Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации ОНЗ в подготовительной группе «Сердце для Железного Дровосека»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель: формирование представлений у детей о строении и функционировании сердца и кровеносной системы человека.
Образовательные задачи :
познакомить детей со строением сердца и кровеносной системы человека - сосудами, её функционированием и целостностью;
побуждать детей к анализу результатов опытов;
создать условия для формирования ориентиров: – проявления любознательности, выявления причинно-следственных связей, склонности к экспериментированию, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения выражать свои мысли, способности к волевым усилиям и следованию социальным нормам поведения;
Публикация «Конспект образовательной ситуации ОНЗ в подготовительной группе „Сердце для Железного Дровосека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
способствовать развитию воображения, ассоциативного мышления, сравнения, анализа;
содействовать развитию умения учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других, адекватного проявления своих чувств, в том числе чувства веры в себя, умения действовать в коллективе.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: письмо с изображением Железного Дровосека,
запись стука сердца человека, картинка на магнитах с изображением сердца человека, разрезные картинки с изображением сердца, лёгкого, желудка человека;
спринцовка розовая или красная,
таз, подкрашенная красной гуашью вода, силуэт человека на плёнке на магнитах,
плёнка на магнитах с изображением сосудов, игра «Органы человека»,
Даль «Толковый словарь для детей»,
белый халат,
стрелочки из бумаги,
презентация «Кровеносная система человека», видеокамера.
Предварительная работа: непосредственно образовательная деятельность «Кровь. Функции крови.», «Дыхательная система человека», «Пищеварительная система человека», чтение «Волшебник Изумрудного города.» Волков, беседа «Органы и системы.», работа с плакатом «Строение тела человека».
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
(«хочу – могу – надо»)
Задачи этапа:
• Создать условия для возникновения у детей мотивации включения в игровую деятельность;
• Сформировать и зафиксировать «детскую» цель - рассказать Железному Дровосеку о сердце;
Дети и воспитатель собираются у окна на ковре. Воспитатель показывает письмо. На конверте фотография железного дровосека.
- От кого это письмо, ребята, как вы думаете?
- Вы правы, это письмо от Железного Дровосека.
- О чём он нам может писать?
- Давайте почитаем.
- «Ребята, я был у Гудвина и попросил у него сердце. Гудвин выполнил просьбу и дал сердце, но теперь я не понимаю, почему оно всё время стучит. Помогите мне это понять».
- Вы хотите помочь Железному Дровосеку? (Хотим.)
- А сможете? (Сможем.)
- А что для этого нужно сделать? (Нужно ему рассказать о сердце, о том, почему оно стучит.)
2. Актуализация знаний.
Задачи этапа:
• актуализировать мыслительные операции - сравнение, анализ; знания названия органов человека и их расположение, необходимые для построения нового знания.
- Смотрите, в конверте ещё что-то есть.
Из конверта падают перемешанные кусочки картинок с изображением сердца, желудка, лёгкого человека. Дети подходят к столу.
- Что же на этих картинках?
- Давайте их соберём. (Давайте соберём картинки.)
Игра «Органы человека».
Задачи:
развивать образное и пространственное мышление, тонкую моторику и координацию движений.
Дети собирают части картинок. Получаются сердце, желудок, лёгкое.
- Что же у нас получилось на картинках?
- Мы сможем сейчас рассказать Железному Дровосеку о сердце? (Да, можем.)
- Давайте попробуем. (Сердце размером с кулачок. Сердце расположено слева в груди.) Демонстрация расположения сердца на себе.
3. Затруднение в ситуации.
Задачи этапа:
• формировать у детей опыт фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины.
- А почему же оно стучит?
Возникает затруднение.
- Смогли вы объяснить, почему сердце стучит? (Нет)
- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, как работает сердце)
- Значит, что нам сейчас надо сделать? (Узнать, как работает сердце человека и почему оно «стучит»)
4. Открытие нового знания.
Задачи этапа:
• формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в деятельности способом «Если не знаем, спросим у того, кто знает»
• развивать умение фиксировать новое знание в речи.
- Как же нам больше узнать о сердце? Где мы можем о нём узнать? (Из энциклопедии, интернета, спросить у взрослых.)
- Кто из взрослых точно сможет нам рассказать о сердце? (Родители, воспитатель, врач.)
- Врач, который лечит сердце называется кардиолог?
Можно предложить ребенку, владеющему навыками чтения, прочитать в «Толковом словаре для детей» : Кардиолог – это врач, который лечит сердце.
- К кому же мы отправимся, чтобы больше узнать о сердце? (К кардиологу.)
- Дорогу нам укажут стрелочки. Педагог надевает белый халат и встречает детей в «кабинете кардиолога».
- Здравствуйте, ребята. Я – врач-кардиолог Елена Алексеевна. С какой целью вы ко мне пришли? (Мы хотим узнать, почему стучит сердце.)
- Кто вас попросил об этом? (Железный Дровосек.)
- Хорошо. Тогда давайте заглянем внутрь человека.
Начинается показ слайдов. Звучит запись стука сердца. Дети подходят к экрану.
Демонстрация слайда 1.
- Что мы видим? (Сердце.)
- Как вы думаете, сердце внутри пустое, как мешок, или там что-то есть? (Там кровь. Оно пустое.)
Демонстрация слайда 2.
- Сердце – это мешок, стенки которого состоят из мышц. Сердце разделено на две «квартирки» перегородкой – левую и правую. Подтвердит наши слова эта картинка.
- А вы знаете, для чего нужно сердце?
Дети высказывают свои мнения.
- Сердце выталкивает кровь. А как оно это делает? (Сжимается, стучит.) (Сердце работает.)
- Мнения разделились. Я вас приглашаю в лабораторию. Дети перемещаются к столам.
Опыт 1.
Цель: развивать представления детей о работе сердца.
- Спринцовка заменит нам сердце. Набрать подкрашенную красную воду в спринцовку, соединённую с трубкой, нажимать на спринцовку.
- Сердце сжимается и разжимается, при этом выталкивает кровь. Предложить детям понажимать на спринцовку.
- Ребята, как нам узнать, что у нас с вами есть сердце? (Послушать, как стучит, послушать сердце друг у друга.)
- Давайте послушаем друг у друга, как стучит сердце. Дети прикладывают ухо к соседу в область груди слева.
- А почему сердце стучит? (Работает, качает кровь.)
- В сердце есть специальные отверстия, через которые кровь из сердца вытекает. Они то открываются, то закрываются, как двери. А закрываются с шумом. Поэтому мы и слышит стук. Демонстрировать на двери.
- Предлагаю немного заняться физкультурой. Дети с кардиологом перемещаются на ковёр.
Опыт 2.
Цель: выявление зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.
Сердце - самый важный орган - приседания
Есть у каждого из нас - приседания
Как насос качает кровь каждый день и каждый час - движение как накачивает насос
Занимайся физкультурой, прыгай, бегай и скачи - прыжки
Развивай мускулатуру, не нужны будут врачи - сгибание рук в локтевых суставах.
- Что случилось с вашим сердцем? Послушайте его стук. (Стучит сильнее, чаще стало биться, выпрыгивает изнутри.)
- Почему это произошло? (Мы позанимались физкультурой, попрыгали, сделали зарядку.)
Демонстрация слайда 3.
- Ребята, как вы думаете, куда кровь попадает из сердца? (Кровь попадает в живот, в руки, в ноги)
- Кровь из сердца попадает в сосуды. Давайте посмотрим на изображение сосудов.
- Все ли сосуды одинаковые?
- Можем ли мы у себя сейчас увидеть сосуды? (Да. Нет.)
- Мы найдём сосуды, если перевернём руки вверх ладошками. Разглядывание сосудов.
- Ребята, как вы думаете, как называется система органов, включающая в себя сердце и все сосуды вместе?
- Называется она кровеносная система человека. Давайте вместе повторим… (Кровеносная система человека.)
- Вам пора возвращаться в детский сад. А чтобы вы смогли рассказать всю информацию Железному Дровосеку, я подарю эту игру. Кардиолог даёт детям коробочку. (Спасибо.)
- Стрелочки укажут вам дорогу домой. До свидания, ребята.
Дети прощаются и перемещаются по стрелочкам «в группу». Педагог снимает белый халат. Встречает детей.
5. Включение нового знания в систему знаний детей.
Задачи этапа:
• использовать новые знания совместно с освоенными ранее знаниями, с проговариванием вслух нового знания;
• использовать новые знания в совместной деятельности в группе.
- Ребята, вы теперь сможете рассказать Железному Дровосеку, почему стучит сердце? (Сможем.)
- Как же можно передать информацию Железному Дровосеку? (Написать письмо, нарисовать рисунки, позвонить по телефону.)
- А я вам предлагаю снять видеосюжет о сердце и кровеносной системе человека и его переслать по почте. Вы согласны?
Игра «Интервью».
Цель: закрепить знания детей о строении и функционировании кровеносной системы человека, развивать умение отвечать на поставленные вопросы.
- Я буду как репортёр задавать вам вопросы и снимать видеокамерой ваши ответы, а поможет нам игра, которую подарил кардиолог.
- Здравствуй, Железный Дровосек. Ребята хотят рассказать тебе, что такое сердце.
- Ребята, где находится сердце? (Сердце находится в груди слева.)
Дети прикрепляют на магнитную доску силуэт человека и сердце.
- Какого оно размера? (Сердце размером с кулачок.)
- Что из себя представляет сердце? (Сердце - это мешок, который состоит из мышц.)
- Для чего нужно сердце? (Сердце выталкивает кровь.)
- Как оно это делает? (Сжимается и разжимается.)
- Почему сердце стучит? (В нём есть отверстия, которые открываются и закрываются, а закрываются с шумом.)
- Куда кровь попадает из сердца? (Кровь из сердца попадает в сосуды.) Изображение сосудов помещается на магнитную доску поверх сердца.
- Как называется система, состоящая из сердца и сосудов? (Она называется кровеносная система.)
Видеокамера выключается.
- Ребята, вы молодцы. Как вы думаете, вы помогли Железному Дровосеку? (Да.)
- Наш сюжет я отправлю сейчас по почте. А вы пока присядьте на стульчики.
Педагог уходит с видеокамерой.
6. Осмысление.
• создать ситуацию успеха;
• организовать фиксирование детьми достижение «детской» цели – рассказать Железному Дровосеку о сердце;
• проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели.
Приходит второй педагог группы.
- Ребята, где вы были, кому помогли?
- Почему вы смогли помочь Железному Дровосеку? (Потому что мы узнали, как работает сердце человека и почему оно «стучит».)
- Откуда вы об этом узнали?
- Где ещё вам пригодятся знания о сердце человека?