светлана нестерова
Сценарий фольклорно-игровой программы «Что в доме хранится, то всё пригодится»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий фольклорно- игровой программы
«Что в доме хранится, то всё пригодится»
Пояснительная записка
Воспитание детей в русских национальных традициях, приобщение их к сокровищам устного народного творчества является одной из важнейших задач духовно-нравственного развития подрастающего поколения.
Темочки:
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, о чем мечтали, рассказывали, пели, как веселились и играли, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – это жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека.
Фольклорная игровая программа «Что в избе хранится, всё пригодится» составлена с целью знакомства детей с традициями игровой культуры России. Народные игры чередуются с загадками, пословицами, считалками и другими видами устного народного творчества.
Данная игровая программа рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет. Дети в этом возрасте с удовольствием участвуют в играх, с интересом наблюдают за ходом театрального действия, радуются и переживают вместе с персонажами сказки.
Игровая программа проводится в музыкальном зале детского сада, но может быть проведена на открытой площадке. Роли исполнены детьми, воспитателями, родителями. Текст написан авторами этой методической разработки.
Использование данной игровой программы не только знакомит детей с устным народным творчеством, но и развивает творческие способности детей, способствует формированию положительных эмоций и чувства гордости за Россию, за русский народ.
Цель:
Ознакомление детей с традициями игровой культуры России.
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству через игровую деятельность.
2. Приобщать детей к истокам народного творчества, культуре, обогащать содержание детского творчества.
3. Способствовать патриотическому воспитанию, формированию духовно-нравственных ценностей у детей, чувства своей родной земли, связи со своим народом, его прошлым.
4. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей.
5. Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе игры.
Реквизит: Русский народный женский костюм, костюм домового, декорации русской избы, длинный шнур, 10-12 метров, сундук, лапти 10-12 штук, 2 коромысла, 4 ведёрка, 2 веретена, 2 длинные нити (5-7 метров, 2 конуса, глиняный горшок, 1 большой обруч, 4 – 5 маленьких обручей.
Ход мероприятия:
Зал украшен в стиле русской избы. Выходит ведущая – хозяйка избы.
Слайд 1
Хозяйка:Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть.
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Под синим небом степи и овраги,
Кругом поля, раздолье, ширина.
Бегут тропинки и пути-дороги…
И это всё Самарская земля.
Приглашаем Вас, дорогие гости на наши весёлые посиделки! Я – хозяйка этого дома и собираю сегодня гостей у себя.
Слайд 2
Хозяйка: Горница моя большая и светлая, всем места хватит. Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
(Входят дети подготовительной группы)
Слайд 3
Хозяйка:Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без вас не начинаю. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.
Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.
Про избу русскую и пословиц много.
Слайд 4
1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!
2) Домом жить – не лукошко шить!
4) Домом жить – обо всём не тужить!
5) Дом вести – не лапти плести.
6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она приберёт, она позовёт,
Она одна за всех отвечает!
(Раздается шорох)
Хозяйка: Кто это в углу шуршит (Выходит Домовой Кузя)Слайд 5
Хозяйка: Ребята, да это же Домовой – сказочный хозяин этой избы. Здравствуй, запечный житель! А как же тебя зовут?
Кузя: Я хозяйственный такой –
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Хозяйка: Так тебя Кузей зовут? Ребята, давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
Игра «Домовой»
Кузя: Есть ещё одна игра, собирайся, детвора! Не толкайтесь, не спешите, в две шеренги становитесь.
Игра «Перетяжки»
Слайд 6
Кузя: Да, в каждом доме, где есть печка, должен обязательно быть Домовой. Я за печкой ухаживаю, сковородки серебрю, да ночью, когда все спят, сладкие сны навеваю.
Хозяйка: А я слышала, что Домовые проказники. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснется — все съедено. Говорят — Домовой доел. Потеряется в доме какая-нибудь вещь, опять говорят — Домовой утащил. Правда ли это?
Кузя: Да не проказники мы, а помощники. Поищет-поищет человек потерянную вещь, а когда найдет — вспомнит, что сам ее, когда разозлился, вчера вечером в угол бросил. Вот и запомнит — у каждой вещи в доме свое место должно быть. Чтобы ничего не терять и наутро головы не ломать.
Хозяйка: То-то, в последнее время, я много полезных вещей в своей избе не найду! Твоя работа?
Кузя: Да уж больно в твоей избе много лишнего, непонятного.
Хозяйка: Да, как же - лишнего? Что в избе хранится – все пригодится! Я всему своему добру применение найду. Только вот не всё в избе на местах лежит.
Кузя: Что пропало - в мой сундук попало. А что в нём, вы узнаете, отгадав мои загадки. Слушайте первую:
Спинка есть – брюха нет,
Голова есть, да без мозгов,
Уши есть, да не слышит,
Подвяжешь – идёт,
Развяжешь – лежит.
Хозяйка: А ещё про этот предмет говорили:
Из липы свито дырявое корыто,
Днём заперто, а ночью открыто,
В лес идёт – клетки кладёт,
Из леса идёт – перекладывает.
(Ответы детей).
Кузя: Правильно – это лапти. (Вытаскивает из сундука лапти).Слайд 7
Хозяйка: Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли – петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ногах. Днём лапти на ногах – значит заперты. Ночью их снимали – открыты. За год крестьянин изнашивал до 20 пар. Хорошо, что плести их в то время умел любой, да материал был рядом – лыко. Лыко – это тонко надранные ленты из липы. Недаром говорили: «На липу можно забраться разутым, а спуститься – обутым». Вот такая удивительная обувь была у наших предков.
