александра кокошко
Сборник дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир познаем и умнеем с каждым днем»
Сборник дидактических игр
по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Авторы:
Калмыкова Мария Алексеевна, воспитатель
Кокошко Александра Валерьевна воспитатель
Краснодар
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
Публикация «Сборник дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
2. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры 4
3. Блок № 1: Дидактические игры, способствующие развитию восприятия цвета 7
3.1 «Бабочки» 7
3.2 «Бусинки» 8
3.3 «Найди пару» 8
4. Блок № 2: Дидактические игры, способствующие развитию восприятию формы 9
4.1 «Игры с бельевыми прищепками» 9
4.2 «Сюрприз» 9
4.3 «На что похожа фигура?» 10
5. Блок № 3: Дидактические игры, способствующие развитию восприятия величины
11
5.1 «Собери бусы» 11
5.2 «Игра с цветными лентами» 12
5.3 «Большие и маленькие мячики» 12
6. Блок № 4: Дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия
13
6.1 «Что звучит?» 13
6.2 «Громко, тихо» 14
6.3 «Где звенит?» 14
6.4 «Внимание!» 14
7. Блок № 5: Дидактические игры, направленные на развитие зрительного восприятия
15
7.1 «Гениальный сыщик» 15
7.2 «Паромщик» 16
7.3 «Дорисуй половинку» 16
7.4 «Отгадай, кто нарисован» 17
8. Блок № 6: Дидактические игры, направленные на развитие сенсорных способностей с предметами 18
8.1 «Разноцветные клубочки и прищепки» 18
8.2 «Чудесный мешочек» 18
8.3 «Запомни порядок кружков» 19
8.4 «Озорные ладошки» 19
9. Блок № 7: Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики 20
9.1 «Пересыпалочка» 20
9.2 «Зайчики» 20
9.3 «Кактус» 21
1. Пояснительная записка
Сборник дидактических игр по сенсорному развитию детей дошкольного возраста «Мир познаем и умнеем с каждым днем» разработан Калмыковой Марией Алексеевной и Кокошко Александрой Валерьевной, воспитателями МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 196». Предназначен педагогам и родителям в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Развитие сенсорики – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов. Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, то первоначальное особое внимание следует уделять развитию сенсорных способностей. В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми общепринятых образцов свойств и качеств объектов.
Одним из факторов, влияющих на развитие ребенка, является эффективно подобранные средства – интересные и увлекательные объекты для разглядывания и изучения. Это, прежде всего, разнообразные дидактические игры, дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
Цель:
Способствовать развитию и обеспечить накопление представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах (величины, цвета, формы, свойствах предметов) в процессе проведения дидактических игр.
Задачи:
- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
- воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
В данном сборнике представлены разработанные дидактические игры направленные на сенсорное развитие дошкольника как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми.
2. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
в процессе дидактической игры
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве. Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними.
В основе педагогической концепции сенсорного развития лежат исследования А. В. Запорожца, Н. Н. Поддъякова, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко, В. Н. Аванесовой и др. Под сенсорным воспитанием авторы понимали последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Таким образом сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Л. А. Венгер считает, что сенсорное воспитание - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка.
Н. Н. Поддьяков определил особую роль сенсомоторного развития в дошкольном возрасте и разработал методику сенсорного развития детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Дошкольный возраст большинством исследователей определяется как наиболее благоприятный для развития сенсорных способностей, сенсорного восприятия, освоения сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания сенсорных способностей ребенка.
Проблема сенсорного развития у дошкольников на сегодняшний день остается актуальной. У детей младшего дошкольного возраста, пришедших в дошкольное образовательное учреждение, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия, и это обусловлено современными вызовами развития детей дошкольного возраста, такими как:
- раннее знакомство с гаджетами;
- недостаток двигательной активности детей раннего возраста;
- недостаточная информированность родителей о важности сенсорного развития детей;
В генах человека заложена базовая сенсорная интеграция, все дети с ней рождаются, но ее уровень зависит от ситуации развития, в том числе окружающей предметной среды ребенка, с которой он должен активно и по-разному взаимодействовать. В процессе этого взаимодействия возникает «адаптивный ответ».
Учитывая психологические особенности детей младшего дошкольного возраста огромную роль в развитие сенсорных способностей отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.
Опираясь на результаты теоретического анализа сенсорного развития детей дошкольного возраста, мы составили подборку дидактических игр для поэтапного решения задач по развитию сенсорных способностей у воспитанников ДОУ.
Работа с дошкольниками по сенсорному развитию разделена на блоки, которые тесно взаимосвязаны между собой:
Блок № 1: Дидактические игры, способствующие развитию восприятия цвета.
Блок № 2: Дидактические игры, способствующие развитию восприятия формы.
Блок № 3: Дидактические игры, способствующие развитию восприятия величины.
Блок № 4: Дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия.
Блок № 5: Дидактические игры, направленные на развитие зрительного восприятия.
Блок № 6: Дидактические игры, направленные на развитие сенсорных способностей с предметами.
Блок № 7: Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики.
3. Блок № 1: Дидактические игры, способствующие развитию восприятия цвета.
«Бабочки»
Цель: продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить основные цвета.
Оборудование: крышка от коробки, на которой прикреплена верхняя часть пластиковой бутылки с крышечкой, вокруг изображены цветы разного цвета. Трубочки с цветными бабочками на нитке.
Ход: игра проводится с 1-2 чел. Сначала педагог показывает детям иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают, какого цвета эти цветки. Потом педагог раздает детям по крышки разных цветов, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек и одеть на него крышечку. Затем подбираем соответствующего цвета бабочку и сажаем не цветок.
«Бусинки»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации. Различение предметов по цвету, развитие усидчивости.
Материалы: крышечки разного цвета от детского питания «Фрутоняня», образцы фигур.
Ход: педагог предлагает ребёнку сделать разные фигуры по образцу, а крышечки подобрать по цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления фигуры. После этого ребёнок приступает к созданию фигуры.
«Найди пару»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений рук, упражнять в умении находить рукавички одного цвета; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
Материал: разноцветные рукавички из ткани.
Ход игры: воспитатель раскладывает на столе варежки. Предлагает детям рассмотреть их, отметить, что варежки отличаются друг от друга цветом. Нужно подобрать по цвету пару к каждой варежке. Показывает. После этого предлагает участникам игры самостоятельно подобрать пары.
4. Блок № 2: Дидактические игры, способствующие развитию восприятия формы.
«Игры с бельевыми прищепками»
Цель: основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие у детей мелкой моторики. Также эти игры направлены на формирование умения объединять предметы по признаку, цвету, форме. Способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя. Они стимулируют речевую активность детей.
Оборудование: круг с деления разных цветов, прищепки с картинками разных цветов. Картинки с недостающими деталями, прищепки.
Ход: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, дополнять предметы недостающими деталями, подбирать по форме и цвету.
«Сюрприз»
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику.
Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.
Ход игры:
1 вариант: сюрприз – игрушки;
2 вариант: сюрприз – геометрические формы.
Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!»
«На что похожа фигура?»
Цель: воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Материал: вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры: детям предлагаются геометрические фигуры : «Ребята, что это у нас на столах? (круг, треугольник, квадрат)
- Верно, это геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник.
- Посмотрите внимательно, есть ли в группе предметы похожие на эти фигуры? Вот, например стол похож на квадрат, на что похож мяч? (на круг)
- На что похожа крыша кукольного домика? (на треугольник)
- На что похож обруч? (круг)
- На что похож кубик? (квадрат)
- На что похож тарелка? (круг)
- На что похож аквариум? (ответы детей) и т. д.
5. Блок № 3: Дидактические игры, способствующие развитию восприятия величины.
«Собери бусы»
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету и величине; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей.
Материал: деревянные бусы разного цвета и величины.
Ход игры: воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение Григория Бойко «Кукла».
Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдешь.
Я надену кукле бусы,
Платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе
В старом куколку мою.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, на стульчике сидит кукла Катя и плачет. Она собралась пойти в гости к своей бабушке на день рождения, решила надеть свои бусы. Но они вдруг порвались и все бусинки рассыпались. Мы с куклой Катей собрали их, но не успели надеть их на верёвочку. Поможете кукле собрать бусы? Посмотрите, у нас есть шнурки и разноцветные бусины разной величины, большие и маленькие».
Воспитатель показывает детям, как нужно нанизывать бусины на шнурки и предлагает детям сделать это самостоятельно, либо использовать схемы.
«Игра с цветными лентами»
Цель: продолжать развивать сенсорные способности детей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», развивать воображение, мышление.
Оборудование: ленточки разных цветов, плоскостные палочки разных цветов.
Ход: игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, цвету, ширине, потом детям предлагают плоскостные палочки разной длины и цвета. Ребенку необходимо подобрать к ленточке соответствующего цвета палочку и намотать ленту на нее.
«Большие и маленькие мячики»
Цель: учить различать цвет и величину (большой – маленький).
Материал: мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие, большая и маленькая куклы.
Ход игры: воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:
«Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык».
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). «Кукла Оля капризничает, ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится, ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик». Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
6. Блок № 4: Дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия.
«Что звучит?»
Цель: формировать умение на слух называть звучащий предмет.
Материал: колокольчик, бубен.
Ход игры: ребенок сидит на стуле, воспитатель сзади него стоит так, чтобы он не видел предмет, находящий в руках (колокольчик, бубен). Ребенок должен отгадать, что за предмет звучит.
«Громко, тихо»
Цель: формирование слуха, развитие тембра голоса.
Материал: большой и маленький слоник.
Ход игры: в гости пришли два слоника: один маленький, другой большой. Воспитатель рассказывает, что слоник большой свистит громко, а слоник маленький - тихо, потому что сил у него меньше. Показывает и ребенок отгадывает, который из слоников издает звуки. Затем предлагает сделать ребенку.
«Где звенит?»
Цель: развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование: колокольчик или погремушка.
Ход игры: педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.
«Внимание!»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.
Материал: мяч.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку поиграть в мяч. Ребенок совершает то или иное действие с мячом, после того как педагог скажет: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай мяч!», «Внимание! Подбрось мяч вверх» и т. д.
7. Блок № 5: Дидактические игры, направленные на развитие зрительного восприятия.
«Гениальный сыщик»
Цель: развитие зрительного восприятия, формировать умение концентрироваться, развивать внимание, память, воспитывать усидчивость, целеустремлённость.
Материалы: 10 разных предметов одного цвета, корзинка, кукла Ромашка.
Ход игры: дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и видит куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. Воспитатель: «Смотрите ребята, к нам в гости пришла Ромашка из Цветочного города и принесла интересную игру. Здравствуй, Ромашка. Ребята, поздоровайтесь с Ромашкой».
Ромашка: «Здравствуйте, ребята. Давайте поиграем с вами в интересную игру «Гениальный сыщик».
Воспитатель от лица Ромашки озвучивает правила игры. На столе расставлю предметы, вы внимательно их рассмотрите и постараетесь запомнить их. Затем вы закроете глаза, я спрячу предметы. Когда вы откроете глаза, вам надо будет назвать пропавшие предметы.
Завершение: «Ребята, вы гениальные сыщики! Назвали все пропавшие предметы».
«Паромщик»
Цель: формировать зрительное восприятие, развивать сенсомоторные движения, глазомер, внимание.
Материалы: интерактивная песочница, песок (или манка, кисточка.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на светящийся стол. «Ребята, смотрите в углу светится стол! Пойдемте, посмотрим на него. Смотрите, это не просто стол, а стол с волшебным песком. Давайте поиграем в интересную игру «Паромщик».
Воспитатель объясняет правила игры. «Мы возьмём в руки кисточки и будем рисовать линию – путь паромщика по реке. Рисовать нужно аккуратно, чтобы наш паром не врезался в берег».
Воспитатель рисует кисточкой реку. Дети кисточкой начинают рисовать путь паромщика. При необходимости воспитатель помогает детям.
Завершение: «Ребята, вы молодцы! Все справились и нарисовали путь паромщику».
«Дорисуй половину»
Цель: развивать зрительное восприятие, ориентирование на листе бумаги.
Материалы: карандаши, карточки с нарисованными половинами геометрических фигур (круг, квадрат).
Ход игры: раздается телефонный звонок. Воспитатель отвечает: «Алло. Здравствуй, зайчик. Что случилось, почему ты волнуешься?».
Зайчик: «Папа подарил мне карточки, на которых изображены фигуры. А я уронил карточки в воду и половина картинки смылась. Что теперь делать не знаю».
Воспитатель: «Зайка, давай мы с ребятами тебе поможем. Ребята, поможем медвежонку?».
Дети рассаживаются за столы. Воспитатель раздает карточки с половиной изображения и карандаши. Воспитатель обращает внимание на то, что на карточке половина изображения отсутствует. Предлагает взять карандаши и дорисовать круг, квадрат. При необходимости воспитатель помогает затрудняющимся детям. Воспитатель собирает карточки с дорисованной половиной фигуры, развешивает на доске. Все вместе оценивают свои работы.
Воспитатель: «Ребята, мы молодцы помогли зайчику восстановить смытые водой фигуры».
«Отгадай, кто нарисован»
Цель: развивать наблюдательность, активное внимание, развивать зрительное восприятие.
Материал: для игры нужно приготовить картинки с изображением всех членов семьи, вкладыши из картона с силуэтным изображением всех членов семьи.
Ход: педагог показывает детям эти картинки, а они должны догадаться, кто на них изображен. Лучше, если педагог подготовит не одно, а несколько изображений каждого предмета (в разных стадиях создания рисунка). Если дети не догадаются о содержании рисунка по первой картинке, им можно будет предъявить вторую или третью, на которых изображение уже близко к завершению. Затем к картинке надо подобрать соответствующий силуэт.
8. Блок № 6: Дидактические игры, направленные на развитие сенсорных способностей с предметами.
«Разноцветные клубочки и прищепки»
Цель: продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
Оборудование: корзина, клубочки вязальных нитей разных цветов, прищепки.
Ход: игра проводится с 2-5 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки и она предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а затем развесить прищепки на корзинку.
«Чудесный мешочек»
Цель: формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять. Учить выполнять инструкции педагога, развивать общую моторику.
Оборудование: для этой игры нужен непрозрачный мешочек, в который могут уместиться игрушки, знакомые детям, кубики, пуговицы, маленькие машинки, крышечки, монетки, прищепки, фигурки любимых героев и другие предметы которые дети могут узнать на ощупь.
Ход: игрушки складываются в мешок, и детям предлагают, не глядя в мешок, взять рукой один из предметов и определить, что это за предмет. Если ребенок правильно определит предмет, он берет его себе. Если неправильно, бросает его обратно в мешочек. К мешочку подходят все дети по очереди. Игра продолжается до тех пор, пока в мешке не кончатся все игрушки. Выигрывает тот ребенок, которому удалось собрать больше игрушек.
«Запомни порядок кружков»
Цель: учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов; развивать общую моторику.
Оборудование: крышечки разных цветов, схемы с изображениями разных предметов, фигур.
Ход: меня есть кружки, их много, полная шкатулка. Каждому из детей раздают набор картонных кругов разных цветов. У педагога должны быть карточки, на которых все круги расположены в определенном порядке. Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают расположение кругов. Педагог убирает карточки, дети выкладывают круги в своих коробках.
«Озорные ладошки»
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.
Материал: картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из наждачной бумаги) разного цвета.
Ход игры: взрослый предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и шероховатой поверхности.
9. Блок № 7: Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики.
«Пересыпалочки»
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.
Ход игры: воспитатель создаё т игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть! Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку)».
«Зайчики»
Цель: развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: корзинки с изображением зайчат разных цветов, макароны, покрашенные пищевым красителем в разные цвета.
Ход: педагог показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям раздать макароны зайчатам подбирая цвет.
«Кактус»
Цель: игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания. Способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
Оборудование: кактус из картона с отверстиями для палочек, пинцет.
Ход: педагог предлагает ребенку вставить палочки в отверстия кактуса пальчиками либо пинцетом.