Кристина Волохова
Сборник дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра "Сортировка мусора"
Цель: понимание детей важности сортировки мусора в современном мире.
Материал: картинки с изображением различных бытовых отходов, картонные коробки в цвет к разным категориям сортирования.
Правила игры:
Воспитатель наглядно рассказывает различие бытовых отходов, какие они бывают и как их правильно утилизировать на примере картинок. Также объясняет почему так важно знать правила сортировки.
Публикация «Сборник дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Затем детям выдаются картинки с различными видами отходов, например огрызок яблока или жестяная банка. В середине столика стоят 5 коробочек разного цвета, подписанные как отдельные сортировочные баки: синий -бумага, зеленый - стекло, красный - металл, желтый - пластик, серый-органические отходы. Цель детей определить в какой именно бак пойдёт их картинка.
Игра "чей дом?"
Цель: изучение детьми, где обитают различные животные.
Материал: выдвижные коробочки, на крышке изображено место обитания, а
внутри животное.
Правила игры:
Вытаскивают все внутренние коробки и перемешивают. Дети находят "домик" каждому животному, в конце проверяется правильность нахождения "домика" каждому животному.
Игра "Цепи питания"
Цель: исследование видов пищевой цепочки в природе.
Материал: картинки с изображениями различных животных и растений, картинка солнца, верёвка.
Правила игры:
На большую картинку с изображением солнца крепятся несколько веревок одинакового размера, на которые в последующем дети должны в правильном порядке надевать картинки с изображениями различных животных и растений в порядке возрастания к звеньям "пища - потребитель". Например : солнечным светом питаются растения -> этим растением питается насекомое - > насекомыми питаются птицы. По задумке игры цель построить 5 правильных пищевых цепочек.
«Какое насекомое, назови?»
Цель: формировать у детей понятие «насекомое». Научить узнавать и называть представителей насекомых : муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жук, кузнечик…
Дидактический материал :разрезные картинки насекомых.
Методика проведения:
Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое.
«Четвертый лишний»
Цель: закреплять знания детей о насекомых, животных, птицах.
Методика проведения:
Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово (насекомое, животное, птица) :
1) заяц, ёж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
«Рассели животных по средам обитания».
Цель: познакомить детей со средой обитания животных.
Дидактический материал : картинки с изображениями животных и их мест обитания на липучках.
Методика проведения:
Картинка со средой обитания (вода лес, антарктида)
Воспитатель дает задание ребенку разложить и прикрепить картинки животных, птиц, насекомых, рыб на игровом поле по их обитанию (рыба – вода, лиса – лес, морж- антарктида). После этого ребенок объясняет, почему он положил картинку в определенное место.
«Найди свою маму»
Цель: формировать умения детей называть детенышей домашних животных; соотносить детёнышей домашних животных с их мамами, изображать детенышей и взрослых животных. Развивать внимание, память, звукоподражание.
Дидактический материал :
Медальки, на которых изображены домашние животные.
Медальки с изображением их детёнышей.
Методика проведения:
Детей делят на две группы.
Дети первой группы животные-мамы, а дети второй – детёныши.
У детей шапочки или медальки домашних животных мам и детенышей. Дети по очереди ищут свою «маму», называют её, показывают, как они обрадовались, что нашли маму. «Мамы» называют своего детёныша, показывая, как они огорчились, когда пропал «ребёнок», и как обрадовались, когда он нашёлся
«Чудесный мешочек»
Цель: учить описывать признаки предмета, воспринимаемые на ощупь.
Дидактический материал :
Мешочек, в котором находятся овощи и фрукты характерной формы и различной плотности (лук, морковь, свекла, огурец, помидор, слива, яблоко, груша, банан и др.)
Методика проведения:
Один ребёнок берёт в руки мешочек и нащупывает предмет и, не вытаскивая, называет его характерные признаки. Другие дети отгадывают названный предмет (овощ или фрукт).
«Домашние животные»
Цель: уточнять и расширять представления о домашних животных. Отмечать характерные признаки представителей домашних животных и их детёнышей. Обогащать представления об образе жизни домашних животных: как передвигаются, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Формировать умения выделять общие и отличительные признаки домашних животных. Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Дидактический материал :
Тематические карточки «Домашние животные»
Методика проведения:
На столе лежат карточки картинками вниз.
Ребенок выбирает одну картинку, рассматривает ее и рассказывает всё о животном, изображённом на ней.
«Съедобная шляпа»
Цель: закреплять знания о питании животных.
Правила игры: из волшебной шляпы воспитатель достает игрушечные фрукты и овощи или их картинки, дети должны назвать животных, которые этим питаются.
«Собери пазлы»
Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.
Материалы: картинки с изображением разных животных. (каждое в двух экземплярах).
Правила игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
«Жизнь в семенах»
Цель: познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.
Материал: семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.
Задание:
Рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения.
Правила
1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.
2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.
Алгоритм проведения
1. Педагог рассказывает детям о жизни маленького семени.
— Всю долгую зиму у нас в коробочке спали семена. Посмотрите, какие они маленькие, беззащитные, но в каждом из них таится необыкновенная сила жизни. Сейчас в каждом маленьком семечке спит жизнь будущего растения. Мы их разбудим, а потом помечтаем, какими они будут.
Педагог вместе с детьми помещает семена различных овощных культур в специальные чашечки на влажный фильтр и закрывает крышкой. Через некоторое время крышка запотевает.
— Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдет совсем немного времени, и у каждого из них появится маленький белый хвостик.
(Показывает проросшее семечко.)
— Как вы думаете, что это? (Это маленький корешок.)
— Это проросшее семечко нужно посадить в землю, и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете за ним ухаживать.
- А теперь давайте помечтаем, какие вырастут из наших семян (перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха) растения.
2. Каждому ребенку выдается семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого выросло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборе карточек.)
3. Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении.
4. В конце игры подводится итог.
«Построй домик для животного»
Цель:закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому из животных.
Материал: большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных (муравейник, улей, гнездо птицы и т. п., строй-материалов (веточки, травинки, пух, листья и т. д., самих животных.
Задания
1. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь.
2. Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего животного.
3. Подобрать домик для животного.
4. Рассказать о своем выборе.
Правила
1. В игру играют в командах (3 команды по 2-3 человека в каждой).
2. Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить свой выбор, выиграл.
Алгоритм проведения
1. Педагог объявляет ребятам о том, что в детский сад пришла телеграмма.
— Звери зеленого леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи, построить им жилье. Поможем построить домики зверям? (Да.)
— Выберите тех животных, кому вы хотели бы помочь, назовите их по имени. Чтобы у нас все хорошо получилось, нужно знать, как правильно это сделать.
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Дети делятся на команды и начинают совместно играть.
3. В конце игры подводится итог.
«Собери растение»
Цель: закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.
Материал: большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).
Задания
1. Вспомнить, каково строение растения.
2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.
3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.
Правила
1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.
Алгоритм проведения
1. Педагог:
- Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что. (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)
— Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)
— Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)
— Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.
2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.
3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку.
4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.
5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на цветы лужайки.
6. В конце игры подводится итог.
«Чей след?»
Цель: уточнять и закреплять знания детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем лесу. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу.
Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.
Материал: дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.
Задания
1. Внимательно рассмотреть дидактическую картину зимнего леса.
2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.
3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами).
Правила
1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.
2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.
Алгоритм проведения
1. Педагог говорит:
— Тихо в зимнем лесу, снег искрится на солнце разноцветными красками. Все спит. Кажется, никого нет. Но зимний лес таит в себе множество загадок. Только самым внимательным он расскажет, что здесь происходит, кто сегодня от нас спрятался и наблюдает за нами.
— Посмотрите на наш зимний лес. Вы ничего не замечаете? Был ли здесь кто-нибудь из зверей до нашего появления. (Дети замечают множество следов.)
— Чьи они? Почему их не видно летом? Оказывается, все живые существа всегда оставляют свои следы. Просто мы их можем увидеть только на снегу - зимой или на мокром песке — в другое время года.
Следы невозможно увидеть на траве, асфальте. Давайте попробуем рассмотреть следы и догадаться, кому они принадлежат.
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.
3. Дети начинают играть.
4. В конце игры подводится итог.
«Домик для листочков»
Цель: закреплять знания детей о строении деревьев и кустарников. формировать умение угадывать названия деревьев, кустарников по стволам, направлениям веток, плодам, оставшимся с осени. Формировать умение правильно подбирать листочки к деревьям и кустарникам.
Материал: большая картина, изображающая лес в середине весеннего периода, наборы разнообразных вырезанных из бумаги весенних листочков для деревьев и кустарников, которые находятся на картине.
Задания
1. Определить, какое дерево или кустарник вы хотите нарядить в весенний наряд.
2. Выбрать весенние листочки, соответствующие данному дереву или кустарнику.
3. Нарядить в весенний наряд деревья и кустарники в нашем лесу.
Правила
1. Количество играющих 5-6 человек; если игра идет по командам, то 3 команды по 2-3 человека.
2. Победителями считаются те дети, которые быстро, правильно и аккуратно выполнили задание.
Алгоритм проведения
1. Педагог настраивает детей на игру.
— Перед вами лес, проснувшийся весной. Солнышко разбудило его своими теплыми лучами, растопило снег, побежали веселые ручейки и напоили землю. Лес начинает оживать. Как вы думаете, как узнать, что деревья и кустарники проснулись? (У них появляются почки, которые начинают потихонечку расти, набухать.)
— Кто спрятался в этих почках, в этих домиках?
2. Педагог объясняет детям правила игры и задание.
— Давайте подберем каждому дереву и кустарнику соответствующую одежду. Кого вы хотели бы нарядить?
3. Дети высказываются и начинают наряжать выбранные ими деревья и кустарники.
Примечание. На картине есть ориентиры, позволяющие детям правильно узнать названия деревьев и кустарников (березу дети определят по белому стволу; дуб-по могучему, богатырскому строению; липу, клен — по плодам, оставшимся с осени, и т. д.).
4. В конце игры подводится итог.
«Наряды матушки-земли»
Цель: уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
Материал: дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета); карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер и т. п.).
Задания
1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.
2. Рассказать о причинах выбора.
Правила
1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.
2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.
3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.
Алгоритм проведения
1. Педагог рассказывает детям о временах года.
— Летом солнце поднимается высоко над горизонтом, его лучи хорошо обогревают землю. Становится тепло, распускаются листья на деревьях, расцветают цветы, поют птицы, люди легко одеты, можно загорать и купаться. Осенью солнце поднимается не так высоко над горизонтом, его лучи меньше греют землю. Становится прохладно. Опадают листья с деревьев, природа засыпает, птицы улетают в теплые края, дожди сменились снегом. Зимние морозы сковывают льдом реки и озера, снег покрывает землю белой шубой. После долгой холодной зимы весной природа оживает вновь.
2. Педагог делит детей на четыре команды (по 3-4 человека в команде) и сообщает, для какого времени года они должны подобрать «наряд».
3. В конце игры педагог отмечает лучшие ответы, подводится итог.
«Моя комната»
Цель: выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.
Материал: листы бумаги различного цвета («пустые комнаты»)-по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов); карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер и т. д.
Задания
1. Обустроить свою комнату.
2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.
3. Самостоятельно все расставить.
4. Рассказать о своем выборе.
Правила
1. Количество играющих 5-6 человек.
2. Работать самостоятельно.
3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.
4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.
Алгоритм проведения
1. Педагог проводит краткую беседу по теме.
2. Дети самостоятельно работают по заданию, затем по очереди рассказывают, почему выбрали ту или иную карточку.
3. В конце игры подводится итог.
«Поваренок»
Цель: выявить знания детей о продуктах, которые взрослые используют для приготовления определенного блюда (например, борща); о том, какими инструментами и посудой они при этом пользуются.
Формировать умение соотносить количество нужных продуктов для приготовления; планировать свою деятельность.
Материал: посуда различного применения (кухонная, столовая, походная и т. д.); картинки, изображающие различные продукты питания (капуста, колбаса, мясо, сосиски, яйцо, картошка, конфеты, макароны и т. д.); карточки, изображающие процесс приготовления; нож, ложка, половник.
Задания
1. Подумать и выбрать посуду для приготовления блюда.
2. Выбрать нужные продукты в правильном количестве.
3. Выложить карточки, изображающие процесс приготовления данного блюда, в правильной последовательности.
4. Рассказать о процессе приготовления блюда.
Правила
1. Количество играющих от 2 до 3 человек.
2. Выигрывает тот, кто правильно «приготовит блюдо» и сможет рассказать о технологии приготовления.
Алгоритм проведения
1. Ребенку предлагается побывать в роли повара, который готовит первое блюдо (борщ).
2. Педагог объясняет детям правила игры и задание.
3. В конце игры подводится итог.
Примечание. Эта и несколько следующих дидактических игр позволяют детям побывать в роли взрослых. В ходе игры ребенок должен сам решить поставленную задачу. Именно самостоятельное решение задач позволяет ему стать более ответственным за порученное дело.
