Наталья Штульберг
Сборник сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
Сборник сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников
44.02.01. Дошкольное образование
Исполнитель:
Штульберг Н. С.,
студентка 4 до группы
Руководитель:
Штыркина А. И.,
преподаватель
Публикация «Сборник сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Камышлов, 2021
Оглавление
Пояснительная записка …. … 3
Теоретико-методологическое обоснование развития ранней профессиональной ориентации старших дошкольников, посредством сюжетно-ролевых игр…
3
Обоснование структуры и содержания сборника сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников….
29
Анализ ресурсов и условий реализации сборника сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников в МКДОУ «Куровский детский сад»….
34
Педагогические условия реализации сборника сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников….
38
Оценка результативности реализации сборника сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников….
48
Сборник сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников…
57
Список литературы … 108
Приложения
Обоснование структуры и содержания сборника сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников
Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профессиональной ориентации.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.
Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создать предположительные результаты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результат. Главное внимание педагога при этом приковывается к механизму рождения и протекания тех или иных действий, процессов, систем.
В качестве формы проектирования выбран сборник.
В толковом словаре Ожегова понятие «сборник» определено так, это книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы. [19].
В национальной педагогической энциклопедии сборник - это издание, содержащее ряд произведений одного или нескольких авторов, а также различные официальные, научные и информационные материалы на определенную тему. [12].
Обобщив обозначенные позиции, можно определить понятие «сборник сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» следующим образом – это методическая разработка, содержащая сюжетно-ролевые игры, которые распределены по разделам в соответствии с классификацией профессий по Е. А. Климову. Данные материалы представляют собой описания конкретных сюжетно-ролевых игр, в которых раскрываются цели, оборудование, роли, игровые действия, методы руководства игрой и описания сюжета. Идеи относительно сюжета, содержания ролей и обогащения игрового материала могут быть полезны педагогическим работникам в системе дошкольного образования. Использование ими данных сюжетно-ролевых игр в условиях дошкольной образовательной организации, позволит эффективнее воздействовать на трудовое воспитание детей и повысит их актуальный уровень развития.
Изучив педагогическую и методическую литературу, интернет ресурсы по вопросу разработки и реализации сборника сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что сборник должен состоять из следующих частей:
1. Титульный лист
2. Аннотация
3. Оглавление
4. Пояснительная записка
5. Сюжетно-ролевые игры по ранней профессиональной ориентации по типам профессий
5.1. Сюжетно-ролевые игры типа «человек-человек»;
5.2. Сюжетно-ролевые игры типа «человек-природа»;
5.3. Сюжетно-ролевые игры типа «человек-художественный образ»;
5.4. Сюжетно-ролевые игры типа «человек-техника»;
5.5. Сюжетно-ролевые игры типа «человек-знаковая система»;
6. Список литературы
Охарактеризовать данные части можно так:
- на титульном листе пишется название сборника сюжетно-ролевых игр;
- аннотация содержит краткое описание предназначения сборника сюжетно-ролевых игр, указывается адресат, разработчик, рецензент и место издания;
- в пояснительной записке указываются важность и актуальность использования сюжетно-ролевых игр для развития ранней профессиональной ориентации дошкольников, новизна и практическая значимость методической разработки, перечень частей, цель, формы, методы и приемы сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
- основная часть сборника заключается в подборке и систематизации сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста. В играх указывается название, педагогическая и игровая цель, необходимое оборудование, роли, игровые действия, методы руководства игрой и описание сюжета.
- список литературы содержит источники, с помощью которых составлялись сюжетно-ролевые игры, указывается номер, автор, название книг, место и год издания;
Целью сборника сюжетно-ролевых игр является побор и систематизация игр по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста, помощь воспитателям с подбором сюжетно-ролевых игр для ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) подбор сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;
2) систематизация подобранных сюжетно-ролевых игр по разделам;
3) оформление сборника сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;
4) предложить воспитателям возможные варианты использования сюжетно-ролевых игр при развитии у детей ранней профессиональной ориентации.
Разработанный методический продукт может быть использован не только воспитателями, но и родителями детей дошкольного возраста для организации сюжетно-ролевых игр дома.
Сборник сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста построен по следующим принципам:
1) принцип научности – в процессе проигрывания сюжетно-ролевых игр, происходит процесс ознакомления дошкольников с различными профессиями взрослых, при этом, не искажая реальной действительности;
2) принцип систематичности и последовательности – сюжетно-ролевые игры логично выстроены;
3) принцип доступности – все сюжетно-ролевые игры соответствуют возрастным особенностям детей, доступны для родителей и педагогов;
4) принцип сознательности и активности учащихся – при выполнении заданий и других видов деятельности, связанных с ознакомлением с профессиями, после проигрывания сюжетно-ролевых игр, дети активно участвуют, включаются в совместную деятельность с интересом.
Сборник состоит из пяти разделов, в которых будут подобраны различные сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста, систематизированные по типам профессий в соответствии с классификацией Е. А. Климова.
Данные сюжетно-ролевые игры являются увлекательным и эффективным средством трудового воспитания дошкольников. Они позволяют формировать или закреплять представления детей дошкольного возраста о труде взрослых и об отдельных профессиях.
Играя в данные сюжетно-ролевые игры, дошкольники знакомятся с многообразием мира профессий, что не только расширяет их общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определенный опыт профессиональных действий, способствует развитию ранней профессиональной ориентации.
Данное методическое пособие предназначено для работы воспитателей в дошкольных организациях с детьми старшего дошкольного возраста. Структура учебно-методической разработки, порядок изложения материала удобны для практического использования педагогами ДОО. Также пособие может быть использовано для совместной деятельности взрослого (педагога или родителя) с детьми. Профессиональное самоопределение, играя в сюжетно-ролевые игры, принимается и усваивается детьми непринужденно и легко.
Таким образом, сборник, наполненный сюжетно-ролевыми играми, позволяет воспитателю углубить знания детей о профессиях, а приобщение к труду взрослых сделать доступным и интересным.