Татьяна Марченко
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прозрачный невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: " Прозрачный невидимка"
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; формировать знания о воздухе.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Прозрачный невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить обобщать, анализировать, делать выводы, самостоятельно проводит простые исследования.
- учить воспринимать и удерживать инструкцию, при выполнении исследовательской задачи.
- учить действовать по образцу, заданному взрослым.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
- Воспитывать интерес к экспериментированию.
- воспитывать чувство гордости при открытии новых знаний.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты, полый.
Методические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, игра малой подвижности, опыт, эксперимент, анализ, подведение итога, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Предшествующая работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
- изготовление вееров.
Планируемый результат:
Воздух невидим, он прозрачен, он есть внутри пустых предметов, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнения.
Оборудование:
- полиэтиленовые пакетики (по количеству детей);
- чашки с водой, трубочки (по количеству детей);
- нетонущие (полые) предметы, для сравнения тонущие, тяжёлые.
- "Чудесный мешочек", предметы к нему (тонущие и не тонущие)
- игрушка «Буратино»
- полоски из бумажных салфеток
-веера (по количеству детей);
- апельсин,
- воздушные шары (по количеству детей);
- мыльные пузыри
Содержание НОД:
Психогимнастика: "Корабль и ветер"
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и согреем друг друга своими улыбками. Представьте себе, что все мы сейчас плывём на большом красивом корабле, под белыми парусами. Он плывет по волнам, но вдруг, ветер стих, паруса повисли и корабль остановился! Давайте поможем нашему кораблю снова плыть вперёд, и позовём на помощь ветер! Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки. А теперь с шумом выдохните воздух через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер снова надует паруса, и наш корабль поплывет по морским просторам! Давайте повторим ещё раз, я хочу услышать, как шумит ветер!
Воспитатель: присаживайтесь пожалуйста, давайте мы с вами побеседуем. Для того, чтобы узнать о чём мы сейчас с вами поговорим, внимательно послушайте и отгадайте загадку: - "Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда,
Он без запаха, без цвета,
Угадайте, что же это?
Дети: Воздух!
(раздается стук в дверь)
Буратино (появившись из-за дверей): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе, если тебе интересно, присоединяйся к нам. Отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы-
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Что это)
Дети- (Нос). А для чего в носу дырочки? (ответы детей) Через дырочки в нос воздух поступает, в трубочки - трахеи, а затем – в лёгкие. А воздух из лёгких в виде пузырьков насыщает весь организм.
Буратино: Воздух, воздух? Лично я никогда не видел воздух? Значит, его и нет! А вы, ребята, его видели?
Дети: Нет, не видели!
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Невидимый, прозрачный!
Буратино: Ну, вот, сами говорите - невидимый! Значит его и нет вовсе! Все равно не верю! Вот докажите, что этот самый, воздух, есть!
Воспитатель: Буратино! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас нас. Раз мы его не видим, значит, он какой?
Буратино: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем делать опыты, как настоящие исследователи. Для этого мы устроили лабораторию. Но перед этим нам надо немного отдохнуть и набраться сил, давайте встанем прямо, и немного поиграем:
Игра "Надувала кошка шар"
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Описание игры: дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Воспитатель произносит текст:
Надувала кошка шар
А котёнок ей мешал:
Подошел и лапой -хлоп!
А у кошки шарик - лоп!
(На слова: "надувала кошка шар. " дети выпрямляют туловище, надувают щёки. На сигнал "лоп" - "шарики" со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.)
Воспитатель: А теперь займёмся опытами. (подходят к лаборатории)
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Буратино, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Попробуйте поймать его руками!
Получается? (Дети: Нет). Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1 «Поймать воздух» (С полиэтиленовым пакетом)
[/b]
Воспитатель: Дети, возьмите каждый в руки по пакету. В нём что-то есть?
Дети: Нет, он пуст.
Воспитатель:. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет наполнился воздухом, он похож на воздушный шар. Воздух занял всё место в нём. Теперь откроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Буратино! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И у нас это получилось! Мы поймали его в мешочек, а потом выпустили его.
Буратино: Ой, точно! Летом на море я видел, как люди запирают воздух! Это, кажется, был надувной круг!
Воспитатель: Конечно, Буратино! Ведь воздух легче воды! И если внутри круга воздух, то он, конечно же, не тонет, а плавает!
Буратино: Значит, если внутри предмета воздух, он будет плавать? Ребята, я принёс собой вот такой чудесный мешочек, а в нём разные предметы, помогите мне разобраться, какие будут плавать, а какие нет?
Дидактическая игра «Тонет - не тон
ет»[/b]
(Дети поочерёдно достают из "чудесного мешочка" предметы, называют их и высказывают своё предположение будут они плавать или нет, и почему они так думают, проверяют своё предположение на практике, опустив предмет в таз с водой)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Буратино узнать, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но надо помнить, если во внутрь такого предмета попадёт вода и вытолкнет воздух, то он может утонуть.
Буратино: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в ёмкость с вод
ой. [/b]
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: Ребята, а давайте немного отдохнём, и поиграем.
Игра "Воздушные шари
ки"[/b]
Цель: Снять. напряжение, успокоить детей.
Описание игры: Играющие стоят в кругу. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». (Повторить 2-3 раза
Воспитатель: Все люди дышат через нос. Буратино, послушай, как дышат наши носики. Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чтобы его увидеть мы проведём опыт с салфеткой
Опыт 3. С салфетк
ой. [/b]
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт 4. С веер
ом. [/b]
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух имеет запах? Понюхайте. А как же получается, что когда мама печёт пирожки на кухне, то мы чувствуем запах в комнате? Оказывается, воздух движется и несёт эти запахи к нашему носу.
Опыт 5. С апельсин
ом [/b]
Буратино: Я очень люблю пирожки, особенно с яблоками, они так вкусно пахнут!
Воспитатель: Хорошо, ребята попозже обязательно угостят тебя пирожками, а сейчас давай вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе.
Буратино:
Я сегодня очень много узнал о воздухе!
- Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
- Чтоб увидеть воздух, его надо поймать
- Что воздух есть внутри пустых предметов;
- Без воздуха ничто живое не может жить;
- А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи
- А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха!
- И даже внутри людей есть воздух (мы пускали пузыри в воду)
Воспитатель: Буратино, тебе у нас понравилось, тебе было у нас интересно?
Буратино: Спасибо, ребята, мне было так интересно, что я хочу вам подарить что-нибудь на память. Только не знаю что. Может мой чудесный мешочек поможет? Надо произнести волшебные слова, кот Базилио и лиса Алиса научили меня таким словам. Сейчас попробую (колдует: Крэкс, Фэкс, Пэкс). Ничего не получилось! Ребята, давайте вместе попробуем. (вместе с детьми произносит заклинание 2раза). Заглядывает в мешочек "-Ура, получилось! Вот что значит вместе дружно постарались!" (раздаёт детям воздушные шарики). Ну всё ребята, мне пора возвращаться к папе Карло. Пойду расскажу ему и своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
Воспитатель: Ребята, а Буратино нам оставил одну интересную игру, посмотрите, что это у меня? (Мыльные пузыри). Но мы поиграем с ними попозже, когда пойдём на улицу- дышать свежим воздухом. А сейчас нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад.