Елистратова
Дидактические игры по развитию зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
дидактические игры по развитию зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушениями зрения
Введение
Публикация «Дидактические игры по развитию зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В данном сборнике «супермаркет» представлены дидактические игры для развития зрительного восприятия, содержание работы идет по нескольким направлениям: развитие сенсорных эталонов (цвет, форма и величины, и их дифференциация; развитие перцептивных действии и способов восприятия (интериоризация, действия восприятия от внутреннего к внешнего) развитие свойств восприятия таких как целостность, предметность, константность, осмысленность, избирательность (различать фон и объект) и т. д. Данный сборник развивающих игр адресован педагогам ДОУ для использования в различных моментах образовательной деятельности. В сборнике представлены дидактические игры на цвет, форму и величину. Пособие может быть педагогам практиком, родителем, а также студентам педагогических специальностей. Дидактические игры, как средства развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что восприятие является одной из важнейших ведущих высших психических функций человека. Аппараты зрительного анализатора обеспечивают не только прием и переработку поступающей информации, но также выступают некими организаторами взаимодействия человека с окружающей его действительностью. Восприятие полноценно только при взаимодействии ряда анализаторов, которые помогают человеку ориентироваться в окружающей его среде, а результатом данной деятельности является полноценный образ объекта или явления. Орган зрения функционировать начинает с самого рождения. И постепенно с помощью зрительной функции ребенок начинает познавать окружающий его мир. Зрительное восприятие интенсивно начинает развиваться именно в дошкольном возрасте. В этот период совершенствуется ориентировка в свойствах явлений, предметов, ориентировка во времени и пространстве. Также дошкольник овладевает сенсорными эталонами (форма, величина, цвет). Освоение сенсорных эталонов происходит с помощью различных видов деятельности: продуктивной деятельности, конструирования, рисования и других. Сам по себе сенсорный эталон фиксируется в памяти с помощью слова (названия, что в дальнейшем придает осознанность тому или иному объекту. Зрение является основном процессом, который ориентирует в окружающий мир. Через зрение мы получаем большое количество познавательной информации, зрительное восприятие — это основной психический процесс туда входит формирование сенсорных эталонов цвет, форма и величина и поэтому очень важно развивать это зрение, особенно у детей с остатками зрительной функции и это хорошо решается за счёт использования игровых технологий.
Цель: - Формирование зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, по средствам дидактических игр.
Задачи: - Формировать представление о геометрических фигурах. - Развивать умение зрительно соотносить предметы по цвету, развивать цветоразличение. - Закреплять умения получать новые цвета путем смешивания основных цветов. - Закреплять ориентировку в пространстве, по направлению на листе бумаги.
«МАГАЗИН ОДЕЖДЫ»
ЗАПЛАТКА ДЛЯ ОДЕЖДЫ Цель: закрепить умения находить заплатку определённой формы и определенного размера и цвета. Развитие свойств восприятия: структурность, целостность. Дидактическая задача: формировать создавать зрительный образ и с помощью него выбирать нужный предмет. Игровая задача: сегодня к мне в магазин заходила девочка, маша и попросила меня зашить её одежду, поможешь мне зашить её одежду? Игровое действие: подобрать геометрические фигуры к одежде. Игровое правило: накладывать геометрические фигуры «заплатки» на одежу, после ответа ребенок получает фишки за правильный ответ веселый за не правильный грустный после этого ведётся подсчёт. Игровой материал: вырезанная одежда из картона разных цветов (желтая футболка; оранжевое платье; зелёные штаны и шапка; синий носок; красная юбка). Геометрические фигуры из цветного картона (заплатки) геометрические фигуры: треугольник, круг, прямоугольник и квадрат, овал (Смотреть приложение ниже). Ход игры: перед ребенком выкладывается одежда и по силуэту ребенок должен назвать что за одежда, какого она цвета, что не хватает одежде? После этого показываем «заплатки» и спрашиваем, что это за геометрические фигуры? Дальше даем задачу ребенку что нужно подобрать кусочек-заплатку, подходящей формы и цвета, чтобы зашить дырки в одежде.
