Белкина Ольга Игоревна
Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Последнее время дети эмоционально зажаты, двигательные импровизации бедны и однообразны. Сложно детей заинтересовать и побудить активно, творчески участвовать музыкально-ритмической и танцевальной деятельности. Дети неактивно проявляют себя в игровом и танцевальном творчестве, не стремятся к выразительности в исполнении танцевальных движений, затрудняются в оценивании качества своего исполнения, не проявляют инициативу в придумывании новых танцев на основе знакомых детям движений, не используют танцы в самостоятельной художественной деятельности, не могут назвать любимые танцы.
Публикация «Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Музыка оказывает огромное влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, в дыхании. Движение и музыка – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект.
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность является наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В процессе творчества ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата, преодолевает боязнь ошибиться, а это способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Все это развивает в ребенке потребность быть активным субъектом окружающей действительности, познавать и преобразовывать мир.
В связи с этим становится актуальной проблема творческого самовыражения детей, поиск механизмов, технологий, способствующих и побуждающих ребенка к творчеству через самопознание к самовыражению.
С целью укрепления здоровья, развития музыкальных и творческих способностей, психических процессов, нравственно-коммуникативных качеств личности, данная тема рассчитана на детей 3-4 лет.
По форме организации – групповой.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
У детей от 3 до 4 лет (II младшая группа) продолжительность занятий — 15 мин из них 4-5 мин. уделяется ритмическим движениям;
Цель: повысить свой уровень профессиональной компетентности; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить систему психолого-педагогических условий эффективной организации процесса творческого самовыражения детей дошкольного возраста в процессе музыкально– ритмической и танцевальной деятельности.
На музыкальных занятиях в разделе музыкально – ритмические движения (танец, игра) решаются следующие задачи.
Задачи:
Эстетические:
развивать музыкальный вкус и кругозор; пробуждать интерес к танцевальному движению; прививать ребёнку чувство любви к своему телу; формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением; прививать им музыкально — эстетический вкус, умение ценить красоту;
Пластические:
развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений, мышечную силу, выносливость; формировать навыки грациозности, дать основы элементов танца;
Оздоровительные:
способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать развитию органов дыхания;
Воспитательные:
воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества; эмоционально раскрепостить ребёнка; воспитывать чувство нравственности, толерантности.
Музыкально– ритмические движения:
— обогащают эмоциональный мир детей и развивают
музыкальные способности;
— развивают познавательные способности;
— воспитывают активность, дисциплинированность,
чувство коллективизма;
— способствуют физическому совершенствованию организма.
Используются:
• детские песни российских композиторов;
• народная музыка;
• классические произведения;
• эстрадные мелодии.
Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.
Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального» инструмента.
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Малыши любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.
На музыкальных занятиях, в разделе «музыкально — ритмические движения» и в разделе «пляска» используются речевые игры, игровой массаж, музыкотерапия, танцетерапия, артикуляционная гимнастика.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма.
Методы и приё мы:
• Метод показа
• Словесный метод
• Наглядный
• Игровой
• Практический
• Метод показа и словесный метод обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, пробуют повторить упражнение.
• Наглядный метод разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить детей срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен). Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнений, постановка двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение.
• Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления — «идеомоторной тренировки». В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения.
• Игровой метод характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом — соревновательный и игровой. Упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Практическая часть.
• Изучение литературы
• Работа по плану самообразования
• Работа с семьёй
• Выступления на родительских собраниях с целью знакомства
• родителей с программными задачами и содержанием работы по музыкально-ритмическим движениям
• Индивидуальные беседы по вопросам музыкального воспитания
• Информация в виде Консультаций, памятки в уголке для родителей
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что тема по самообразованию «В ритме танца» обеспечивает формирование осознания желаний и предпочтений, осознания прошлых и будущих действий благодаря тому, что средствами музыкально — ритмических движений поощряется обсуждение детьми, направляя их внимание на восприятие себя, своей деятельности, своих чувств. Обеспечивается дошкольникам условия для свободного самовыражения в условиях ритмических упражнений, объясняя и раскрывая перед ними смысл возникающих у них ощущений, направляя их самоанализ в нужном направлении.
За время обучения дети приобретают определенный баланс знаний, который они будут раскрывать, активизировать на занятии с элементами импровизации. Данная тема раскрывает способности ребенка, помогает выразить и заявить о своем «Я», тем самым утвердить свое положение в современном мире.
Моей целью стояло психологическое раскрепощение, способствующее более ясному осознанию себя, своей деятельности, своих способностей, формированию более адекватного зрелого образа — «Я» детей. С этой целью в процессе занятий я использовала средства ритмической пластики для актуализации у детей самораскрытия, проявления себя, своей фантазии.
В здоровьесберегающие технологии входят:
1. Укрепление здоровья:
способствует оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
формирует правильную осанку;
содействует профилактике плоскостопия;
содействует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников :
развивает мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную (ощущение своего тела) чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;
содействует развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
формирует навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев; развивает ручную умелость и мелкую моторику.
1. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:
развивает мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширяет кругозор; формирует навыки самостоятельного выражения движений под музыку; воспитывает умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях; развивает лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Механизмы реализации:
Этапы работы, содержание
Форма работы
Ожидаемые результат
Подготовительный:)
Изучение, теоретическое осмысление проблемы. Постановка цели и задач.
Определение первоначального уровня сформированности творческих, музыкально – ритмических способностей дошкольников.
Подбор и изучение методической литературы. Анализ условий ДОУ. Мониторинг, составление анкет для родителей. Разработка системы развития творческого самовыражения дошкольников посредством движения. Тематическое планирование работы по музыкальному движению.
Создание в ДОУ полноценных условий для данной деятельности. Анализ мониторинга и результатов анкетирования родителей. Изготовление костюмов, атрибутов, оборудования; подбор музыкального материала.
Практический:
Реализация системы развития творческого самовыражения детей с помощью музыкально – ритмической, танцевальной деятельности. Организация и проведение разнообразных форм и видов музыкально – ритмической деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Информационные материалы для педагогов и родителей. Работа по перспективно – тематическому плану. Различные виды деятельности : занятия с использованием творческих заданий. Использование разнообразных форм занятий: индивидуальные, фронтальные, подгрупповые. Праздничные мероприятия, развлечения и досуги.
Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста в творчестве. Накопление методического материала по данному направлению. Консультации, выступление на родительских собраниях. Стенгазеты, памятки, выставки, буклеты и др.
Аналитический:
Подведение итогов. Анализ результатов работы.
Проведение итогового среза уровня сформированности музыкально – ритмических и творческих способностей дошкольников. Анкетирование родителей и педагогов. Доработка и систематизация методов, рекомендаций по данной теме. Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ. Определение перспектив.
Созданы условия для максимального обогащения личностного развития ребенка, сохранения и развития его творческого потенциала. Творческий отчет. Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях.
Итоговые танцы :