МААМ-картинки

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Бусарова Елена
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Значение познавательно-исследовательской деятельности в психическом развитии и успешной социализации детей дошкольного возраста.

Познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Главная особенность познавательно-исследовательской деятельности – активизировать познавательное поведение дошкольника, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольника должна иметь практико-ориентированный характер и при этом быть личностно ориентированной на потребности и интересы конкретного ребенка.

Познавательно-исследовательская деятельность способствует :

1. Формированию системы знаний об окружающем мире в познавательно-исследовательской деятельности.

2. Развитию познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление воображение).

3. Формированию познавательной активности и познавательно-исследовательской направленности личности.

4. Способствует развитию универсальных интеллектуальных действий.

5. Является основой интеллектуально-когнитивных аспектов готовности ребенка к обучению в школе:

запас знаний об окружающем мире,

уровень развития познавательных интересов- к новому, к самому процессу познания

уровень развития познавательной деятельности, психических процессов:

• сформированность сенсорных эталонов,

• качества восприятия – умение обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства,

• качества мышления (умение выделять существенное, сравнивать, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины, явлений, делать выводы)

• высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления

• сформированность символической функции и воображения,

• начало формирования произвольности психических процессов (произвольное внимание, произвольная память и т. д.)

• развитие речи (формирование фонематического слуха – находить отдельные звуки в словах)

Проблеме развития ребенка в процессе познавательно-исследовательской деятельности уделяли многие исследователи:

Л. А. Венгер. «Сенсорное развитие в дошкольном детстве», Ж. Пиаже «Феномены детского мышления», Н. Н. Поддъяков «Феномен детского экспериментирования», П. Я. Гальперин «Теория поэтапного формирования умственных действий», Д. И. Богоявленская «Интеллектуальная активность», О. М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольников» и др.

Особенно хочется выделить исследования Н. Н. Поддъякова. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Автор исследовал особый тип мышления ребенка, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием.

Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать, или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.

Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действия, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей самого ребенка). Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.

В процессе экспериментирования у ребенка возникают новые, неясные знания. Н. Н. Поддъяков выдвинул предположение о том, что процесс мышления развивается не только от незнания к знанию (от непонятного к понятному, от неясных знаний к более четким и определенным, но и в обратном направлении - от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Способность строить свои, пусть еще неясные догадки, удивляться, задавать себе и окружающим вопросы является не менее важной в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем и усвоение знаний, даваемых взрослым. Именно эта способность лучше всего развивается и проявляется в процессе детского экспериментирования.

Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.

Н. Н. Поддъяковым и его сотрудниками было разработано множество оригинальных аппаратов и ситуаций, активизирующих мышление детей. Так, в одном из его исследований ставилась задача подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию кинематических зависимостей (зависимость времени, скорости и расстояния). Детям предлагалась специальная установка, где по желобкам разной длины скатывались одинаковые шарики. Наклон каждого желобка можно было менять с помощью вращающейся ручки. После целого ряда проб дети неожиданно для себя устанавливали, что при определенном наклоне желобков шарик, сбегающий по длинному желобу, обгоняет тот, который сбегает по короткому. В ходе экспериментирования дети научились так регулировать наклон желобков, что ставили себе различные цели и успешно осуществляли их.

Другая установка, разработанная Н. Н. Поддъяковым, представляла собой ящик с ручкой, которую можно было вращать по часовой стрелке или против нее, и в зависимости от этого в специальных окошках появлялись или исчезали картинки. В процессе экспериментирования с этим прибором дети устанавливали зависимости между вращением ручки и сменой картинок.

Тема экспериментаторской деятельности дошкольников продолжает быть актуальной для современных отечественных исследователей Н. А. Рыжова, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, Т. М. Бондаренко, О. А. Воронкевич и др.

Организация познавательно-исследовательской деятельности

в соответствии с ФГОС ДО.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста :

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Схема развития любого вида деятельности такова : сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с их интересами (детей).

Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.

Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.

В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

• делают выбор;

• активно играют;

• используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;

• работают все вместе и заботятся друг о друге;

• отвечают за свои поступки.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Цель и задачи деятельности. (взрослого по руководству познавательно-исследовательской деятельностью детей; ребенка — активно-деятельностное познание окружающего мира)

Цель деятельности взрослого по руководству познавательно-исследовательской деятельностью.

Задачи: 1. Формирование у детей познавательных представлений : о многообразии предметов и явлений окружающего мира, о времени, о пространстве, о себе, о человеке как социальном существе, о знаково-символических средствах.

2. Формирование элементарных математических представлений (сенсорных, геометрических, количественно-числовых, пространственных, временных).

3. Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения, анализа и дифференциации информации: анализ свойств объектов окружающего мира - элементарный (внешний) и каузальный (причинный); восприятие и анализ информации; действие по инструкции; контроль деятельности.

