Черепанова Ольга Петровна
Отчёт о проделанной работе по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств мы ведем с младшей группы. Опыт подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, почему ее называют Россией.
Дошкольник может усвоить обязанность трудиться, знать, как обеспечивается его счастливое детство. Он может усвоить, что у нашего народа есть враги, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя того, чтобы детство детей было беззаботным.
Публикация «Отчёт о проделанной работе по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной работы у ребенка формируются элементы гражданственности, дети знакомятся со словами: Родина, страна, край, родной город, поселок, улица, дом и т. д.
Работу по патриотическому воспитанию в старшей группе мы начали с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Особое место в работе по нравственно - патриотическому воспитанию отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.
С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям - мы совместно с музыкальным руководителем провели следующие праздники и развлечения: «День матери». Наши воспитанники стали активными участниками фотовыставок «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Летний отдых с семьёй» и т. д.
Знакомим детей с семейными традициями семьи, с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. На данном этапе были проведены праздники и развлечения «Масленица», «Осень в гости к нам пришла». Традиционно в нашем детском саду, проходят выставки «Дары осени», «Новогодняя игрушка», «Огород на окне», Космос». Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
Знакомство дошкольников с родным посёлком, с краем – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему посёлку, к родному краю подводим их к пониманию, что их посёлок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно. Следующим этапом является знакомство детей с достопримечательностями нашего посёлка. Совместно с родителями своих воспитанников, совершили экскурсию по достопримечательностям посёлка. Дети с интересом рассказывали о том, где они были, что интересного узнали о нашем посёлке.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьёй, поэтому активное участие принимают родители. Дети вместе с родителями составляли генеалогические древа, рассказы о своей семье, о своих семейных традициях. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В своей работе мы считаем должным научить ребенка понимать, что такое обязанность (слово надо) и право (слово можно). Знакомим детей с героями воин, объясняем почему они стали героями, почему их именами называют улицы и воздвигают памятники, знакомим с героями труда, с разными профессиями.
Формы воспитания у детей патриотических чувств разнообразны - это и беседы о Родине, о делах народа, великих открытиях, и природе, о
хороших людях, чтение рассказов и стихов на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, проведение целенаправленно выбранных игр. Ну и самое главное - личный пример воспитателя и родителей. На детей сильное впечатление производят, рассказы о жизни и подвигах героев Великой Отечественной Войны. При этом учитываем возрастные особенности детей. Полезными стали рассказы и беседы с детьми о российской армии, о защитниках Отечества, любви к родному краю.
Перед тем как провести занятие или беседу по патриотическому воспитанию мы сами долго и усердно готовимся к этому, выбираем конкретные темы и примеры, подбираем яркие слова и строим фразы. Провели с ребятами беседы
Темы такие:
«Почему наш поселок назвали «Новый», «Чьим именем назван- Надеждинский район» и почему Приморский край назван- Приморским», «Чем знаменито и славится с. Вольно-Надеждинское и т. д.
Каждый год накануне Дня Победы в детском саду проводятся мероприятия, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Наши воспитанники всегда принимают активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта. К этому замечательному дню, дети изготовляют праздничные открытки. В 2016 г наши ребята -Киреева Василиса и Брунько Маргарита участвовали- в конкурсе: «Спасибо деду за победу», где заняли призовые места. Объясняем детям,что за подвиг героям войны воздвигнуты памятники, обелиски и мы должны помнить о них и возлагать к памятным местам- цветы.
Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ,свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны,к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Подбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться только этим. У детей может сложиться неправильное или неполное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут и наша задача при формировании патриотических чувств будет невыполнима. Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным не был край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны в целом:
- в каждом уголке страны живут и трудятся люди, любой их труд в
почете и необходим;
- есть памятные места, свои герои;
- взрослые проявляют заботу о детях, о благосостоянии людей;
- живут люди разных национальностей, всех их объединяет
одно;
- всех людей объединяет любовь к своей стране, готовность
встать на за защиту своего Отечества;
- берегут и охраняют природу.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
Правомерно задать вопрос: можно ли говорить о воспитании и любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами воспитателя, а также с учетом умственных возможностей дошкольников:
1. Характер их мышления;
2. Способность к обобщению и анализу;
3. Уровень умственного развития.
В процессе ознакомления детей с материалом создаём благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития, детям предлагаем и побуждаем их анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей среде, повседневной жизни, то, что они слышат от воспитателя или родителей.
В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаем задачи и по эстетическому воспитанию. Эмоционально воспринимать окружающие детям помогают яркое, живое слово, музыкальные произведения, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о войнах, о труде, о природе родной страны, дети учатся печалиться, радоваться, ощущать свою причастность к героическому подвигу русского народа. Целенаправленно учим детей видеть красоту природы - в прогулках по поселку, выездах на зону отдыха, посещая другие места.
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети нашей группы с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и военные сражения, поэтому мы стараемся строить беседы и занятия интересные и целенаправленные, от этого содержательнее становится детское творчество.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Дети понимают, что будущие граждане России должны расти сильными, ловкими и здоровыми.
Из всего этого можно сделать вывод, что комплексный подход к воспитанию у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается прежде всего в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса. Комплексный подход - это также взаимосвязь различных средств и методов воспитания.
Но свою работу по патриотическому воспитанию мы связываем и с другими формами ознакомления детей: это и рассматривание картин, чтение книг, беседы, рассказы, музыка, сюжетно-ролевые игры, дидактические, загадки, пословицы и т. д.
Все это помогает детям расширять свои знания и развивать патриотические чувства. Для того, чтобы дети хорошо усвоили все, с чем их знакомят они должны знать историю своей страны, в этом нам помогают родители, без их помощи - сложно было бы работать, поэтому большую методическую работу мы проводим с родителями: это консультации, беседы, наглядный демонстрационный материал, папки для родителей, выставки рисунков детей, оформление патриотических уголков в которых есть вся символика государства: герб, флаг, текст гимна, книги о войне, военная атрибутика.
Наши родители приобрели для группы демонстрационный материал: иллюстрации на патриотическую тему-это о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны, символику России, карту страны и глобус.
И конечно, эффективность работы с родителями зависит от психологического микроклимата и настроя, который налаживается в повседневном общении между нами и родителями детей нашей группы.
Мы уверены, что проводимая нами работа помогает детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями; учит любоваться природой, бережно относиться к ней.