«Строитель»
Цель: закреплять знания детей о профессии строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах. Закреплять знания о процессе постройки дома. Закреплять знания порядкового счета (1-й, 2-й этаж и т. Д.). Формировать умение образовывать существительные с суффиксом -щик-, -чик- (каменщик, водопроводчик, крановщик и т. д.)
Материал: картины, изображающие блоки, панели домов; картины с изображением машин, помогающих при строительстве домов; фланелеграф; отличительные карточки.
Задания
1. Отобрать механизмы и материалы из большого количества предложенных для постройки дома.
2. Установить последовательность постройки дома.
3. «Построить» на фланелеграфе макет дома с учетом всех особенностей строительства.
Правила
1. Количество играющих 4-5 человек.
2. За правильные ответы дети получают отличительную карточку.
3. Выигрывают те дети, которые активно вместе «строили» дом и имеют отличительные карточки.
1. Педагог говорит:
Алгоритм проведения
— Сегодня мы будем строителями. Будем строить дом. Из чего его можно построить? (Дети высказываются.)
— Кто строит дома? Как вы думаете, какие машины нам помогут?
2. Дети выбирают из предложенных машин (трактор, легковая машина, бульдозер, подъемный кран, автобус, грузовик и т. д.) нужные.
Определяют последовательность строительства.
3. Педагог спрашивает у детей :
— Что нужно сделать перед началом строительства дома? (Расчистить площадку.)
—А потом? (Дети отвечают.)
4. Дети выполняют игровые действия. На фланелеграфе внизу установлена полоска коричневой бумаги, изображающая землю. Дети выбирают машины, необходимые для строительства. Бульдозер «едет» по этой полоске, разравнивает землю, подготавливает площадку для строительства, экскаватор «выкапывает котлован» (середина коричневой бумаги вынимается и вставляется черная полоска, символизирующая закладку фундамента). Устанавливается кран. Начинается монтаж «этажей», то есть установка блоков, панелей. Далее дети
"Устанавливают крышу». После завершения «строительства» идут
«Отделочные работы». Детям предоставляется возможность благоустроить площадку около дома («посадить» рядом с ним деревья, кустарники, цветы и т. д.).
5. В конце игры подводится итог.
«Бывает - не бывает»
Цель игры: развивать память, мышление, быстроту реакции, закреплять знания о природных явлениях.
Материал: мяч.
Правила игры: воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребенок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
«Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы, среде обитания живых существ. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Дидактический материал : мяч, картинки с изображением воздуха, земли, воды, разных животных, птиц, рыб.
Методика проведения:
Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Время года»
Цель: развивать память, закреплять знания о природных явлениях.
Правила игры:
Воспитатель показывает или называет природные явления (например : снег, радуга, гроза, дети должны называть время года, когда это явление происходит. Если дети справляются легко, игру можно усложнять, добавляя природные явления, которые происходят в любое время года.
«1,2,3-быстро принеси!»
Цель: закрепление умения отсчитывать нужное количество предметов, быстро выполнять задание ведущего; классифицировать предметы живой и неживой природы.
Правила игры: при помощи считалки выбирается ведущий, он дает детям задание:
- принеси два больших тополиных листа;
- принеси три камня;
- принеси два маленьких и один большой камень;
«1, 2, 3- к дереву беги!»
Цель: развитие умения узнавать вид деревьев по внешним признакам; формирование быстроты реакции, двигательных навыков.
Правила игры: педагог дает задание детям: «1,2,3 – к березе беги!» (к вербе, к тополю)
«Моё облако»
Цель: развивать воображение, образное восприятие природы.
Правила игры: дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.
«Узнай, чей лист»
Цель: учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.
Правила игры: сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
«Назови три предмета»
Цель: упражнять в классификации предметов.
Правила игры:
(вариант 1)
Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василек, мак».
(вариант 2)
Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.
«Когда это бывает?»
Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.
Правила игры: воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребенок называет, что бывает в это время года и передает фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д.
«Найди по описанию растение»
Цель:Найти растение по описанию.
Игровые действия. Поиск растения по описанию отличительных признаков.
Правила игры: 5 – 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов (пеларгония душистая и зональная)
Ход игры. 1. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого растения. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции, после чего называет отличительные признаки каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданное растение.
2. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать и описать комнатное растение. Педагог напоминает последовательность описания: прежде надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие, толстые, описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, мохнатый, окраску (темно-зеленый, светло-, пестрый, с полосками и т. п.)