4. Развитие познавательных психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) : развитие произвольности внимания, восприятия, памяти; комплексное формирование составляющих познавательных психических процессов: свойств восприятия (предметность, целостность, константность, избирательность, осмысленность, основных качеств внимания (концентрация, объем, распределение, устойчивость, переключение, продуктивности памяти (объем, быстрота, точность, длительность, готовность, логических операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, сериация, обобщение, замещение, абстрагирование) и качеств ума (самостоятельность, критичность, глубина, гибкость, пытливость, приемов творческого воображения (схематизация, агглютинация, гиперболизация, акцентирование, типизация).

Цель познавательно-исследовательской деятельности ребенка — активно-деятельностное познание окружающего мира.

Задачи:

1. Познание каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств, признаков посредством деятельности обследования и адекватное использование их в продуктивной деятельности;

2. Освоение образных представлений о разнообразных предметах и объектах окружающего мира;

3. Познание разнообразных явлений окружающего мира во всей их взаимосвязи;

4. Освоение элементарных математических представлений (сенсорных, геометрических, количественно-числовых, пространственных, временных).

Сенсорная основа познавательно-исследовательской деятельности.

Сенсорное развитие — первая ступень познания окружающего мира, психологическая основа развития психических функций и свойств личности. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте :

1. Ведущий характер зрительного восприятия в процессе познания окружающего мира,

2. Взаимосвязь разных видов восприятия в познавательно-исследовательской деятельности.

Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности :

- знакомство с сенсорными свойствами объектов окружающего мира,

- освоение сенсорных эталонов и способов сенсорного обследования предметов и материалов.

- интеграция сенсорных ощущений в познавательно-исследовательской деятельности.

- руководство взрослого сенсорным развитием ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 8 лет.

• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для ребенка условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Мотивация детей на познавательно-исследовательскую деятельность.

игровая (младший и средний дошкольный возраст, собственно познавательная, социально значимая; возрастная специфика мотивационной основы познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах.

Тематические блоки: 1. Мир живой и неживой природы. 2. Предметный мир, окружающий человека, его трудовая деятельность; человек как творец своего предметного окружения. 3. Деятельность человека в разные сезоны; сезонные праздники. 4. Человек - социальное существо.

I. Сенсорное развитие (знакомство с сенсорными свойствами объектов окружающего мира,

освоение навыков сенсорного анализа и обследования)

Младший дошкольный возраст

(2-4 года) Средний дошкольный возраст

(4-5 лет) Старший дошкольный возраст

(5-7 лет)

Освоение основных сенсорных признаков, свойств и качеств объектов окружающего мира:

- цвет;

- величина;

- форма (круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная).

Различение цвета, формы, величины предметов.

Сравнение (соизмерение) предметов по величине (длине, ширине, высоте) с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа. Соизмерение предметов по двум сенсорным признакам.

Установление отношений между непрерывными множествами (предметами разной длины, ширины, высоты, массы).

Использование в речи слов, обозначающих сенсорные свойства, качества, признаки объектов окружающего мира

Освоение основных сенсорных признаков, свойств и качеств объектов окружающего мира:

- цвет;

- величина;

- форма (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная);

- длина (длинный, короткий);

- ширина (широкий, узкий);

- высота (высокий, низкий);

- толщина (толстый, тонкий);

- масса (тяжелый, легкий);

- глубина (глубокий, мелкий);

- объем (большой, маленький).

Различение цвета, формы, величины предметов.

Сравнение (соизмерение) предметов по величине (длине, ширине, высоте) с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа.

Соизмерение предметов по двум сенсорным признакам.

Установление отношений между непрерывными множествами (предметами разной длины, ширины, высоты, массы).

Активное использование в речи слов, обозначающих сенсорные свойства, качества, признаки объектов окружающего мира Освоение основных сенсорных признаков объектов (высота, толщина, длина, масса, глубина, объем, площадь, форма, цвет и т. д.).

Выделение, распознавание и анализ, сравнение, сериация, классификация и обобщение сенсорных свойств, качеств, признаков предметов, а также геометрических фигур по различным основаниям (цвет, форма, размер).

Активное использование в речи широкого спектра слов, обозначающих сенсорные свойства, качества, признаки объектов окружающего мира

II. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Младший дошкольный возраст

(2-4 года) Средний дошкольный возраст

(4-5 лет) Старший дошкольный возраст

(5-7 лет)

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний периодПознавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Методический семинар на тему «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего возраста. Выступление на педсовете Доклад на тему Познавательно – исследовательская деятельность детей среднего возраста Воспитатель: Сергунова Людмила Николаевна МКДОУ Кутуликский.

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в апельсиновую сказку»Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в апельсиновую сказку» Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" Воспитатель Г. И. Мукина.

Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой.

Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух вокруг нас» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь.

Познавательно-исследовательская деятельность «Полезные свойства меда» с детьми старшего дошкольного возрастаПознавательно-исследовательская деятельность «Полезные свойства меда» с детьми старшего дошкольного возраста Познавательно исследовательская деятельность «Полезные свойства меда» детьми старшего дошкольного возраста Актуальность: Все дети иногда.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Вот и подошел к концу летний оздоровительный период. И мы снова встречаемся с коллегами на педсовете, подводя итоги "летней работы". Я познакомила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2018 в 20:32
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Бусарова Елена (УИ 1515119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД