Ольга Владимировна Лабузова
Самообразование воспитателя по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования
воспитателя
разновозрастной группы «Сказка»
Лабузовой Ольги Владимировны
по теме:
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение народной культуре».
Актуальность.
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.
Публикация «Самообразование воспитателя по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время, под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях, постепенно деформируется чувство патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально нравственный климат в обществе в целом. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей педагога-воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия ребенка очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.
"Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Цель: Создать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к национальной культуре.
Исходя их данной цели, определились с задачами:
1. Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре.
2. Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества.
3. Формировать у детей общие представление о традиционных и обрядовых праздниках.
4. Знакомить с произведениями русского народного искусства.
5. Воспитывать интерес к русским народным играм.
Формы и методы работы.
Занятия.
Беседы.
Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.
Наблюдения.
Игры.
Метод решения проблемных ситуаций.
Загадки, пословицы.
Чтение художественных произведений.
Виртуальные прогулки и экскурсии.
Изобразительная деятельность.
Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.
Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям.
Конкурс детских рисунков
Досуги.
Работа в книжном уголке.
Ожидаемый результат:
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у
дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой
Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
1 этап - организационно- ознакомительный
1. Составление библиографии по теме самообразования.
2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.
3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:
• «Я и моё ближайшее окружение»
(моя семья, мой детский сад) .
• «Мой дом, моя улица».
• «Мой родной поселок».
• «Наша Родина – Россия».
• «Защитники Отечества»
• «История России».
• «Национальная культура».
• «Великие соотечественники».
4. Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию)
2 этап – основной
1. Внедрение в работу подготовленного материала.
• Практическое применение наработанных материалов с детьми
• Промежуточная диагностика детей по данной теме.
• Проведение мероприятий с родителями, согласно плану работы. Фото
отчеты о проведенных мероприятиях.
3 этап – заключительный
. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.
. Самоанализ педагогической деятельности.
. Обобщение и распространение педагогического опыта.
.Оформление папки по обобщению опыт;
.Оформление патриотического уголка
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2021– 2022 учебный год.
Сентябрь
Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме.
.Рассказы детей о членах семьи.
.Рассмотрение альбома «Моя семья».
.Чтение стихов и рассказов о семье.
.Сюжетно – ролевая игра «Моя семья».
.Рисование на тему «Моя семья».
.Создание фотоальбомов «Моя счастливая семья»
.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «День рождение» новыми атрибутами. Консультация «Ценности и традиции нашей семьи»
Октябрь
Оформление мини-музеев «Уголок русского быта» «Народные промыслы»
Рассматривание предметов старинного быта и иллюстраций о жизни на Руси
Выставка детских рисунков на тему «Игрушка бабушки».
Ноябрь
.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?».
.Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
Создание фотоальбома «Мой родной поселок».
Подборка дидактических игр «Моя Родина».
Подборка фото о достопримечательностях поселка Чердаклы.
Декабрь
Рассматривание фотографий с изображением достопримечательности поселка.
. Знакомство с историей названия, с флагом, гербом поселка Чердаклы. .Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).
. Аппликация «Флаг России»
. Фото выставки с семьей в достопримечательных местах поселка
Январь
.«Русский народный костюм» (познакомить детей со старинными одеждами).
. «Народные промыслы – городец»
Февраль
. «Народные промыслы – хохлома»
.Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».
. Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества.
Участие родителей в фотовыставке «Мой папа самый лучший»
.Консультация для родителей «Как вырастить защитника»
Март
.Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».
.Продуктивная деятельность «Цветок для мамы» - открытка
.Фотовыставка в группе «Я и моя мама»
.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «Дочки – матери», «День рождение» новыми атрибутами
Апрель
.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).
. Конструирование космического корабля.
.Викторина «Что вы знаете о космосе».
.Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
.Книга загадок и рисунков «Космос»- совместное творчество детей и родителей
Май
Тема: «Этот День Победы».
Беседа о 9мае.
.Рассматривание иллюстраций войне.
.Изготовление праздничных открыток.
. Создание фонотеки «Детские патриотические песни»
.Консультация для родителей «Воспитаем детей патриотами»
Выступление на педсовете с отчетом проделанной работе презентация.