Млада Сидорова
Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»
Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект.
Публикация «Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ „Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Усвоение музыкального материала детьми сложный трудоемкий процесс. Не достаточно просто услышать – важно понять ее и запомнить. Здесь на помощь приходят наглядные средства обучения: модели, карточки, схемы.
Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (свойства музыкального звука: высота, длительность, динамика, тембр, форма произведения и т. д., отразив их схематически. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с помощью наглядных средств, наглядный материал осваивается детьми лучше вербального.
Использование наглядных карточек и схем облегчает процесс обучения и воспитания. Во-первых, детям очень нравится работать с ними, поддерживается интерес к деятельности, у ребят пробуждается желание слушать, играть, фантазировать.
Во-вторых, дети легко запоминают материал, ускоряется процесс его усвоения.
В - третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Виды моделирования музыкального языка:
- Речевое
- Двигательное
- Графическое
- Пространственное
Речевое. Моделирование звуковысотных отношений:
- Подражая голосам животных и птиц, дети знакомятся с контрастными регистрами звучания.
- Глиссандируя голосом вверх-вниз (качели, горка) дети изучают выразительные возможности регистров и своего голоса.
- Подражая пению кукушки или мяуканью кошки дети осваивают различные мелодические интонации
Двигательное – это использование различных видов движения и звучащие жесты. Ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются навсегда.
Графическое – использование рисунков, карточек или записи.
Пространственное. Например - моделирование рукой в воздухе направления мелодической линии.
С помощью метода моделирования в музыкальном воспитании моделируются ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма.
Приведу примеры:
1. Моделирование звуковысотных соотношений
Дид. игра «Три медведя»
- слушать высоту звучания музыки и выбирать соответствующую карточку
Двигательное упражнение «Мишки и мышки»
- слышать и передать в движении высоту звучания музыки
2. Моделирование ритма
Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям необходимо «пропустить» их через свое тело. Самый доступный, простой и занимательный для детей способ – это сыграть ритмический рисунок на своем теле, используя звучащие жесты (хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.). Когда дети будут готовы осознать и воспринять необходимость графической фиксации ритма, сначала можно предложить им рисовать пиктограммы, основываясь на соотношении большой – длинный, маленький – короткий.
Упражнение «Великаны и карлики» – двигательное моделирование метро-ритма; Схемы, картинки – прохлопывание, протопывание ритма
3. Моделирование динамики:
Речевое: В речевых упражнениях: крик, шепот, громкая – тихая речь.
Двигательное: Показать движениями тела (на месте и в движении) громкое и тихое звучание, переходы и перепады динамики.
Пространственное: Показ руками в воздухе объемов, имитирующих степень громкости и переходы динамики
(Упражнение «Тихо, куколка» Бурениной – передача изменения динамики в движениях
Карточки-картинки для обозначения динамики – показ)
4. Метод пластического интонирования направлен на передачу интонаций музыкального образа в пластике движения. Эффективный приём – «свободное дирижирование» в процессе слушания музыки, позволяет сидя на стульчиках почувствовать настроение музыки и передать в пластике рук, тише – громче, волнение нарастает и затухает и т. д.
(Примеры: «Карнавал животных» К. Сен-Санса – передача образов в движениях)
5. Моделирование музыкальной формы. Для передачи формы музыкального произведения может быть использование различных видов моделирования – предметные, схематические, цветовые и графические. Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня облученности, учёта сложности музыкального материала.
(Пример: музыкально-дидактическая игра «Три подружки» по музыке Д. Кабалевского – подобрать к каждому образу соответствующую картинку)
6. Моделирование движений и перестроений в танце
Во время обучения детей музыкально-ритмическим движениям моделирование - основной метод. В младшей группе детям понятнее образные названия движений. Это «зайчики», «мячики», «фонарики», «хлопушки», «каблучки» и т. д. Дети быстрее осваивают движение, когда видят и понимают, что надо изобразить. В дальнейшем можно переходить к схематичным изображениям движений. Используются схемы-подсказки построений в танцах и хороводах: построения в шеренгу, колонны, врассыпную, маленькими кружочками, концентрическими кругами и т. д. в зависимости от возрастных особенностей.
Ещё хорошими помощниками являются маленькие фигурки-игрушки из «киндер сюрпризов» или маленькие матрёшки. С их помощью сначала педагог, а затем и сами дети на столе выполняют различные построения. Затем игрушки «оживают» и дети сами без труда строятся то в колонны, то парами, то врассыпную.
(Игра по командам «Постройтесь, как на картинке»)
7. При разучивание текста песни помогают запоминать слова мнемотаблицы или опорные картинки
Давайте попробуем спеть известную вам песенку, используя картинки-подсказки
(Исполнение песни «Мы запели песенку» с помощью мнемотаблиц)
8. Моделирование музыкальных образов
Для понимания музыкальных образов произведения полезно использовать картинки-карточки.
Музыкально-дидактическая игра «Игрушки»:
У 3 групп участников карточки с изображениями солдатиков, куколок или лошадок. Звучат поочередно пьесы П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Игра в лошадки». Выходят танцевать те участники, у кого в руках соответствующая карточка.
9. Использование моделирования в элементарном музицировании
Мы уже научились читать и прохлопывать ритм по картинкам. А теперь мы поиграем в оркестре. У нас будет 4 группы инструментов – бубны, ложки, колокольчики и маракасы. На экране будет поочерёдно показываться инструмент, которому следует играть и ритмический рисунок.
(Видеоигра «Весёлый оркестр»)
Таким образом наглядное моделирование можно использовать во всех разделах музыкально-образовательной деятельности.