Людмила БУГАЕВА
Отчет по самообразованию «Социально-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком. Нравственное воспитание детей – это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Если ребенку не давать правильные устои, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным человеком в обществе. Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста.
Публикация «Отчет по самообразованию „Социально-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) основной целью социально –нравственного воспитания являются : развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Продолжать знакомить детей с детским садом как с ближайшим социальным окружением ребенка. Расширять представления о профессиях сотрудников детского сада. Знакомство детей друг с другом в ходе игр. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми
Почему выбрана именно эта тема?
Считаю, что существует обострение нравственных проблем в условиях кризисных явлений во всех сферах жизни нашего общества.
Прежде, чем начать работу по теме, мною были изучены следующие программы и пособия:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Вераксы Н. Е., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
-Программа «Я, Ты, Мы», Князева О. Л., Стеркина Р. Б.)
-«Я- Человек»- программа приобщения ребёнка к социальному миру (Козлова С. А.)
-ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
(О. Л. Князева, М. Д. Маханева)
-ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
С. В Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.» -книга для воспитателей детского сада, дает представление о культуре деятельности, культуре общения, культуре речи, о культуно-гигиенических навыках, о культуре еды. В свете моей темы по самообразованию эта книга будет неоднократно изучаться и конспектироваться.
Также был изучен передовой педагогический опыт по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников детских садов из журналов Дошкольное воспитание.
Журнал «Дошкольное воспитание» №6 2014 год,стр. 22-26 «Поликультурное образование дошкольников»
«Остановимся на развитии толерантности и формировании ценностных представлений о людях разных национальностей. Толерантность рассматривается как: ценностное отношение к людям других национальностей, готовность принять мнение других людей, умение слушать и сопереживать, в умении понять и принять неповторимость каждого человека.
Журнал «Дошкольное воспитание»№6 2014 год С. 27 «Этикет в формировании личности и успешности ребенка» в этой статье изложены рекомендации для воспитателей и родителей, как воспитать в ребенке веру в свои силы, научить быть успешным, научить радоваться своим успехам и удачам сверстников. Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных моментов, через приобретение жизненного опыта. Описаны формы работы с детьми, дан игровой материал и поведенческий эталон.
Журнал «Дошкольное воспитание» №6 2014 год, с. 50-56 «Материнская любовь» Автор этой статьи выделяет несколько типов «Материнской любви» и показывает,что чрезмерность и непостоянство проявления чувств близких людей пагубно влияет на воспитание ребенка. Указывает на пути решения проблем и на особенности и специфику работы с такими родителями.
Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2014год,с18-25 «Формирование культуры безопасности у дошкольников» приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребенка. Дети осваивают модели поведения; при этом образцами служат значимые для ребенка взрослые. Необходимо обучать детей определенным схемам и моделям поведения в конкретных опасных ситуациях. Формировать систему знаний об источниках опасности, о средствах их предупреждения и преодоления.
Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2014год,с 85-87 «Поведенческая компетенция воспитателя»
Поведенческая культура поведения воспитателя- мощный инструмент его деятельности. Знание и понимание правил этикета педагогом. Владение техникой выполнения этикетных правил, способность выбрать из множества правил необходимые для данной ситуации. Общество предъявляет педагогу такие требования как : образованность, компетентность, ответственность,честность, требовательность к себе, порядочность,интеллигентность, наличие богатой внутренней культуры. Педагог должен научиться общаться в педагогическом коллективе, в коллективе родителей и научить должному поведению своих воспитанников.
Изучила в интернете ряд статей по гендерному воспитанию, составила тесты и рекомендации для родителей, которые могу представить в дальнейшем для родителей на собрании.
Для определения системы работы по теме я наметила
ЦЕЛИ:
1. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
2. Создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
3. Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
4. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
5. Повышение уровня самообразования.
Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать «Федорино Горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок. Для детей младшего дошкольного возраста я отбираю простые и небольшие сказки без «страшных» эпизодов. К отбору сказок подхожу с особым вниманием, так как в современном мире сюжет многих искажен, а некоторые вообще не стоит читать детям младшего возраста. Народные сказки не только обогащают воображения ребенка, но и способствуют развитию творческой деятельности Развитие творческого мышления дошкольников и взрослых через сказку.
Я поставила перед собой следующие задачи:
I. Воспитательные
. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
2. Приобщить детей к истокам народной культуры.
3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.
4. Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.
II. Развивающие.
1. Содействовать развитию речи детей.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.
III. Обучающие.
1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Знакомить детей с художественной литературой.
3. Расширять представления об окружающем мире.
4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.