Папки-передвижки

Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности

Белкина Ольга Игоревна
Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы:

Последнее время дети эмоционально зажаты, двигательные импровизации бедны и однообразны. Сложно детей заинтересовать и побудить активно, творчески участвовать музыкально-ритмической и танцевальной деятельности. Дети неактивно проявляют себя в игровом и танцевальном творчестве, не стремятся к выразительности в исполнении танцевальных движений, затрудняются в оценивании качества своего исполнения, не проявляют инициативу в придумывании новых танцев на основе знакомых детям движений, не используют танцы в самостоятельной художественной деятельности, не могут назвать любимые танцы.

Публикация «Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности» размещена в разделах

Музыка оказывает огромное влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, в дыхании. Движение и музыка – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект.

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность является наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В процессе творчества ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата, преодолевает боязнь ошибиться, а это способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Все это развивает в ребенке потребность быть активным субъектом окружающей действительности, познавать и преобразовывать мир.

В связи с этим становится актуальной проблема творческого самовыражения детей, поиск механизмов, технологий, способствующих и побуждающих ребенка к творчеству через самопознание к самовыражению.

С целью укрепления здоровья, развития музыкальных и творческих способностей, психических процессов, нравственно-коммуникативных качеств личности, данная тема рассчитана на детей 3-4 лет.

По форме организации – групповой.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

У детей от 3 до 4 лет (II младшая группа) продолжительность занятий — 15 мин из них 4-5 мин. уделяется ритмическим движениям;

Цель: повысить свой уровень профессиональной компетентности; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить систему психолого-педагогических условий эффективной организации процесса творческого самовыражения детей дошкольного возраста в процессе музыкально– ритмической и танцевальной деятельности.

На музыкальных занятиях в разделе музыкально – ритмические движения (танец, игра) решаются следующие задачи.

Задачи:

Эстетические:

развивать музыкальный вкус и кругозор; пробуждать интерес к танцевальному движению; прививать ребёнку чувство любви к своему телу; формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением; прививать им музыкально — эстетический вкус, умение ценить красоту;

Пластические:

развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений, мышечную силу, выносливость; формировать навыки грациозности, дать основы элементов танца;

Оздоровительные:

способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать развитию органов дыхания;

Воспитательные:

воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества; эмоционально раскрепостить ребёнка; воспитывать чувство нравственности, толерантности.

Музыкальноритмические движения:

— обогащают эмоциональный мир детей и развивают

музыкальные способности;

— развивают познавательные способности;

— воспитывают активность, дисциплинированность,

чувство коллективизма;

— способствуют физическому совершенствованию организма.

Используются:

• детские песни российских композиторов;

• народная музыка;

• классические произведения;

• эстрадные мелодии.

Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального» инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Малыши любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

На музыкальных занятиях, в разделе «музыкально — ритмические движения» и в разделе «пляска» используются речевые игры, игровой массаж, музыкотерапия, танцетерапия, артикуляционная гимнастика.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма.

Методы и приё мы:

• Метод показа

• Словесный метод

• Наглядный

• Игровой

• Практический

• Метод показа и словесный метод обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, пробуют повторить упражнение.

• Наглядный метод разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить детей срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен). Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнений, постановка двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение.

• Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления — «идеомоторной тренировки». В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения.

• Игровой метод характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом — соревновательный и игровой. Упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

Практическая часть.

• Изучение литературы

• Работа по плану самообразования

• Работа с семьёй

• Выступления на родительских собраниях с целью знакомства

• родителей с программными задачами и содержанием работы по музыкально-ритмическим движениям

• Индивидуальные беседы по вопросам музыкального воспитания

• Информация в виде Консультаций, памятки в уголке для родителей

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что тема по самообразованию «В ритме танца» обеспечивает формирование осознания желаний и предпочтений, осознания прошлых и будущих действий благодаря тому, что средствами музыкально — ритмических движений поощряется обсуждение детьми, направляя их внимание на восприятие себя, своей деятельности, своих чувств. Обеспечивается дошкольникам условия для свободного самовыражения в условиях ритмических упражнений, объясняя и раскрывая перед ними смысл возникающих у них ощущений, направляя их самоанализ в нужном направлении.

За время обучения дети приобретают определенный баланс знаний, который они будут раскрывать, активизировать на занятии с элементами импровизации. Данная тема раскрывает способности ребенка, помогает выразить и заявить о своем «Я», тем самым утвердить свое положение в современном мире.

Моей целью стояло психологическое раскрепощение, способствующее более ясному осознанию себя, своей деятельности, своих способностей, формированию более адекватного зрелого образа — «Я» детей. С этой целью в процессе занятий я использовала средства ритмической пластики для актуализации у детей самораскрытия, проявления себя, своей фантазии.

В здоровьесберегающие технологии входят:

1. Укрепление здоровья:

способствует оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

формирует правильную осанку;

содействует профилактике плоскостопия;

содействует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников :

развивает мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную (ощущение своего тела) чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;

содействует развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

формирует навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев; развивает ручную умелость и мелкую моторику.

1. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:

развивает мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширяет кругозор; формирует навыки самостоятельного выражения движений под музыку; воспитывает умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях; развивает лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Механизмы реализации:

Этапы работы, содержание

Форма работы

Ожидаемые результат

Подготовительный:)

Изучение, теоретическое осмысление проблемы. Постановка цели и задач.

Определение первоначального уровня сформированности творческих, музыкально – ритмических способностей дошкольников.

Подбор и изучение методической литературы. Анализ условий ДОУ. Мониторинг, составление анкет для родителей. Разработка системы развития творческого самовыражения дошкольников посредством движения. Тематическое планирование работы по музыкальному движению.

Создание в ДОУ полноценных условий для данной деятельности. Анализ мониторинга и результатов анкетирования родителей. Изготовление костюмов, атрибутов, оборудования; подбор музыкального материала.

Практический:

Реализация системы развития творческого самовыражения детей с помощью музыкально – ритмической, танцевальной деятельности. Организация и проведение разнообразных форм и видов музыкально – ритмической деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Информационные материалы для педагогов и родителей. Работа по перспективно – тематическому плану. Различные виды деятельности : занятия с использованием творческих заданий. Использование разнообразных форм занятий: индивидуальные, фронтальные, подгрупповые. Праздничные мероприятия, развлечения и досуги.

Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста в творчестве. Накопление методического материала по данному направлению. Консультации, выступление на родительских собраниях. Стенгазеты, памятки, выставки, буклеты и др.

Аналитический:

Подведение итогов. Анализ результатов работы.

Проведение итогового среза уровня сформированности музыкально – ритмических и творческих способностей дошкольников. Анкетирование родителей и педагогов. Доработка и систематизация методов, рекомендаций по данной теме. Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ. Определение перспектив.

Созданы условия для максимального обогащения личностного развития ребенка, сохранения и развития его творческого потенциала. Творческий отчет. Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях.

Итоговые танцы :

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности» Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»Методом моделирования.

Конспект НОД по художественной музыкально-ритмической деятельности детей средней группы Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию детей средней группы (музыка) Выполнила:.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Планирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июньПланирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июнь Планирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июнь 1-я неделя Тема: День России Цель: Воспитание любви к Родине,.

Видео и описание музыкально-ритмической композиции «Гномики» для детей младшего дошкольного возрастаВидео и описание музыкально-ритмической композиции «Гномики» для детей младшего дошкольного возраста Музыкальное сопровождение «Маленькие гномики» (Альбинас Циплияускас) Это весёлый добрый танец, в котором дети могут проявлять свой артистизм.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 11:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Белкина Ольга Игоревна (УИ 2849223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД