потому что трава яркая.) (Я взяла нежные цвета, потому что подснежник – нежный цветок.) (Я выбрала желтый цвет, потому что солнышко желтое и оно яркое.)
- Вот теперь я знаю, что каждый из вас увидел весну по-своему и сумеет предать это в своей картине!
2.3. Самостоятельная художественная деятельность детей.
- Теперь мы можем отправиться в художественную мастерскую.
Дети вместе с педагогом переходят в изостудию.
- Вот мы с вами снова в детском саду, в нашей мастерской. Посмотрите, как-то необычно здесь сегодня (Нас встречает весеннее солнышко.) (В окне появилось солнышко.)
- Сегодня даже солнышко помогает нам, поддерживает хорошее настроение.
- Что же вы будете рисовать? (Картину про весну для друзей и близких.)
- Что вы изобразите на своей картине? (Весеннее небо.) (Весенний ковёр.) (Дальний лес.) (Ближние березки.) (Кустики, цветочки.)
- Как называется картина, на которой обычно художники изображают природу? (Пейзаж.)
- А как называются художники, изображающие пейзаж? (Пейзажисты.)
- А каких художников-пейзажистов вы знаете? (Шишкин.) (Левитан.)
- Ребята, сегодня мы с вами будем заниматься пейзажной живописью, и нашими помощниками будут уже знакомые нам материалы. Какие? (Пастельная пыль.) (Сухая пастель.) (Восковые мелки.) (Фломастеры.) (Масляная пастель.)
Дети называют материалы, которые лежат на столе.
- Помните, вы должны не только нарисовать весенний пейзаж, но и передать в картине своё настроение. Желаю вам успехов! Приступайте к работе.
1 этап работы: изображение дальнего плана (силуэт дальнего леса, весеннего неба с помощью сухой пастели и пастельной пыли, используя технику рисования – «плашмя», «растушевка»);
2 этап работы: изображение среднего и ближнего плана (берез, кустиков, цветов, ручейка, тропинки и др. с помощью фломастеров и восковых мелков);
3 этап работы: нанесение фона весенней полянки с помощью пастельной пыли или сухой пастели, восковых мелков, используя технику рисования - «плашмя», «растушевка».
Во время самостоятельной деятельности детей звучат музыкальные зарисовки из альбома П. Чайковского «Времена года. Весна»
- Кто закончил работу, можно подойти ко мне со своей картиной.
Дети по очереди подносят картины воспитателю. Воспитатель ведёт диалог с каждым ребёнком. Картины выставляются на мольберте.
- Какое настроение ты хотел передать в картине?
- У тебя получилось?
- Почему у тебя получилось?
- Я приглашаю вас всех полюбоваться красотой нашего весеннего леса.
-Какое настроение вызывает у вас наша общая картина? (Радостное.) (Счастливое.) (Доброе.)
- Давайте поаплодируем себе.
Дети хлопают в ладоши.
3. Осмысление (итог).
Дидактические задачи:
- создавать условия для эмоционального переживания от увиденного, желание передавать радостное настроение другим при помощи вербальных и невербальных средств общения;
- способствовать развитию умения эстетически, оценивать результаты собственного творчества и творчества сверстников;
- формировать навыки самооценки.
- Подойдите ко мне, присаживайтесь поудобнее.
- Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали? (Мы были в весеннем лесу.) (В художественной мастерской.)
- Для чего вы туда отправились? (Мы хотели увидеть, как просыпается природа весной и рассказать друзьям и родным об этом.)
- Что вы увидели в лесу? (Мы увидели, как просыпается природа весной.) (Мы видели подснежники.)
-Как вы смогли передать свои впечатления от увиденного? (Мы нарисовали пейзажи.)
- Что было самым интересным? (Рисовать картину весеннего леса.) (Наблюдать весенний лес.)
- У вас возникли трудности? (Да.) (Нет.)
- Почему? (Потому что мне было интересно.) (Потому что у меня было хорошее настроение.) (Мне было приятно рисовать картину для мамы.) (У меня не получилось, потому что я перепутал цвета.)
- А тебя это испугало? (Нет.) (Я придумал нарисовать по-другому.)
- Но ведь у вас здорово получилось!
- Где нам пригодится умение рисовать пейзажи? (Мы можем нарисовать пейзаж другу на день рождения.) (Мы можем нарисовать пейзаж для конкурса рисунков.)
- Ребята, вы сегодня показали свое мастерство, подарили радость всем нам. Огромное вам спасибо! Я думаю, что ваши родные и близкие будут очень рады, увидев эти прекрасные картины. Вы настоящие художники!
- А сейчас я предлагаю пригласить гостей и дать им возможность полюбоваться красотой ваших работ.