Ольга Федорова
Развитие творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник рисования. Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник рисования. Самообразование
ГБУ РС (Я) «Республиканский центр содействия семейному воспитанию»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
воспитателя Федоровой Ольги Валерьевны
тема индивидуального плана самообразования :
«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник рисования, Самообразование» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Начало принятия плана самообразования : 2018-2019 учебный год.
Конец выполнения плана: 2020-2021 учебный год.
Якутск
Пояснительная записка
к плану индивидуального самообразования.
Актуальность выбранной темы:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
ЦЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ : приобрести качественные навыки использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей.
ЗАДАЧИ индивидуального самообразования :
1. Формировать и совершенствовать работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания рисования воспитанникам дошкольного возраста
2. Детально изучить методическую литературу по данной теме
3. Ознакомление с технологиями по нетрадиционной технике рисования.
4. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемого плана
5. Научить воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
6. Формировать у детей среднего дошкольного возраста знания о нетрадиционных способах рисования
7. Изучить психологические и возрастные особенности дошкольников.
8. Способствовать развитию творческих навыков у дошкольников при использовании нетрадиционные техники рисования
9. Составить план работы кружка «Разноцветные ладошки»
10. Развить у детей, мелкую моторику рук, мышление, творческие способности, воображение, усидчивость, внимание
11. Вызвать эмоциональный отклик на новый способ рисования, желание экспериментировать
Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования? Воспитатель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Курсы повышения квалификации
Составляющие процесса самообразования воспитателя :
1. Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
2. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом
3. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
4. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
5. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
6. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию :
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению и др. у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на воспитанниках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим воспитателем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория воспитателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Результат самообразования :
• повышение качества преподавания предмета
• разработка новых форм, методов и приемов нетрадиционных техник рисования
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по рисованию, используя нетрадиционные техники
• разработка и проведение открытых занятий с применением нетрадиционных способов рисования
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
План работы над темой самообразования :
Этапы Содержание работы Сроки Форма представления результатов
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП 1. Анализ затруднений
Я знаю и люблю свой предмет, мне интересно готовится к своим занятиям, находить новые методы и внедрять новые технологии. На моих занятиях дети учатся не только пользоваться карандашами, красками, кисточкой, но и знакомятся с цветовой гаммой, свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.) Также мои занятия прививают детям трудолюбие и развивают творческое мышление.
Мои воспитанники довольно маленькие дети, составляет не малого труда уловить их внимание и внедрить новые техники рисования. Также важна аккуратность, трудно мотивировать на работу и мотивировать на экспериментальные новые технологии.
2. Постановка проблемы
Воспитанники довольно скованны во время занятий. А нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
2018 год Собеседование с руководителем, коллегами:
«Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
«Особенности художественного языка изобразительного искусства» - консультация
«Развитие познавательных процессов и творческих способностей у дошкольников, залог формирования успешной личности» - консультация
Картотека рисунков, применяемых при рисовании пальчиком или ладошкой.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
4. Чтение педагогических периодических
изданий.
5. Обзор информации в Интернете. 2018 год Разработка образовательного плана «Разноцветные ладожки»
Творческий отчёт о работе кружка.
Мастер-класс для воспитателей по использованию нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте
Обмен опытом и информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1. Определение целей и задач работы над темой
Цель проекта: приобрести качественные навыки использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей.
Задачи проекта:
1. Формировать и совершенствовать работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания рисования воспитанникам дошкольного возраста
2. Детально изучить методическую литературу по данной теме
3. Ознакомление с технологиями по нетрадиционной технике рисования.
4. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемого плана
5. Научить воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
6. Формировать у детей среднего дошкольного возраста знания о нетрадиционных способах рисования
7. Изучить психологические и возрастные особенности дошкольников.
8. Способствовать развитию творческих навыков у дошкольников при использовании нетрадиционные техники рисования
9. Составить план работы кружка «Разноцветные ладошки»
10. Развить у детей, мелкую моторику рук, мышление, творческие способности, воображение, усидчивость, внимание
11. Вызвать эмоциональный отклик на новый способ рисования, желание экспериментировать
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы
Параллельно с
2019 год
Подготовка воспитанников к творческим конкурсам (Ксюша Льова)
Выставка детских рисунков с использованием нетрадиционных техник.
Консультация с психологом: «Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей»
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП формированием ЗУНов в дошкольном курсе изучения рисования должна идти работа над развитием устойчивой мотивации к занятиям, умений применять знания в жизни.
3. Прогнозирование результатов
Использование разных нетрадиционных форм рисования позволит мне повысить мотивацию к занятиям, способствует желанию самостоятельно работать и получить результат. 2019 год Обобщение полученных знаний, индивидуальные занятия с воспитанниками, которые проявляют большой интерес к нетрадиционным техникам рисования.
ПРАКТИЧЕСКЙ
ЭТАП
1. Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы
Разработка новых форм, методов и приемов нетрадиционной техники рисования
2. Формирование методического комплекса
Разработка дидактических материалов. Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям.
3. Отслеживание текущих и промежуточных результатов
1. Положительные показатели воспитанников
2. Создание банка творческих продуктов.
3. Мониторинг участия в конкурсах, на контрольных занятиях
4. Корректировка работы
2020 год
Открытые занятия, дистанционные курсы, активная работа внутри ОУ (подготовка стенгазет)
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП 1. Подведение итогов
2. Оформление результатов работы
3. Представление результатов: дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
2021 год
Выступление на педагогическом часе (обмен опытом с коллегами, реферат, индивидуально-творческий проект
ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП 1. Распространение опыта
1. Создание учебно-методических пособий.
2. Подготовка выступления и обмен опытом на педагогическом часе
3. Представление опыта на практических онлайн-семинарах
4. Проведение тематических собраний и индивидуальных консультаций.
создание методического пособия,
выступления на семинарах, размещение информации на персональном сайте
Изучение методической литературы:
1. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий». - М: Т. Ц. Сфера, 2005г.
2. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – СПб: "КАРО” 2007.
6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2004
7. Электронные ресурсы.