Инна Александровна Михасёва
Влияние творчества А. Л. Барто на социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Агния Львовна Барто(1906-1981г. г.)
Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Удивительная женщина, всю свою жизнь посвятившая детям, их воспитанию и проблемам. Барто смотрит на детей, как на активных участников жизни. А нужна ли детской поэзии лирическая интонация? Да конечно! Беречь детскость - совсем не значит приглушать восприимчивость к глубоким переживаниям, обогащающим душу. Барто часто критиковали за клевету на детей. Поэтессу упрекали в жестокости, в отсутствии педагогического такта. «Разве допустимо, - писал один рассерженный папа, - чтобы книжка для маленьких вызывала слезы?» Барто возражала критикам : «Стоит ли нам так уж рьяно охранять детей от сильных чувств? Ведь беречь детскость совсем не значит приглушать восприимчивость к глубоким переживаниям, обогащающим душу». Она продолжала пестовать детскую тему в литературе, воспитывая у своих читателей гражданское чувство, доброту, чувство справедливости, творческое отношение к труду.
Публикация «Влияние творчества А, Л, Барто на социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Знаменательной была встреча Барто с Ю. Гагариным, как он заулыбался, услышав ее имя, с какой любовью и признательностью глядел на неё, потом взял листочек бумаги и написал: «Уронили Мишку на пол. Ю. Гагарин».
С. Михалков писал: «Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек –стихи А. Барто». И правда, поколения за поколением малыши легко запоминают четкие, звучные стихи:
«Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу…».
Наша собственная жизнь от первых шагов до старости – в этих строчках. И страх небытия, и понимание его неизбежности. А для ребенка еще и повод перевоплотиться в иное существо, сопереживать ему, посочувствовать его горестным вздохам, его страху и пожалеть.
Основная заслуга Барто – развитие сатирического жанра в детской литературе. Она является первооткрывателем неведомого до нее в поэзии для малышей жанра сатирического портрета. Она знает силу смеха, но к качеству смеха очень требовательна. До нее считалось, что детям младшего возраста совершенно недоступна сатира, что им годится только юмор с его добродушием и мягкой веселостью. Меткость ее сатирических строк могла вызвать и негодование тех, кто чувствовал себя уязвленным. Но, думается, среди читателей – детей обиженных никогда не было.
Детская литература – не монолог, который ребенок обязан вежливо слушать. Она так же и не диалог между ребенком и присевшим на корточки, вровень с малышом взрослым, старательно имитирующим несовершенства детского мышления речи. У Барто такой диалог получался всегда, потому что она превосходно знала того, к кому обращалась и уважала собеседника, как бы мал он ни был.
Каждая игрушка в изображении Барто приобретает индивидуальность. Игрушка – важная часть материального, вещественного окружения, ближайшего к ребенку и активно им осваиваемого. Малыши плачут, когда слышат о том, что
«Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок» .
Но это благородная слеза. Стихи помогают пережить пренебрежительное отношение к игрушке как предательство друга. Нерадивой и жестокосердной «хозяйке» тряпичного зайца противопоставляется у Барто другой маленький персонаж, который и после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с ним «потому, что он хороший». Так детскую привязанность к старой игрушке поэт переплавил в прекрасное свойство души : верность друзьям близким, в благодарность и любовь. Особенность в стихах об игрушках : как правило, они написаны от первого лица, если речь идет о каких-то хороших поступках детей («Тяну я кораблик по быстрой реке…», «Нет, не напрасно мы решили прокатить кота в машине…», «Самолет построим сами…») и от третьего лица, когда нет активных поступков ребенка или это плохие поступки ребенка («Зайку бросила хозяйка…», «Наша Таня громко плачет…») .
Такой пример помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера. Барто – детский писатель не потому, что писала для детей, а потому, что лучшие ее стихи стали детским фольклором. Она проходит со своим читателем по всем ступенькам детства и при этом не только стремится открывать мир игрушек, вещей, природы, людей, но и заложить в детскую душу начало нравственного отношения к миру. Барто раскрывает личность ребенка с самого раннего детства, когда ребенок начинает только ходить («Машенька» - 1948 год). Малыш в этот период – открыватель мира, он только получает самые первые впечатления. В стихах поэтесса прослеживает рост самостоятельности ребенка.
Барто смеется с детьми весело и не зло, она никогда не хочет обидеть и навсегда осудить ребенка, так как дети растут и меняются и поэтому они не безнадежны в дурных поступках. Насмешки Барто не ранят и не убивают, но заставляют как бы со стороны посмотреть на себя. Барто глубоко убеждена, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и посерьезному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых веселых стихах она их учит честности и чести, душевной щедрости и доброте.
Агния Барто – художник-портретист, точнее портретист-юморист и сатирик. Ее интересует личность ребенка, его индивидуальность, его характер, его наклонности, способности, разнообразие свойств души. «Новичок», «Шкурка», «Любочка», «Болтунья», «Вовка – добрая душа» - разве это не портретная галерея героев? Со страниц книг Барто на нас смотрят живые дети, у каждого из них свой характер, свои причуды, свои нравственные особенности. Кого здесь только нет в этой галерее ребят : болтунья, замарашка, плакса, маленькая сплетница, зазнайка, жадина, лентяй, кокетка. Юмор и сатира автора этих портретов преследуют благородную воспитательную цель : помочь детям начать борьбу с недостатками своими и чужими. Барто умеет ставить в стихах воспитательные задачи, не упуская основную большую цель – учить ребенка думать и чувствовать, любить родной язык, слышать и понимать музыку стиха и мысль поэта. Барто знает, что с ребенком надо говорить забавно, что у детей все начинается с игры.
Барто как бы растет со своим читателем. Переступил ребенок порог школы, его снова встречают стихи любимой поэтессы : «В школу», «Сережа учит уроки», «Буква Р», «Что делать с Алексеем». Раскрыть внутренний мир ребенка, отобразить всю его многообразную жизнь, способствовать исправлению дурных черт характера и развивать светлые, гуманные – вот что отличает поэзию Барто.
«Детский писатель – педагог в самом высоком смысле этого слова», - так определил С. Я. Маршак сущность художника, творчество которого обращено к детям. И это определение с полным правом может быть отнесено и к Агнии Львовне Барто. А. Барто с честью прошла радостный, но и тернистый путь детского поэта – прошла до последних дней, сохранив свою молодость, желание и умение писать для детей.