ПЛАТЬЕ ДЛЯ МИШЕК
Цель: формирование об представления об основных цветах, развивать зрительное восприятие. Развитие свойств восприятия: предметность, осмысленность, апперцепция. Дидактическая задача: Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной высоты. Игровая задача: девочки пришли в магазин и им нужно подобрать платья, давай поможем им подобрать платье под их любимый цвет? Игровое действие: подобрать платье к медведицам. Игровое правило: подобрать картинки с платьем для медведиц, после ответа ребенок получает фишки за правильный ответ веселый за не правильный грустный после этого ведётся подсчёт. Игровой материал: платье из картона разных цветов (синий, красный, зелёный, жёлтый) медведи из картона с индивидной особенностью (цвет). (Смотреть приложение ниже). Ход игры: Пред ребенком выкладываются платья и дается ребенку задача назвать цвета, после этого даём ребенку медведей и спрашиваем, чем они друг от друга отличатся? Когда ребенок назвал просим его одеть медведей в свои платья.
НАЙДИ ТЕНЬ
Цель: закрепление представления о цвете форме, нахождение формы по силуэту, определить форму на глаз. (внутреннее пробы восприятия). Развитие свойств восприятия: предметность целостность. Дидактическая задача: Учить различать форму предмета, правильно назвать их. Игровая задача: тени потерялись давай поможем их найти. Игровое действие: подобрать картинку и тень. Игровое правило: Накладывать карточку одежды на «тень», после ответа ребенок получает фишки за правильный ответ веселый за не правильный грустный после этого ведётся подсчёт. Игровой материал: Карточки одежды (свитер, носки, шубка, сарафан / платье, рубашка, брюки / штаны) и карточки с тенями одежды. (Смотреть приложение ниже). Ход игры: ребенку раздаются карточки с одеждой, спрашиваем ребенка что за одежда перед ним, какого она цвета? После этого показываем карточки силуэта «тени» одежды и даем задачу найти похожую тень.
«МАГАЗИН ПОСУДЫ»
КРЫШЕЧКА И КАСТРЮЛЬКА
Цель: узнавание предметов по их контурам, различать форму и объект. среди нескольких наложенных друг на друга изображений. Развитие свойств восприятия: иллюзия, осмысленность. Дидактическая задача: закреплять умение располагать их в определённой последовательности. Игровая задача: в магазине один мальчик разложил крышки у кастрюль неправильно, давай сделаем так что бы всё было верно. Игровое действие: подобрать крышки к кастрюлям. Игровое правило: сопоставить крышки к кастрюлям, после ответа ребенок получает фишки за правильный ответ веселый за не правильный грустный после этого ведётся подсчёт. Игровой материал: карточки с тремя размерами крышек и с тремя размерами кастрюлей. (Смотреть приложение ниже). Ход игры: перед ребенком выкладываются все карточки задаётся вопрос «что это, какого это цвета, где меньше где больше» после этого дается задача подобрать к кастрюлям свою крышку, разложить от самого большого к самому маленькому и наоборот.
ЗАШУМЛЕННЫЕ КАРТИНКИ
Цель: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных друг на друга изображений. Развитие свойств восприятия: иллюзия, осмысленность. Дидактическая задача: закреплять формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий. Игровая задача: помоги повару найти и закрасить определённым цветом только кухонные приборы (рис. 1). повар нашел все кухонные приборы, но опять запутался где что находиться, давай поможем ему закрасить все чашки жёлтым цветом (рис. 2) Игровое действие: закрасить кухонные приборы (рис. 1). Найти и закрасить определённым цветом кухонные приборы (рис. 2) при правильном ответе воспитатель поднимает зелёную карточку, при не правильном ответе красную карточку. Игровое правило: заштриховывать очертания кухонных приборов после правильного ответа ребенок получает фишку. Игровой материал: карточки зашумленных кухонных приборов (ложка; чашка; вилка; тарелка). (Смотреть приложение ниже). Ход игры: Предлагаю рассмотреть картинку и рассказать, что он на ней видит, прошу обвести пальцем только кухонные приборы и рассказать, что это, после этого прошу ребенка раскрасить / заштриховать только кухонные приборы (рис. 1) Предлагаю ребенку рассмотреть карточку с наложенными изображениями. Прошу назвать всё, что нарисовано на ней и обвести каждый предмет пальцем (указкой, после этого прошу ребенка заштриховать (что-то определённое классным, оранжевым или синим цветом) (рис. 2)
НАВОДИМ ПОРЯДОК
Цель: закрепление цветов – красный, желтый, зеленый, синий, голубой, оранжевый, фиолетовый, а также научить группировать предметы по цвету. Развитие свойств восприятия: константность. Дидактическая задача: развивать способность ребенка к анализу и классификации предметов по цветам. Игровая задача: кто-то устроил беспорядок, разбросал все чашки и блюдца, давай мы с тобой тут всё приберем. Игровое действие: подобрать кружкам блюдца. Игровое правило: накладывать кружку на блюдце, после ответа ребенок получает фишки за правильный ответ веселый за не правильный грустный после этого ведётся подсчёт. Игровой материал: вырезанные из (красного, желтого, зеленого, синего, голубого, оранжевого, фиолетового) картона чашки и блюдца. (Смотреть приложение ниже). Ход игры: Воспитатель показывает детям блюдца семи основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего голубого, оранжевого, фиолетового). Уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета (у красного блюдца - красная чашка, у желтого блюдца - желтая и т д). Затем предлагает детям поставить на каждое блюдце чашку такого же цвета. Сначала воспитатель показывает, как это нужно делать. Затем задание выполняют дети сами.
«МАГАЗИН ИГРУШЕК»
ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД
Цель: закрепление эталонов формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, характерные признаки этих фигур. Развитие свойств восприятия: целостность и константность. Дидактическая задача: формировать умение различать и называть основные геометрические фигуры. Игровая задача: помоги игрушечному поезду собрать ему друга. Игровое действие: собрать «веселый поезд» по картинке. Игровое правило: сложить из геометрических фигур по образцу «весёлый поезд», после ответа ребенок получает фишки за правильный ответ веселый за не правильный грустный после этого ведётся подсчёт. Игровой материал: картинка «веселого поезда» состоящая из геометрических фигур разного цвета (красный, оранжевый, синий, зелёный, жёлтый, и геометрические фигуры вырезанного поезда. (Смотреть приложение ниже). Ход игры: ребенку предлагается рассмотреть картинку «волшебного поезда», так же спрашиваем ребёнка какие геометрические фигуры он видит, сколько их, какого они цвета. После этого просим ребенка повторить «волшебный поезд» с помощью вырезанных фигур.
МЕДВЕЖАТА
Цель: закрепление сенсорных эталонов цвета и величины, умение правильно их выделять и называть, умения сравнивать предметы по собственной величине, раскладывать в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, чуть поменьше, ещё меньше, самый маленький. Развитие свойств восприятия: осмысленность. Дидактическая задача: Учить группировать предметы по определённому признаку. Игровая задача: игрушечные мишки потеряли свои домики, давай поможем медвежатам найти их дома. Игровое действие: наложить медведей на карточки «дома». Игровое правило: накладывать медведей на дома, при правильном ответе воспитатель поднимает зелёную карточку, при не правильном ответе красную карточку. Игровой материал: Домики разной величины под каждого медведя с индивидной особенностью (цвет, медведи разной величины. (Смотреть приложение ниже). Ход игры: перед ребенком раскладываются медведи, просим ребенка сравнить их, как он отличатся друг от друга, после этого повторяем тоже самое с домами, после этого просим ребенка разложить мишек рядом с домом по величине в убывающей последовательности от самого большого до самого маленького.
ПОЛКА С ИГРУШКАМИ
Цель: формирование представления об основных цветах. Развитие мыслительных операций, внимания. Развитие свойств восприятия: активность, структурность. Дидактическая задача: развивает умение зрительно соотносить предметы по цвету. Игровая задача: игрушки убежали с полок, и теперь нужна твоя помощь разложить их обратно. Игровое действие: наложение карточек «игрушек» на пустые квадраты. Игровое правило: наложение карточек «игрушек» на пустые квадраты по цветовой ориентировки, при правильном ответе воспитатель поднимает зелёную карточку, при не правильном ответе красную карточку. Игровой материал: карточка с тремя основными спектрами цветов (желтый синий зелёный; зелёный оранжевый жёлтый; красный жёлтый синий) разделенная на 4 линии вертикально и горизонтально, первый столбец с нераскрашенными «игрушками» улитка, рыба, попугай. Карточки с «игрушками» во всех цветах (желтый, синий, зелёный; зелёный, оранжевый, жёлтый; красный, жёлтый, синий) (Смотреть приложение ниже). Ход игры: Даем ребенку рассмотреть заготовленную карточку, спрашиваем, что он видит тут? После этого даем карточки «игрушек» и даем задачу разложить их по секторам цвета в правильном порядке.
«МАГАЗИН ХУДОЖНИКА»
ПРЕВРАЩЕНИЕ ЦВЕТА
Цель: знакомить детей с основными и составными цветами. Закреплять умения получать новые цвета путем смешивания основных цветов. Развитие свойств восприятия: постоянство. Дидактическая задача: расширить знания цветовой гаммы путём получения новых цветов и оттенков. Игровая задача: художник уже старенький и хочет нарисовать картинку, но не помнит, как смешивать цвета что бы получились другие, давай можем художнику вспомнить все что он забыл? Игровое действие: складывать две краски основных цветов и определить составной цвет. Игровое правило: определить составной цвет, который получится при смешивании, при правильном ответе воспитатель поднимает зелёную карточку, при не правильном ответе красную карточку. Игровые материалы: силуэты красок с основными (красный, желтый, синий) и составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой, розовый, коричневый и др.) цветами. Карточки со знаками + и =. (Смотреть приложение ниже). Ход игры: детям предлагаются силуэты красок с основными (красный, желтый, синий) и составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой, розовый, коричневый и др.) цветами. Ведущий складывает две краски основных цветов и предлагает участникам игры определить составной цвет, который получится.
ХУДОЖНИК ПО ИМЕНИ ПРИРОДА
Цель: учить детей проводить аналогии времени года с цветовой гаммой красок. Определять характер цвета «холодный», «теплый» «Нежный». Развитие свойств восприятия: предметность, константность. Дидактическая задача: развивает умение зрительно развивает цветоразличение, внимание. Игровая задача: художник по имени природа перепутал все палитры и карточки, и просит у нас помощи помочь разложить все палитры к нужным карточкам. Игровое действие: сопоставить палитры к карточкам. Игровое правило: сопоставить палитры к карточкам времени года, после ответа ребенок получает фишки за правильный ответ веселый за не правильный грустный после этого ведётся подсчёт. Игровые материалы: карточки с временами года (зима, весна, лето, осень) палитры с цветовыми пятнами, характерными одному из времени года (Смотреть приложение ниже). Ход игры: участникам игры ведущий предлагает карточки с изображением времен года, а также палитры с цветовыми пятнами, характерными одному из времени года. Задача детей - соотнести времена года с наиболее подходящим цветовым пятном. Определять цвета и оттенки на палитре, их характер (холодный, теплый, нежный).
ГОВОРЯЩИЕ ЦВЕТА
Цель: знакомить детей с оттенком цвета, уточнять понятие «цвет» и «оттенок». Развитие свойств восприятия: структурность, константность. Дидактическая задача: Развивать ассоциативное мышление. Игровая задача: изображение предметов название которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов, они все растерялись, и не помнят названия, давай поможем им найти свои ассоциации? Игровое действие: сопоставить карточки оттенков к «предметам». Игровое правило: Сопоставить каточки оттенков к «предметам», после ответа ребенок получает фишки за правильный ответ веселый за не правильный грустный после этого ведётся подсчёт. Игровые материалы: карточки с изображением предметов, название которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов (кофе - кофейный; морковь - морковный и т. д., а также карточки – оттенки) (Смотреть приложение ниже) Ход игры: участникам игры предложены карточки с изображением предметов, название которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов. Задача участников игры – соотнести карточки-оттенки с их предметными названиями. Определить к какому цвету относятся эти «говорящие» оттенки.