Папки-передвижки

Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»

Млада Сидорова
Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»

Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект.

Публикация «Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ „Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности“» размещена в разделах

Усвоение музыкального материала детьми сложный трудоемкий процесс. Не достаточно просто услышать – важно понять ее и запомнить. Здесь на помощь приходят наглядные средства обучения: модели, карточки, схемы.

Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (свойства музыкального звука: высота, длительность, динамика, тембр, форма произведения и т. д., отразив их схематически. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с помощью наглядных средств, наглядный материал осваивается детьми лучше вербального.

Использование наглядных карточек и схем облегчает процесс обучения и воспитания. Во-первых, детям очень нравится работать с ними, поддерживается интерес к деятельности, у ребят пробуждается желание слушать, играть, фантазировать.

Во-вторых, дети легко запоминают материал, ускоряется процесс его усвоения.

В - третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Виды моделирования музыкального языка:

- Речевое

- Двигательное

- Графическое

- Пространственное

Речевое. Моделирование звуковысотных отношений:

- Подражая голосам животных и птиц, дети знакомятся с контрастными регистрами звучания.

- Глиссандируя голосом вверх-вниз (качели, горка) дети изучают выразительные возможности регистров и своего голоса.

- Подражая пению кукушки или мяуканью кошки дети осваивают различные мелодические интонации

Двигательное – это использование различных видов движения и звучащие жесты. Ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются навсегда.

Графическое – использование рисунков, карточек или записи.

Пространственное. Например - моделирование рукой в воздухе направления мелодической линии.

С помощью метода моделирования в музыкальном воспитании моделируются ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма.

Приведу примеры:

1. Моделирование звуковысотных соотношений

Дид. игра «Три медведя»

- слушать высоту звучания музыки и выбирать соответствующую карточку

Двигательное упражнение «Мишки и мышки»

- слышать и передать в движении высоту звучания музыки

2. Моделирование ритма

Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям необходимо «пропустить» их через свое тело. Самый доступный, простой и занимательный для детей способ – это сыграть ритмический рисунок на своем теле, используя звучащие жесты (хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.). Когда дети будут готовы осознать и воспринять необходимость графической фиксации ритма, сначала можно предложить им рисовать пиктограммы, основываясь на соотношении большой – длинный, маленький – короткий.

Упражнение «Великаны и карлики» – двигательное моделирование метро-ритма; Схемы, картинки – прохлопывание, протопывание ритма

3. Моделирование динамики:

Речевое: В речевых упражнениях: крик, шепот, громкая – тихая речь.

Двигательное: Показать движениями тела (на месте и в движении) громкое и тихое звучание, переходы и перепады динамики.

Пространственное: Показ руками в воздухе объемов, имитирующих степень громкости и переходы динамики

(Упражнение «Тихо, куколка» Бурениной – передача изменения динамики в движениях

Карточки-картинки для обозначения динамики – показ)

4. Метод пластического интонирования направлен на передачу интонаций музыкального образа в пластике движения. Эффективный приём – «свободное дирижирование» в процессе слушания музыки, позволяет сидя на стульчиках почувствовать настроение музыки и передать в пластике рук, тише – громче, волнение нарастает и затухает и т. д.

(Примеры: «Карнавал животных» К. Сен-Санса – передача образов в движениях)

5. Моделирование музыкальной формы. Для передачи формы музыкального произведения может быть использование различных видов моделирования – предметные, схематические, цветовые и графические. Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня облученности, учёта сложности музыкального материала.

(Пример: музыкально-дидактическая игра «Три подружки» по музыке Д. Кабалевского – подобрать к каждому образу соответствующую картинку)

6. Моделирование движений и перестроений в танце

Во время обучения детей музыкально-ритмическим движениям моделирование - основной метод. В младшей группе детям понятнее образные названия движений. Это «зайчики», «мячики», «фонарики», «хлопушки», «каблучки» и т. д. Дети быстрее осваивают движение, когда видят и понимают, что надо изобразить. В дальнейшем можно переходить к схематичным изображениям движений. Используются схемы-подсказки построений в танцах и хороводах: построения в шеренгу, колонны, врассыпную, маленькими кружочками, концентрическими кругами и т. д. в зависимости от возрастных особенностей.

Ещё хорошими помощниками являются маленькие фигурки-игрушки из «киндер сюрпризов» или маленькие матрёшки. С их помощью сначала педагог, а затем и сами дети на столе выполняют различные построения. Затем игрушки «оживают» и дети сами без труда строятся то в колонны, то парами, то врассыпную.

(Игра по командам «Постройтесь, как на картинке»)

7. При разучивание текста песни помогают запоминать слова мнемотаблицы или опорные картинки

Давайте попробуем спеть известную вам песенку, используя картинки-подсказки

(Исполнение песни «Мы запели песенку» с помощью мнемотаблиц)

8. Моделирование музыкальных образов

Для понимания музыкальных образов произведения полезно использовать картинки-карточки.

Музыкально-дидактическая игра «Игрушки»:

У 3 групп участников карточки с изображениями солдатиков, куколок или лошадок. Звучат поочередно пьесы П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Игра в лошадки». Выходят танцевать те участники, у кого в руках соответствующая карточка.

9. Использование моделирования в элементарном музицировании

Мы уже научились читать и прохлопывать ритм по картинкам. А теперь мы поиграем в оркестре. У нас будет 4 группы инструментов – бубны, ложки, колокольчики и маракасы. На экране будет поочерёдно показываться инструмент, которому следует играть и ритмический рисунок.

(Видеоигра «Весёлый оркестр»)

Таким образом наглядное моделирование можно использовать во всех разделах музыкально-образовательной деятельности.

Публикации по теме:

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Конспект НОД по художественной музыкально-ритмической деятельности детей средней группы Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию детей средней группы (музыка) Выполнила:.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием метода моделирования Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» (с использованием метода моделирования).

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования»НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования» Задачи: 1. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядной модели. 2. Углублять восприятие сказки за счёт выявления.

Планирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июньПланирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июнь Планирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июнь 1-я неделя Тема: День России Цель: Воспитание любви к Родине,.

Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования» Разработка новых программ и методик обучения - актуальная задача психолого - педагогической науки и практики обучения детей. Развитие познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 13:37
+253Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Млада Сидорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 77.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД