алла куркина
План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН
по самообразованию на тему :
«Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Куркина А. А.
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?".
Актуальность:
Публикация «План по самообразованию „Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю, как увлеченно дети исследуют мир, они — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Выстраивая свою работу, мы стремились, чтобы процесс был построен таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем. Важно развивать тягу к познанию, преподносить детям не готовые истины, выводы и обобщения, а сделать так, чтобы ребенок сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов.
Проблема:
Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!»
Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
Цели:
1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Задачи:
• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
• Знакомить с различными свойствами веществ.
• Развивать представления об основных физических явлениях
• Развивать представления детей о некоторых факторах среды.
• Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
• Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
• Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для
возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
.Формировать у детей разные способы познания.
Литература:
1. Перельман Я. И., Занимательные задачи и опыты. pdf,
2. formir_ekol_predstav (1).ppt,
3. Рыжова, Методика детского экспериментирования. pdf
4Тугушева, Чистякова: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности. ФГОС
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/628504/
5. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.
Содержание работы Срок выполнения Результаты
1. Изучать теоретический материал по данной теме сентябрь Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования
2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности. сентябрь Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики.
3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей В теч. года Оформлены:
- уголок природы с разнообразными комнатными растениями.
-мини-лаборатория с набором элементарных приборов:
*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)
*природный материал (камешки, песок, семена)
*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.)
*прочие материалы (лупы, термометры, весы)
*домашний огород
*дидактический материал
4. Наметить основные формы работы октябрь *Занятия
*Самостоятельная деятельность детей
*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником
5. Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования В теч. года Конспекты НОД на темы: «Воздух вокруг нас», «Волшебница вода», «Свойства снега», «Удивительная крупа», «Бумажные фантазии», «Как увидеть звук?»
6. Создать картотеку опытов и экспериментов В теч. года Имеется, но пополнять постоянно
7. Работа с воспитателями:
Показ мастер-класса
Просмотр занятия на РиМО
Итоговое занятие май Разработать памятку общих правил исследовательского обучения.
9. Работа с родителями:
Консультации:
-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Тематические фотовыставки
Рекомендации в уголок «Опыты со снегом» В теч. года Папка-передвижка «Познавательный мотив»