Папки-передвижки

«Самовар кипит-уходить не велит». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе (22 фото)

Елена Четвертнова
«Самовар кипит-уходить не велит». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тип занятия: интегрированное.

Вид занятия: познавательно-развивающее.

Тема: «Самовар кипит – уходить не велит»

Форма проведения занятия: фронтальное.

Цель: обобщать и систематизировать знание детей об истории самовара, его происхождении, о традициях употребления чая в России с учетом регионального компонента.

Задачи:

Обучающие:

Публикация «„Самовар кипит-уходить не велит“, Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах

- Формировать познавательный интерес, к прошлому, внимание в беседе, внимательно слушая и высказываясь на тему из личного опыта;

Развивающие :

- Развивать логическое мышление и воображение.

- Развивать связанную речь.

- Развивать творческие навыки в процессе изготовления угощения к чаю.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: конфорка, кусковой сахар,баранки (бублики, хата, самовар, тульский, жаровый.

Предшествующая работа: занятие по экологии «Зелёная аптека»; дидактические игры: «Сложи картинку», «Угадай на вкус»; рассматривание репродукций картин Б. Кустодиева «Купчиха за чаем», К. Коровина «За чайным столом»; заучивание стихов, пословиц, поговорок о самоваре и чае.

Материалы и оборудование к занятию: самовары : жаровый и электрический; чашки, блюдца, сахарница, заварочный чайник, чай, сахар кусковой, пирожки, баранки, картинки: самовары веселый и грустный, чайные пары; презентация «Виды самоваров», ИКТ.

Музыкальный ряд: русская народная мелодия.

Ход НОД:

I. Проблемная ситуация.

(Под звуки русской народной мелодии дети заходят в группу, обращаются к воспитателю – хозяюшке)

- Здравствуй, добрая хозяюшка! Ты, позволь, хозяюшка, нам в хату войти.

Хозяюшка (воспитатель) :

- Здравствуйте, гости дорогие

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге-хозяйке радость.

Проходите, погостите в нашей хате.

(дети садятся на скамейки)

«Самовар кипит-уходить не велит». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Фото «Самовар кипит-уходить не велит»

Хозяюшка:

- А расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав мою загадку:

Стоит толстячок,

Подбочивши бочок,

Он шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Дети: Самовар

Хозяюшка: Да это самовар

В моей хате печка – матушка,

А самовар – батюшка.

II. Виды деятельности.

1. Беседа «Из истории самовара».

- Что ни говори, любили наши дедушки и бабушки на печи полежать, но особенно у самовара посидеть, попить ароматного чайку после трудового дня или после бани. А в праздник вся семья у самовара.

Самовары в русской деревне очень ценились, их наличие в семье говорило о её благополучии, достатке. Хорошие самовары давались дочерям в приданое.

И… у меня есть друг зеркальный

Сроду не был он печальный

И хотя он очень рыжий

Он не немец, не поляк

Он из Тулы – он туляк!

Говорят ему сто лет

Но совсем он не скелет

И румян он, и пузат

Как сто лет тому назад.

Все его, кто с ним знаком

Почитают остряком

Кто взглянуть в него захочет

Ну-ка быстро посмотри:

Узнаешь себя внутри.

Если нос у вас курнос –

Расплывется, как поднос

Ну, а если длинный нос

Он повиснет, как вопрос.

Узнаете эти груши

Не пугайтесь – это уши.

Вы на друга дуться бросьте

Заходите чаще в гости

Все мальчишки здешних мест

Знают, что он шишки ест.

Он сперва воды напьется,

А потом глотнёт огня

А потом вдруг так займется

На крылечке у меня

Засопит и забормочет

Запоет и закипит

Всех, кто чаю выпить хочет

Он от пуза угостит

Утром чай, в обед и в ужин

Вот таков его товар

Он всегда нам очень нужен

Щедрый, добрый (самовар)

- Дети, а почему он так называется самовар? (самовар сам варит, т. е. кипятит воду).

-Вспомните, в каком городе появился самовар? (в Туле)

- Да ребята, его родиной считают город Тулу. Их делали разными, и большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали разными узорами, придавали разную форму ручкам и краникам, я вам покажу и расскажу.

2. Презентация «Виды самоваров»

- Какими были самовары?

- Тульский самовар…

- Самовары бывают жаровые, в них кипятили воду с помощью огня, поэтому он называется жаровый.

-Это электрические самовары, в этих самоварах кипятят воду с помощью электричества.

- Ребята, скажите в наше время чаще, какой используют самовар электрический или жаровый? (Электрический)

- Формы самоваров, так же были разными, наиболее чаще встречались самовары «Бочонком» или «Тюльпан».

- «Желудь», «Арбуз».

- А богатые люди могли себе позволить не обычные самовары, в форме

«Паровоза» или «Петуха»

- Этот назывался «Чайник» самовар

- А так же самовары «Вокруг света».

- Самовары «Кратер».

- Самовар «Ваза Флорентийская».

- Самовар «Дорожный или Многогранник»

- Самовар вошел в каждый дом. Он стал символом добра и домашнего уюта.

. Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе - фото
Фото №1 Тип занятия интегрированное

3. Традиции чаепития в России.

- Раньше самовар, начищенный до блеска, устанавливался на специальном самоварном столике, который располагался около обеденного стола. Заварочный чайник ставился на конфорку. На обеденном столе расставлялись чашки с глубокими блюдцами и чайными ложечками, сахарница с колотым сахаром, щипцы, ситечко, блюда с пирогами. Чай подавала хозяйка дома или её старшая дочь. Чашку надо было наливать до краев, не забывая потчевать гостей и предлагать ещё. Чай полагалось пить из блюдца, держа его всеми пальцами. Подливание чая в чашку кончалось тогда, когда гость переворачивал её вверх дном. Это означало, что гость чаю больше не хочет и доволен угощением.

- Пока чай заваривается, давайте с вами поиграем в старинную русскую игру «Самовар».

Фото №2 Вид занятия познавательно развивающее Фото №3 Самовар Самовар кипит уходить не велит Форма проведения занятия фронтальное Фото №4 Цель обобщать и систематизировать знание детей об истории самовара его происхождении о традициях употребления чая в России с учетом регионального компонента

4. Физминутка. Игра «Самовар»

Дети: (хором) Самовар, самовар!

Старый медный самовар

Может, стал ты слишком стар?

Иль ты болен?

У тебя быть может жар?

Все стоишь

Да пыхтишь,

Все никак не закипишь.

Самовар (ребёнок) : Что вы, что вы

Как не стыдно

Даже слышать мне обидно!

Как сейчас разозлюсь,

Как сейчас рас-ки-пя-чусь!

Всё во мне уже клокочет,

Всё кипит…

Кто чаю хочет?

Дети: (хором) Наливай, получай

Самый вкусный

Свежий чай.

Фото №5 Задачи Обучающие Публикация Самовар кипит уходить не велит Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе размещена в разделах Конспекты занятий Фото №6 Все конспекты Посуда

5. Продуктивная деятельность

- Самовар закипел, чай готов и тесто есть. Что нам надо сделать?

Дети: слепить угощение к чаю.

-А вы знаете, что чай на Руси любили пить с баранками.

-А давайте и мы с вами испечем баранки.

- Из чего мы будем лепить баранки? (Из теста)

-А тесто из чего делают? (Из муки, молока, яиц, сахара и соли).

Фото №7 Развивать связанную речь Фото №8 Развивать творческие навыки в процессе изготовления угощения к чаю

6. Пальчиковая гимнастика: «В гости».

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

Фото №9 Воспитательные Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа к народным традициям Фото №10 Словарная работа конфорка кусковой сахар баранки бублики хата самовар тульский жаровый

- Вот теперь наши пальчики дружные, и у них получатся красивые баранки.

Дети приступают к работе за столами, на которых разложены дощечки с кусочками теста.

7. Самостоятельная работа.

Фото №11 Предшествующая работа занятие по экологии Зелёная аптека дидактические игры Сложи картинку Угадай на вкус рассматривание репродукций картин Б Фото №12 Кустодиева Купчиха за чаем К

Хозяюшка:

Молодцы, давайте положим баранки на поднос я поставлю в нашу печь. Чтобы они испеклись. А сами поиграем (готовые работы выкладываем на поднос, воспитатель ставит в печь баранки).

Фото №13 Коровина За чайным столом заучивание стихов пословиц поговорок о самоваре и чае

8. Дидактическая игра «Мы танцуем у печи».

Чи-чи-чи (3 хлопка по бёдрам)

Мы танцуем у печи (4 прыжка на одной ноге)

Чо-чо-чо (3 хлопка над головой)

Возле печки горячо (4 прыжка в сторону)

Ча-ча-ча (3 хлопка перед собой)

Дай нам, печка, калача (2 приседания)

Чи-чи-чи (3 хлопка по коленка)

Сушки наши горячи (4 прыжка на месте)

Чу-чу-чу (3 хлопка перед собой)

Всех баранкой угощу (ходьба на месте)

Фото №14 Музыкальный ряд русская народная мелодия

III. Рефлексия.

-Давайте посмотрим, испеклись ли наши баранки?

-Ребята, смотрите, какие красивые баранки у нас получились.

Фото №15 Проблемная ситуация Фото №16 Под звуки русской народной мелодии дети заходят в группу обращаются к воспитателю хозяюшке Здравствуй добрая хозяюшка Ты позволь хозяюшка нам в хату войти

- Пока наши баранки остывают к чаю, подходите все ко мне. У меня есть шкатулка, а в шкатулке чашечки с блюдцами, вот два самовара весёлый и грустный, если вам понравилось наше занятие, то вы крепите чайную пару к веселому самовару, а если не понравилось, то к грустному самовару.

Фото №17 Хозяюшка воспитатель Здравствуйте гости дорогие Гости званные и желанные Фото №18 Красивые и молодые Застенчивые и боевые

- Мы гостей всегда встречаем

Все: чаем, чаем, чаем

- Первым делом угощаем

Все: чаем, чаем, чаем

- И в накладку, и в прикуску

Все: пейте чай, друзья, по-русски!

Фото №19 Гости на пороге хозяйке радость

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «32 друга», в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «32 друга», в старшей группе НОД «Познавательное развитие» Цель: Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, закрепить правила ухода за зубами. Формировать познавательный.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прозрачный невидимка» Тема: " Прозрачный невидимка" Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; формировать знания о воздухе. Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе ТЕМА:"ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ". ЦЕЛЬ:Формировать знания и представление детей о домашних животных и их детенышах, особенностях.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Моя Родина» Задачи: формировать представление о том, что наша огромная страна называется Россией; в ней много городов, сел, деревень; воспитывать любовь.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух-невидимка» Цель: уточнение представления детей о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей. Задачи: 1. Образовательные: - продолжать.

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Мы — люди» Цель: активизировать мыслительную аналитическую деятельность ребенка – самопознание своего тела, личности, отождествление себя с мужским.

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к доктору Айболиту. Четырехугольники. Способы измерения объема жидких тел» Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Самовар» Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно -эстетическое развитие. Задачи: Образовательные:.

Конспект по познавательному развитию НОД в старшей группе «Я и моя семья» Конспект НОД в старшей группе «Я и моя семья»Цель: формировать представления о семье как о людях, которые живут вместе,любят друг друга,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия по Москве» Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности Возрастная группа: 5-6 лет (старшая) Образовательная область: «Познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Самовар кипит-уходить не велит». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Опубликовано: 8 января 2017 в 21:39
+77Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Самовар кипит-уходить не велит». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Четвертнова (УИ 388589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД