Светлана Насонова
Конспект образовательной ситуации по экологическому воспитанию «Путешествие капельки» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи
1. Расширить представления детей о природных объектах, состоящих из воды.
2. Объяснить экологические зависимости, осознание которых способствуют развитию экологического мышления.
3. Развивать творческое воображение в процессе опытной и исследовательской деятельности детей.
4. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой, желание беречь природу, водные ресурсы.
5. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Предварительная работа
Публикация «Конспект образовательной ситуации по экологическому воспитанию „Путешествие капельки“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Беседа с детьми о временах года, наблюдения в природе, проведение опытов, рассматривание иллюстраций, слушание музыкальных произведений. Изготовление лэпбука «Удивительная вода», работа с детьми по содержанию лэпбука.
Материал
Глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губки, иллюстрации с изображением времён года, картинки-отгадки, тонированный и разделенный на четыре части лист бумаги, цветные карандаши аудиоплеер, аудиозапись песни «Капелька чудесная»
Ход занятия
Дети свободно стоят на ковре.
Воспитатель. Дети, я хочу,чтобы Вы послушали очень красивую песенку.
Аудиозапись «Капелька чудесная на ладошку села».
О чём же эта песенка?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, эта песенка о капельке. Сегодня нашим гостем станет Капелька и поможет нам разобраться, что же такое вода.
Дети подходят к столу, на котором находятся глобус и два подноса со стаканами пресной и солёной воды.
Дети, посмотрите на глобус. Это модель нашей Земли, нашего общего дома. Как вы думаете, каким цветом на глобусе обозначена суша? Каким цветом обозначены моря и океаны?
Маленькие овалы – это озёра, тонкие линии – реки. Вода в морях и океанах не такая, как в реках и озёрах. Узнать, чем она отличается, нам поможет опыт.
1 опыт: Посмотрите, что находится на подносах (стаканы с водой). Что можно сказать о воде? Какая она?
Ответы детей. Прозрачная.
Воспитатель. Предлагаю Вам проверить, какая вода.
Воспитатель предлагает попробовать воду в стакане №1, затем в стакане №2.
Попробуйте воду и скажите, какой у неё вкус.
Ответы детей.
Оказывается, что в одном стакане вода солёная, «морская вода», а в другом безвкусная – пресная, «речная», «озёрная». Посмотрите на глобус. Как выдумаете, какой воды пресной или солёной, больше на нашей планете? Пьём мы пресную воду, а так как её на нашей планете очень мало, нужно ли беречь воду? (ответы детей)
Сейчас мы нальём немного воды на поднос, из чего состоит вода?
Ответы детей. Из маленьких капелек. Эти капельки – известные путешественники. Вместе с одной из них мы отправимся по временам года.
1 остановка. Какое время года изображено на картине? (осень)
Если вы отгадаете загадку, то узнаете, где можно встретить капельку осенью.
Крупно, дробно зачастило
И всю землю окропило (Дождь).
Пляшет дождик по дороге,
Чтоб мочили люди ноги.
Оставляет он следы –
Мелководные пруды (Лужи).
Каким бывает осенний дождь?
Ответы детей. Печальный, серый, холодный, сильный, моросящий.
2 опыт.
Воспитатель. Я предлагаю самим создать дождь. Представьте, что губка – это пушистое и лёгкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Сожмите её. Что-то произошло? Почему из нашего облака не идет дождь? (в облаке мало капель) Добавим в наше «облако» немного воды. Что случится с «облаком», если его теперь сжать? (капель стало много, идёт дождь)
Где ещё мы можем обнаружить капельку воды осенью? (в озере, в реке, которые ещё не замёрзли)
2 остановка. Какое время года изображено на картине? (зима)
Можем ли мы увидеть капельку зимой и какой она становится, мы узнаем, если отгадаем загадки.
Что за звездочки сквозные на платке и рукаве
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке (Снежинка)
Прозрачен как стекло,
Но не вставишь в окно (Лёд).
Удивительный художник
На окошках побывал.
Удивительный художник
Нам окно разрисовал (Морозные узоры).
Лёд, снег, морозные узоры – это тоже наша знакомая капелька. Но вот солнышко пригрело и капелька отправилась дальше.
Динамическая пауза.
Давайте представим, что мы сами капельки и отправимся в путешествие с помощью рук. Посмотрите на свои руки. Они умеют многое: например, могут изобразить летающих бабочек, цветок. Мы можем ловить капельки дождя в ладошки. Наши руки могут рассказать сказку без слов.
Выглянуло солнце (поднять руки вверх)
Следом за ним появилась тучка (нарисовать тучку круговыми движениями рук)
Из тучки закапали капельки (изобразить поочерёдно каждой рукой)
Капелек было так много, что на земле образовались лужи (сделать полукруг сначала правой, затем левой рукой)
Полили капельки землю и на ней начали расти цветы (руками показываем движением снизу вверх)
Смотрят наши цветы на солнце и тут прилетели бабочки (скрестить кисти рук и легко махать ладошками, как крыльями)
Выглянуло солнце из-за тучи, протянуло лучи к капелькам. Превратилась наша капелька в пар и вернулась к тучке (поднять поочерёдно перевёрнутые ладошки вверх)
Молодцы! Вы были хорошими капельками!
3 остановка. Какое время года изображено на картине?
Ответы детей. Весна.
С крыши белый гвоздь торчит,
Солнце взойдёт, и гвоздь упадёт (Сосулька).
Сосулька – это твёрдая вода.
Ох, опять промокли ноги!
Разлилась по всей дороге
Прямо на моём пути,
Не проехать, не пройти!
Мне "спасатель - мама" нужен!
На пути большая (Лужа)
4 остановка. Какое время года изображено на картине?
Ответы детей. Лето.
Где мы можем встретиться с капелькой летом? (идёт дождь, появляется роса, туман, выпадает град)
Итак, в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в тонкую иголочку инея, то в морозный узор на окне или в холодную сосульку.
Я предлагаю вам изобразить капельку воды в разное время года.
На столах лежат листы бумаги, разделённые на четыре части, тонированные в разные цвета. Что напоминают вам эти цвета?
Желтый цвет – осень, синий – зима, зелёный – весна, красный – лето.
Изобразите состояние капельки так, чтобы она соответствовала времени года. Дети выполняют задание.
После выполнения задания – оценка работ детей, нацеливание на последующую деятельность.