Александра Депутатова
Самообразование «Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через занятия по пластилинографии»
▼ Скачать + Заказать документы
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2020/ 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).
Публикация «Самообразование „Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через занятия по пластилинографии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его. Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей группы, я использую метод пластилинографии, включая в процесс пальчиковую гимнастику.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занимаясь «пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Педагоги и психологи рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста.
Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.
Пластилинография это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг».
Рисование пластилином, увлекательное и полезное занятие. Увлекательное – так, как позволяет сделать картину из пластилина рельефной, а следовательно, более живой. А полезное – так, как дает детским пальчикам хорошую мышечную тренировку. Особенно, когда приходится размазывать пластилин по поверхности или отщипывать мелкие кусочки. На занятиях «пластилинографии», формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в будущей учебной деятельности дошкольников, а именно умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность. В то же время использование «пластилинографии» в работе с дошкольниками позволяет развить их творческое мышление, а значит, способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Рисование пластилином - редко встречающийся вид живописи. Он способствует творческому развитию ребенка. Активное использование этого метода художественной выразительности вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилиновой живописи уникальна. Ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, ребенок учится планировать и доводить работу до конца. Пластилинография помогает подготовить руку ребенка к письму.
Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда. В нашем учреждении с детьми младшего возроста проводится проект «Картина пластилином». Он предполагает интеграцию таких образовательных областей, как «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», а также разных видов деятельности: совместная и организованная образовательная деятельность.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Актуальность темы:
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на п• Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук посредством занятий бисероплетением– это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через занятия пластилинографией.
Задачи самообразования :
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста, через занятия пластилинографией.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через занятия по пластилинографии.
2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
4. Учить изготавливать несложные картины из пластилина.
5. Развивать устную и связную речь.
Ожидаемый результат.
• Овладеют различными приемами пластилинографии.
• Освоят обобщенные способы работы.
• Разовьют познавательные, конструктивные способности.
• Разовьют интерес к результату и качеству выполненной работы.
Методы и приё мы работы:
• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
• наглядные;
• практические;
• игровые.
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу,
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности.
Литература по теме:
1. Программа «Детство» - Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
2,Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук. 2010г.
3. Любина, Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2012 г.
4. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
5. Брыкина, Е. К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2009г. ;
6. Гусакова, М. А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
7. Корчинова, О. В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/ Д: Феникс, 2002.
8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-215с.
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.-145с.
10. Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 2001.-152с.
11. Давыдова Г. Н. Пластилинография — 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.-250с.
12. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М. : ТЦ Сфера, 2002.-301с.
13. Шорыгина Т. А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М. : Книголюб, 2006.-190с.
14. Festival.1september/ru «Развитие мелкой моторики у дошкольников, через занятие пластилинографией». Титова И. Г. - воспитатель
4. Чей опыт предполагается изучить по данной теме ___
___
5. Творческое сотрудничество по теме самообразования ___
___
6. Практический выход ( указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие)
Беседа ««Что мы знаем о пластилине?»
«Волшебный пластилин»
«Из чего делают пластилин?»
«Из чего можно лепить?»
Консультация для родителей
««Пальчиками играем – стихи повторяем».
«Развитие мелкой моторики детей 4-5 лет посредствам занятий пластилинографией»
«Игры и упражнения с пластилином,способствующие развитию мелкой моторики руки».
«Что вы знаете о пластилине?»
Презентация «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам занятий пластилинографией»
Разработка картотек дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук через пластилинографию.
7. Изучение передового педагогического опыта ( указать формы работы: посещение НОД, мероприятий и другие) ___
___
8. Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте ___
___
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования –___
Форма и место подведения итогов – ___
Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений
Сентябрь
Работа с документацией.
Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов Знакомство и анализ документации.
Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.
Октябрь Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.
Ноябрь
Изучение теории по теме:
«Развитие мелкой моторики рук детей по средствам занятий пластилинографией» Знакомство с литературой по данной тематике.
Декабрь Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам.
Январь Разработка картотек дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук через пластилинографию. Подбор материала
Февраль
Разработка плана на, месяц, год. Подбор материала.
Март
Изучение теории Развитие мелкой моторики рук по средством занятий пластилинографией. Знакомство с литературой.
Апрель
Подготовка презентации «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста по средствам занятий пластилинографией»
Подбор материала
Подготовка праздника День победы. Репетиции.
Защита методической разработки Выступление с презентацией
Май Выполнение итоговой коллективной работы воспитателя с воспитанниками картина пластилином «Сказочная страна». Обобщение опыта
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.