Папки-передвижки

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Наталья Коврыжкина
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическое образование и воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений дошкольного воспитания. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Публикация «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы ориентирован на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы, а основная мысль заключается в выделении нравственного аспекта экологического воспитания. Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.

Основная цель: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

Основные задачи:

формирование основ экологического мировоззрения и культуры;

• расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

• развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

• бережного отношения к своему здоровью.

Принципы подачи материала: системность, наглядность, цикличность, доступность.

При реализации перспективного плана используются следующие технологии:

- здоровьесберегающие;

- технологии личностно-ориентированного обучения ребенка;

- проблемное обучение;

Срок освоения :В подготовительной группе 1 раза в неделю.

В процессе реализации перспективного плана применяются методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы и т. д. Экспериментирование и опытническая деятельность используется для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра и экспериментирование.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Возрастная группа Основные направления

Подготовительная - развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтроля

группа самооценке своего поведения в природе;

- продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи

явлениях природы, находить характерные признаки субъектов

природы, углубляя представления детей об окружающем мире;

воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями,

животными, птицами;

- закреплять умение правильно вести себя в природе;

- закрепить умение различать и называть 7-10 видов деревьев, 3-4

кустарника, 5-6 лесных и садовых ягод, грибов, 5-6 комнатных

растений, наиболее распространенные виды животных дикой

природы, по 8-10 видов рыб, птиц, земноводных, насекомых;

- дать представление о неживой природе, ее влиянии на

растительный и животный мир;

- познакомить со способом выращивания культурных растений их

вегетативного размножения (черенкованием, усами, листьями).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

В качестве основных критериев роста, которые определяют итоговый результат, следует называть приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно - экологической позиции личности :

- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части привычки ребенка.

- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему

- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности.

- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

В итоге реализации перспективного плана предполагается развитие:

- познавательных способностей;

- внимания, памяти;

- мышления (функций анализа, обобщения, классификации, речи;

- навыков взаимодействия в окружающей природе.

Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы:

- педагогическая диагностика познавательного развития дошкольников;

- «открытые» мероприятия для родителей и педагогов;

- диагностические беседы с детьми.

Месяц

сентябрь

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема, Задачи План деятельности

форма работы

Здравствуй Закрепить знания детей об осени. Развивать умение Наблюдение – сравнение «Погода летом и осенью»

осень. устанавливать связи между изменениями неживой и живой Д/и «Угадай время года»

природе. В жизни растений и животных, насекомых и птиц, в Беседа «Жизнь растений и животных осенью»

труде людей. Развивать наблюдательность. Рисование «Воспоминание о лете»

Что нас Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать Наблюдение Что нас окружает, Что у нас под

окружает? объекты, созданные природой и человеком; расширять ногами?;

(целевая представление о содружестве человека и природы, о Д/и «Что сделано природой, что человеком»

прогулка) положительном и отрицательном влиянии человека на Мп/и «Изобрази насекомое»

природу. П/и «Садовник»

Рисование на асфальте «Цветы»

Лесное Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе Беседа «Этажи леса»

путешествие и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие Заучивание стихотворения «Что такое лес?»

живых организмов леса; формировать представление об мнемотехника

условиях среде, к которой приспособились животные и Слушание «Звуки леса»

растения; развивать познавательный интерес к жизни леса и Д/и «С какого дерева листочки?»

его обитателям, память, связную речь, умение анализировать, Д/и «Чьи детки?»

делать выводы; воспитывать бережное отношение к лесу. П/и «Посади лес»

Волшебница Обобщить и систематизировать знания детей об осени; Беседа «Такая разная осень»

осень. интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в Д/и «Когда это бывает?»

природе с формированием эстетических представлений; Наблюдение за листопадом

формирование экологической культуры личности МП/и «Листопад»

дошкольника старшей группы д/с; воспитывать бережное Развитие мелкой моторики «Узор из листьев»

отношение к растениям и животным. Чтение книги «Почему осенью листопад?»

Месяц

октябрь

Тема, Задачи План деятельности

форма работы

Овощи и Уточнить и закрепить представления детей об овощах и Беседа о пользе овощей и фруктов

фрукты фруктах, признаках их сходства и различия. Развивать Предметные и дидактические игры: «Узнай на вкус»,

логическое мышление, учить сравнивать анализировать. «Узнай на ощупь»,

«Готовим борщ и компот»

Загадки об овощах и фруктах

Что мы знаем о Сформировать понятие «домашние и дикие животные» : Беседа «Эти удивительные животные»

животных Уточнить знания детей об образе жизни, повадках., Загадки о животных

Развивать умение устанавливать причинно-следственные

связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности Д/и «Что за зверь?», «Угадай кто кричит»

живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у П/и «Море волнуется раз»

детей интерес к жизни животных.

Наши Познакомить детей с органами чувств человека: глаза, уши, Карточки с изображением органов чувств.

помощники - нос, язык, кожа. Сформировать знание об их роли при Д/и «Кто спрятался?», «Узнай по голосу», «Узнай по

органы чувств восприятии человеком окружающего мира, развивать запаху», «Чудесный мешочек»

тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Загадки об органах чувств.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Какие бывают Формировать и обогащать знаний детей о перелетных и Рассказ «Какие бывают птицы»

птицы зимующих птицах (среда обитания, потребности, Комплект карточек «Птицы»

приспособление к среде, сезонным изменениям среды,

способы удовлетворения потребностей); развитию

познавательного интереса к природе; воспитывать потребность Загадки о птицах

и необходимость заботливого отношения к живым существам. Д/и «Какая птичка?»

Месяц

Ноябрь

Тема, Задачи План деятельности

форма работы

Чем люди Уточнить представления детей о том, что все люди разные, не Беседа «Какие мы разные?»

отличаются похожие друг на друга. Учить выделять признаки различия и Д/и «Найди пару» (по росту, цвету волос, глаз)

друг от друга сходства людей. Развивать интерес детей к познанию

особенностей людей. Воспитывать дружеское отношение друг

к другу.

«Что из чего Познакомить детей с природными материалами и материалами Беседа «Что из чего и для чего?»

сделано». сделанными руками человека, уточнить знания о том, что Д/и «Из чего предмет»

материалы и вещи из них полезны в обычной жизни, углубить Опыт «Тонет или нет»

знания детей о прошлом предметов, развивать логическое

мышление.

«Расскажи о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Артикуляционная гимнастика, игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», Д. И. «За каким растением спрятался Хрюша?»

Труд людей Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка Иллюстрации труд людей осенью и летом.

осенью урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ Беседа по картинам

домашних животных. Учить устанавливать причины смены

труда, сравнивать их с трудом летом, делать выводы о

направленности труда и его значении. Воспитывать уважение Рисование «Осенние дары»

к труду людей, стремление помогать им.

Месяц

Декабрь

Тема, Задачи План деятельности

форма работы

Зима полна учить устанавливать связи и закономерности в природе, Д/ и: «У кого какой дом»

серебра обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о Опыт: «Снег сохраняет тепло»

характерных признаках зимних месяцев, развивать логическое Труд в природе: организация зимнего огорода на

мышление, воспитывать любовь к родной при роде. окне

Загадки о зиме и явлениях природы

Кто как зимует Расширять и углублять представление о зимовке зверей птиц, Беседа о зиме

рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в

жизни животных и птиц в изменении условий их обитания, Опыт с водой и снегом, льдом

устанавливать причинно-следственные связи. Развивать Карточки с изображением домашних и диких

доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, животных

стремление помочь в трудных условиях. Загадки о животных

Физминутка «Снежок»

Бумага, Расширять знания детей о свойствах и качествах различных Изготовление поделок, построек (оригами из

древесина, материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить бумаги)

ткань пользоваться различными материалами (бумага, мягкая Рассматривание предметов, игрушек из знакомых

проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, материалов

крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и Опыт с бумагой, древесиной

желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Месяц

Январь

Тема, Задачи План деятельности

форма работы

В гостях у Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными Беседа о зимующих и перелётных птицах

птиц птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять Отгадывание загадок

знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим Наблюдения за птицами на участке

меньшим» Дидактические игра: «Кто где живёт»

Зимушка-зима Расширить представления детей о сезонных изменениях в Беседа о зиме

природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на Рассматривание картины «Зимние забавы»

деятельность людей. Показать детям связь между живой и Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют

неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему дикие звери»

живому. Чтение сказки «Зимовье»

С. Козлов «Зимняя сказка»

А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»

П/игры «Берегись, заморожу»

«Снежинки и ветер»

Песок, глина, Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять Опыт с песком, глиной

камень, почва особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений

свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. (рыхление, прополка, удобрение)

Рассмотреть песок, глину (сравнить)

Месяц

Февраль

Тема, Задачи План деятельности

форма работы

Путешествие в Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со Рассматривание картины из серии «Уход за

царство способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатными растениями»

комнатных комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать Опыт по ознакомлению с потребностями растений

растений детей описывать растение, отмечая различие и сходство между (свет, тепло, влага, почвенное питание)

ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к Игра «Цветы»

комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за Беседа о строении растений

ними. Беседа об уходе за комнатными растениями

Дидактические игры «Живые картинки»

Стекло и Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); Опыт со стеклом, металлом

металл учить определять признаки свойства материалов (структура Сравнение предметов

поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Дидактическая игра «Из чего сделан предмет»

Способствовать определению материала, из которого сделан Рассматривание иллюстраций с предметами из этих

предмет. материалов

Путешествие с Познакомить детей с различными природно-климатическими Рассматривание иллюстраций животных и растений

Севера на зонами, условиями жизни на Земле, севера и юга

Юг». рассказать о климатических поясах России, дать понятие Д/и «В гостях у Хозяйки Медной горы»

высокой поясности, что каждой климатической зоне Опыт: «Как маскируются животные»

соответствуют определенные виды растений воспитывать Экологическая акция : «Украсим группу цветами»

бережное отношение к природе.