Кузя: А сейчас лапти вам зачем?
Хозяйка: Мы с ними поиграем!
Игра «Лапти»
Кузя: Слушайте следующую загадку о вещах в моем сундучке:
Два брата пузатеньких под гору бегут,
Один горбатенький их за вихор держит.
Хозяйка: Знаю, знаю, догадалась! А ещё так можно сказать:
Без рук, без ног, на плечи скок,
Ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора. (коромысло)Слайд 8
(Домовой достаёт коромысло)
Хозяйка: Вот с таким коромыслом хозяйки по воду ходили. Делали его из липы или сосны. Заготовку обрабатывали, а затем в воду опускали, в кипяток. После чего сгибали вручную. Получалась дуга, похожая на радугу. Такое коромысло было в каждой избе. А сегодня мы с ним поиграем.
Игра «Кто быстрее» (с коромыслом)
Кузя: Следующая моя загадка:
Пляшу по горнице с работою моею,
Чем больше верчусь, тем больше толстею. (Веретено)Слайд 9
(Кузя достаёт из сундука веретено).
Хозяйка:
- Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки. Веретено – это элемент прялки, «вертящаяся палочка».
Веретено, веретено!
Жужжит и кружится оно.
Нитку сучит, об пол стучит.
- А мы с веретеном поиграем.
Игра «Мотальщики».
Кузя: Следующая моя загадка, слушайте внимательно.
Огня не страшусь, воды не боюсь. (Горшок)Слайд 10
Хозяйка: Традиционный вариант глиняной посуды – горшок. Такая форма возникла не случайно. В древности считалось, что только в горшках продукты могут прогреться равномерно. Пища, приготовленная в такой посуде, имеет оригинальный вкус. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей – варения каш, похлёбок, кипячения воды. Ой, да для много чего. Горшки в семье берегли, обращались с ними очень аккуратно, а если горшок давал трещину, его оплетали берестой и использовали для хранения продуктов. И в наше время многие хозяйки используют глиняные горшки. А сегодня я предлагаю сыграть в игру «Горшки».
Игра «Горшки»
Кузя: Все мои загадки отгадали, пора и по домам расходиться.
Хозяйка:Да что ты, Кузя, без угощения гостей не отпустим.
Хлебосольством да радушием
Знаменит наш русский край –
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
- А, еще хозяюшки любили угощать своих гостей вкусными блинами. Наедятся гости, да, и, ну играть! И мы поиграем в игры. Слайд 11
Игра «Блин и оладушки»
Кузя: Вот как много мы сегодня интересного и полезного узнали. Весело время провели!
Из далёкой старины все эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмёшь и рассмотришь,
То поймёшь, для чего они нужны,
Чем полезны и важны, человеку раньше были,
Что за службу сослужили.
А теперь они в музее, чтобы мы на них смотрели
И гордились стариной, так как я и мы с тобой.
Слайд 12
Хозяйка:
Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и смех,
За потешки, игры, байки
Благодарствуем мы всех!
Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что всё, о чём вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас.
ПРИЛОЖЕНИЕI
Описание игр:
Игра «Домовой».
Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.
Игра «Перетяжки».
На земле чертят длинную линию. Игроки двух команд встают перед ней, образуя пары с соперниками, и берутся с ними за руки. По сигналу «тяни» каждый старается перетянуть противника на свою сторону, за черту. По сигналу «стоп» все останавливаются. Те дети, которых перетянули за черту, становятся игроками другой команды и сражаются уже за нее. Можно образовывать новые пары или держаться сзади друг за друга и вдвоем (втроем и так далее) перетягивать соперников на свою сторону.
Игру повторяют от трех до пяти раз, после чего определяют команду-победителя. Победившей считается та сторона, на которой к этому моменту оказалось больше игроков.
Игра «Лапти».
На полу чертится большой круг. В середине круга стоит ведущий. За кругом стоят игроки, в руках у них по одному лаптю. Игроки стоят спиной в круг. Ведущий кричит: «Лапти плести - не кудрями трясти!». Игроки: «Раз, два, три лапоток, лети!» - бросают свои лапти в круг. Спрашивают: «Лапти сплели? Лапти сплели?». В это время ведущий собирает лапти в центр круга, и как только соберёт, отвечает: «Сплели!».
Игроки под музыку пытаются схватить лапоть из круга, чтобы их не засалил ведущий. Игрок, не взявший лапоть становится ведущим. «Что, без лаптя остался, тебе водить!».
Игра «Кто быстрее?».
Эстафета. Две команды соревнуются, кто быстрее, с коромыслом и вёдрами, обежит условное место.
Игра «Мотальщики».
Два игрока соревнуются, кто быстрее намотает нитку на веретено.
Старинная русская народная игра «Горшки»
Дети встают в круг. Считалочкой выбирается «водящий», у которого в руках горшок. Поскоками он бежит внутри круга и останавливается между двумя игроками. После того как «водящий» скажет: «Раз, два, три – беги!» игроки бегут в разные стороны, вдоль круга. Их задача – быстрее прибежать к горшку. Тот, кто успел первым, становится в круг, а опоздавший – водящим.
Игра «Блин и оладушки»
В центре комнаты кладётся большой обруч (это «блин», а вокруг несколько маленьких обручей («оладушки»). Дети бегают по комнате, затем взрослый говорит: «Блин», — или, «Оладушки». Детям надо встать в соответствующий обруч.
ПРИЛОЖЕНИЕII