Елена Четвертнова
«Самовар кипит-уходить не велит». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия: интегрированное.
Вид занятия: познавательно-развивающее.
Тема: «Самовар кипит – уходить не велит»
Форма проведения занятия: фронтальное.
Цель: обобщать и систематизировать знание детей об истории самовара, его происхождении, о традициях употребления чая в России с учетом регионального компонента.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «„Самовар кипит-уходить не велит“, Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- Формировать познавательный интерес, к прошлому, внимание в беседе, внимательно слушая и высказываясь на тему из личного опыта;
Развивающие :
- Развивать логическое мышление и воображение.
- Развивать связанную речь.
- Развивать творческие навыки в процессе изготовления угощения к чаю.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Словарная работа: конфорка, кусковой сахар,баранки (бублики, хата, самовар, тульский, жаровый.
Предшествующая работа: занятие по экологии «Зелёная аптека»; дидактические игры: «Сложи картинку», «Угадай на вкус»; рассматривание репродукций картин Б. Кустодиева «Купчиха за чаем», К. Коровина «За чайным столом»; заучивание стихов, пословиц, поговорок о самоваре и чае.
Материалы и оборудование к занятию: самовары : жаровый и электрический; чашки, блюдца, сахарница, заварочный чайник, чай, сахар кусковой, пирожки, баранки, картинки: самовары веселый и грустный, чайные пары; презентация «Виды самоваров», ИКТ.
Музыкальный ряд: русская народная мелодия.
Ход НОД:
I. Проблемная ситуация.
(Под звуки русской народной мелодии дети заходят в группу, обращаются к воспитателю – хозяюшке)
- Здравствуй, добрая хозяюшка! Ты, позволь, хозяюшка, нам в хату войти.
Хозяюшка (воспитатель) :
- Здравствуйте, гости дорогие
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге-хозяйке радость.
Проходите, погостите в нашей хате.
(дети садятся на скамейки)
Хозяюшка:
- А расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав мою загадку:
Стоит толстячок,
Подбочивши бочок,
Он шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Дети: Самовар
Хозяюшка: Да это самовар
В моей хате печка – матушка,
А самовар – батюшка.
II. Виды деятельности.
1. Беседа «Из истории самовара».
- Что ни говори, любили наши дедушки и бабушки на печи полежать, но особенно у самовара посидеть, попить ароматного чайку после трудового дня или после бани. А в праздник вся семья у самовара.
Самовары в русской деревне очень ценились, их наличие в семье говорило о её благополучии, достатке. Хорошие самовары давались дочерям в приданое.
И… у меня есть друг зеркальный
Сроду не был он печальный
И хотя он очень рыжий
Он не немец, не поляк
Он из Тулы – он туляк!
Говорят ему сто лет
Но совсем он не скелет
И румян он, и пузат
Как сто лет тому назад.
Все его, кто с ним знаком
Почитают остряком
Кто взглянуть в него захочет
Ну-ка быстро посмотри:
Узнаешь себя внутри.
Если нос у вас курнос –
Расплывется, как поднос
Ну, а если длинный нос
Он повиснет, как вопрос.
Узнаете эти груши
Не пугайтесь – это уши.
Вы на друга дуться бросьте
Заходите чаще в гости
Все мальчишки здешних мест
Знают, что он шишки ест.
Он сперва воды напьется,
А потом глотнёт огня
А потом вдруг так займется
На крылечке у меня
Засопит и забормочет
Запоет и закипит
Всех, кто чаю выпить хочет
Он от пуза угостит
Утром чай, в обед и в ужин
Вот таков его товар
Он всегда нам очень нужен
Щедрый, добрый (самовар)
- Дети, а почему он так называется самовар? (самовар сам варит, т. е. кипятит воду).
-Вспомните, в каком городе появился самовар? (в Туле)
- Да ребята, его родиной считают город Тулу. Их делали разными, и большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали разными узорами, придавали разную форму ручкам и краникам, я вам покажу и расскажу.
2. Презентация «Виды самоваров»
- Какими были самовары?
- Тульский самовар…
- Самовары бывают жаровые, в них кипятили воду с помощью огня, поэтому он называется жаровый.
-Это электрические самовары, в этих самоварах кипятят воду с помощью электричества.
- Ребята, скажите в наше время чаще, какой используют самовар электрический или жаровый? (Электрический)
- Формы самоваров, так же были разными, наиболее чаще встречались самовары «Бочонком» или «Тюльпан».
- «Желудь», «Арбуз».
- А богатые люди могли себе позволить не обычные самовары, в форме
«Паровоза» или «Петуха»
- Этот назывался «Чайник» самовар
- А так же самовары «Вокруг света».
- Самовары «Кратер».
- Самовар «Ваза Флорентийская».
- Самовар «Дорожный или Многогранник»
- Самовар вошел в каждый дом. Он стал символом добра и домашнего уюта.
3. Традиции чаепития в России.
- Раньше самовар, начищенный до блеска, устанавливался на специальном самоварном столике, который располагался около обеденного стола. Заварочный чайник ставился на конфорку. На обеденном столе расставлялись чашки с глубокими блюдцами и чайными ложечками, сахарница с колотым сахаром, щипцы, ситечко, блюда с пирогами. Чай подавала хозяйка дома или её старшая дочь. Чашку надо было наливать до краев, не забывая потчевать гостей и предлагать ещё. Чай полагалось пить из блюдца, держа его всеми пальцами. Подливание чая в чашку кончалось тогда, когда гость переворачивал её вверх дном. Это означало, что гость чаю больше не хочет и доволен угощением.
- Пока чай заваривается, давайте с вами поиграем в старинную русскую игру «Самовар».
4. Физминутка. Игра «Самовар»
Дети: (хором) Самовар, самовар!
Старый медный самовар
Может, стал ты слишком стар?
Иль ты болен?
У тебя быть может жар?
Все стоишь
Да пыхтишь,
Все никак не закипишь.
Самовар (ребёнок) : Что вы, что вы
Как не стыдно
Даже слышать мне обидно!
Как сейчас разозлюсь,
Как сейчас рас-ки-пя-чусь!
Всё во мне уже клокочет,
Всё кипит…
Кто чаю хочет?
Дети: (хором) Наливай, получай
Самый вкусный
Свежий чай.
5. Продуктивная деятельность
- Самовар закипел, чай готов и тесто есть. Что нам надо сделать?
Дети: слепить угощение к чаю.
-А вы знаете, что чай на Руси любили пить с баранками.
-А давайте и мы с вами испечем баранки.
- Из чего мы будем лепить баранки? (Из теста)
-А тесто из чего делают? (Из муки, молока, яиц, сахара и соли).
6. Пальчиковая гимнастика: «В гости».
В гости к пальчику большому
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя!
(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)
- Вот теперь наши пальчики дружные, и у них получатся красивые баранки.
Дети приступают к работе за столами, на которых разложены дощечки с кусочками теста.
7. Самостоятельная работа.
Хозяюшка:
Молодцы, давайте положим баранки на поднос я поставлю в нашу печь. Чтобы они испеклись. А сами поиграем (готовые работы выкладываем на поднос, воспитатель ставит в печь баранки).
8. Дидактическая игра «Мы танцуем у печи».
Чи-чи-чи (3 хлопка по бёдрам)
Мы танцуем у печи (4 прыжка на одной ноге)
Чо-чо-чо (3 хлопка над головой)
Возле печки горячо (4 прыжка в сторону)
Ча-ча-ча (3 хлопка перед собой)
Дай нам, печка, калача (2 приседания)
Чи-чи-чи (3 хлопка по коленка)
Сушки наши горячи (4 прыжка на месте)
Чу-чу-чу (3 хлопка перед собой)
Всех баранкой угощу (ходьба на месте)
III. Рефлексия.
-Давайте посмотрим, испеклись ли наши баранки?
-Ребята, смотрите, какие красивые баранки у нас получились.
- Пока наши баранки остывают к чаю, подходите все ко мне. У меня есть шкатулка, а в шкатулке чашечки с блюдцами, вот два самовара весёлый и грустный, если вам понравилось наше занятие, то вы крепите чайную пару к веселому самовару, а если не понравилось, то к грустному самовару.
- Мы гостей всегда встречаем
Все: чаем, чаем, чаем
- Первым делом угощаем
Все: чаем, чаем, чаем
- И в накладку, и в прикуску
Все: пейте чай, друзья, по-русски!