Солнце – Развивать у детей элементарные представление и Рассматривание иллюстраций звездного неба

большая звезда экологическую взаимосвязь человека с животным миром. Просмотр презентации «Солнечная система»

Рассказать о Солнечной системе, дать представление о солнце Опыт: «Полярное сияние»

как звезде и планете, познакомить детей с понятиями света и Беседа «Когда солнце светит ярче»

тени, показать значение разного освещения в жизни растений

и животных: показать, что солнечный луч может стать

разноцветным, делать выводы, подтверждая их

экспериментальным

путем.

Месяц

Март

Тема, Задачи План деятельности

форма работы

В гостях у Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой Наблюдение за весенними изменениями в природе

Веснянки природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на Загадки о весне

деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных Иллюстрации «Когда это бывает»

изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Жизнь животных и птиц весной.

Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. Чтение стихов о весне

Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной»

П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса»

Береги живое! Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися Игровое упражнение «Посели цветы там, где они

под угрозой исчезновения видами растений и животных; выросли»

вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в Игра «Где живут животные»

природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, Игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его»

как части природы, источнику красоты, радости людей. Рассматривание «Красной книги», беседа

Резина и Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Рассматривание предметов из этих материалов

пластмасса Учить детей определять признаки и свойства материалов. Сравнение резины и пластмассы

Способствовать определению материала, из которого сделан Д/и «Из чего сделан предмет»

предмет. Поделки из резины, пластмассы

Как художник уточнить и расширить представления детей о взаимосвязи Беседа о лесе

лес рисовал обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга, Рассказ «Как я побывал в лесу»

закрепить знания детей о том, что лес - это сообщество Составление пищевых цепочек леса

растений необходимость охраны этих растений и животных, Д/и «Как вести себя в лесу»

которые не могут жить друг без друга, что лес, это их дом. Рассматривание иллюстраций «Чудеса в лесу»

Люди, приходящие в лес - это гости, они должны соблюдать Рисование «Лес весной»

правила, чтобы не нарушить жизни хозяев, рассказать

о приспособляемости животных к среде обитания.

Месяц

Апрель

Тема, Задачи План деятельности

форма работы

Насекомые - Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья Отгадывание загадок

Наблюдения за насекомыми

Рассматривание иллюстраций

Д/и «Найди насекомых, поедающих листья»

Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка»,

«Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова

«Лесная мозаика»)

наши коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница,

помощники капустница); на доступных примерах показать, что скрывается

за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Экскурсия в Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением, учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства. Наблюдения за цветением деревьев

Рассматривание иллюстраций «Сравнение

различных периодов весны»

Рассматривание картины «Цветущий сад»

Игра «Пчёлки»

плодовый сад в

период

цветения

Земля - мой Дать представления о суше и водном пространстве, Беседа «Где я живу»

дом разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, Сравнение речки, болота, моря

болото, озеро, река, море, видах поселения (деревня, город, Д/ и: «Рассели животных»

страна, о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть «Кто живёт на суше, а кто в воде»

разнообразными способами получения информации. Поощрять Рисование «Звёздное небо»

желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Для чего Познакомить с дождевым червем, Беседа о насекомых

нужны с внешним видом и строением, закрепить знания детей о Рассказ «Наши друзья дождевые червяки»

дождевые почве, через стеклянную стенку демонстрационного ящика Наблюдение за дождевым червяком

черви наблюдать за поведением дождевых червей, сделать вывод: Опыт «Как лучше дышит растение»

они полезны, т. к рыхлят почву и к корням растений поступает

больше воздуха.

Месяц

Май

Тема, Задачи План деятельности

форма работы

Экологическая Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги

тропинка ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природу»

природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной Целевая прогулка по экологической тропинке

аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка Игра «Что ты сделал доброе для природы?»

мусора, лечение деревьев) ТРИЗ «Что будет, если»

Д/и «Кто больше»

П/и «Раз, два, три- к дереву беги»

Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы»

Игра «Опиши, а мы отгадаем»

Человек - Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего Рассматривание плакатов, иллюстраций со

живой особенности и потребности. Формировать представления строением органов человека

организм детей о некоторых органах и системах строения человека, о Беседа о потребностях человека

«+» и «-» влиянии на них. Развивать сенсорную Рассказ о вредных привычках

чувствительность при решении познавательных задач. Язычок-помощник - Игра «Угадай на вкус»

Гимнастика для глаз

Бумага, Обобщить знания детей о свойствах и качествах различных Д / и «Что из чего?»

древесина, материалов, умение их сравнивать. Продолжать учить ТРИЗ «Если бы не было деревьев»

ткань пользоваться различными материалами и инструментами. Беседа «Зачем нужно стекло»

Воспитывать интерес и желание преобразовывать из Игра «Юный модельер»

известных материалов в поделки.

Проведение Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники по Диагностические карты и карты схемы для

итогового теме экологического воспитания. выявления уровня экологических знаний и умений

мониторинга дошкольников.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 марта 2021 в 17:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Коврыжкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД