МААМ-картинки

Самообразование «Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через занятия по пластилинографии»

Александра Депутатова
Самообразование «Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через занятия по пластилинографии»
▼ Скачать + Заказать документы

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ЗА 2020/ 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).

Публикация «Самообразование „Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через занятия по пластилинографии“» размещена в разделах

Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его. Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей группы, я использую метод пластилинографии, включая в процесс пальчиковую гимнастику.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занимаясь «пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Педагоги и психологи рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста.

Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.

Пластилинография это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг».

Рисование пластилином, увлекательное и полезное занятие. Увлекательное – так, как позволяет сделать картину из пластилина рельефной, а следовательно, более живой. А полезное – так, как дает детским пальчикам хорошую мышечную тренировку. Особенно, когда приходится размазывать пластилин по поверхности или отщипывать мелкие кусочки. На занятиях «пластилинографии», формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в будущей учебной деятельности дошкольников, а именно умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность. В то же время использование «пластилинографии» в работе с дошкольниками позволяет развить их творческое мышление, а значит, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Рисование пластилином - редко встречающийся вид живописи. Он способствует творческому развитию ребенка. Активное использование этого метода художественной выразительности вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилиновой живописи уникальна. Ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, ребенок учится планировать и доводить работу до конца. Пластилинография помогает подготовить руку ребенка к письму.

Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда. В нашем учреждении с детьми младшего возроста проводится проект «Картина пластилином». Он предполагает интеграцию таких образовательных областей, как «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», а также разных видов деятельности: совместная и организованная образовательная деятельность.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Актуальность темы:

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на п• Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук посредством занятий бисероплетением– это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через занятия пластилинографией.

Задачи самообразования :

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста, через занятия пластилинографией.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через занятия по пластилинографии.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

4. Учить изготавливать несложные картины из пластилина.

5. Развивать устную и связную речь.

Ожидаемый результат.

• Овладеют различными приемами пластилинографии.

• Освоят обобщенные способы работы.

• Разовьют познавательные, конструктивные способности.

• Разовьют интерес к результату и качеству выполненной работы.

Методы и приё мы работы:

• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

• наглядные;

• практические;

• игровые.

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу,

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности.

Литература по теме:

1. Программа «Детство» - Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

2,Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук. 2010г.

3. Любина, Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2012 г.

4. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.

5. Брыкина, Е. К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2009г. ;

6. Гусакова, М. А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

7. Корчинова, О. В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/ Д: Феникс, 2002.

8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-215с.

9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.-145с.

10. Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 2001.-152с.

11. Давыдова Г. Н. Пластилинография — 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.-250с.

12. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М. : ТЦ Сфера, 2002.-301с.

13. Шорыгина Т. А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М. : Книголюб, 2006.-190с.

14. Festival.1september/ru «Развитие мелкой моторики у дошкольников, через занятие пластилинографией». Титова И. Г. - воспитатель

4. Чей опыт предполагается изучить по данной теме ___

___

5. Творческое сотрудничество по теме самообразования ___

___

6. Практический выход ( указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие)

Беседа ««Что мы знаем о пластилине

«Волшебный пластилин»

«Из чего делают пластилин

«Из чего можно лепить?»

Консультация для родителей

««Пальчиками играем – стихи повторяем».

«Развитие мелкой моторики детей 4-5 лет посредствам занятий пластилинографией»

«Игры и упражнения с пластилином,способствующие развитию мелкой моторики руки».

«Что вы знаете о пластилине

Презентация «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам занятий пластилинографией»

Разработка картотек дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук через пластилинографию.

7. Изучение передового педагогического опыта ( указать формы работы: посещение НОД, мероприятий и другие) ___

___

8. Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте ___

___

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования –___

Форма и место подведения итогов – ___

Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов Знакомство и анализ документации.

Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Октябрь Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Ноябрь

Изучение теории по теме:

«Развитие мелкой моторики рук детей по средствам занятий пластилинографией» Знакомство с литературой по данной тематике.

Декабрь Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам.

Январь Разработка картотек дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук через пластилинографию. Подбор материала

Февраль

Разработка плана на, месяц, год. Подбор материала.

Март

Изучение теории Развитие мелкой моторики рук по средством занятий пластилинографией. Знакомство с литературой.

Апрель

Подготовка презентации «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста по средствам занятий пластилинографией»

Подбор материала

Подготовка праздника День победы. Репетиции.

Защита методической разработки Выступление с презентацией

Май Выполнение итоговой коллективной работы воспитателя с воспитанниками картина пластилином «Сказочная страна». Обобщение опыта

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации.Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации. Прежде чем приступить к описанию нашего опыта, вспомним некоторые теоретические положения. Мелкая моторика- точные, скоординированные движения.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастикуРазвитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику. Приоритетным направлением в работе с детьми я выбрала развитие моторики. Для этого.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через занятия по пластилинографии»
Опубликовано: 25 августа 2020 в 05:14
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через занятия по пластилинографии»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Депутатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД