Ирина Макарова
Самообразование. «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования г. Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы
«Школа № 492»
Структурное подразделение № 3 «Медвежонок»
Доклад по самообразованию
«Сказка как средство нравственного воспитания детей
дошкольного возраста. Методика работы»
Подготовила: Макарова И. В.
Москва 2017
Публикация «Самообразование, „Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста“ Часть 1» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Содержание
1. Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников.
2. Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников
Традиционно литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство с литературными произведениями вызывает у детей интерес, воспитывает любовь к родному языку. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в ней даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения морально-этических норм. Подробный анализ и правильная оценка делают литературу основой духовного и нравственного развития личности. Кроме того, сам процесс художественно-речевой деятельности является важным средством нравственного развития и воспитания детей, так как такая деятельность предполагает умение договориться между собой, оказать помощь друг другу, уступить в чем-то.
На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их поступками, оценивают их. «На каждое произведение, - писал К. Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или иную сторону жизни».
К примеру, в коридорах Павлышской школы на стенах не было свободного места – стены были оформлены выдержками из книг великих людей. Это были слова о маме, смысле жизни, чести, труде, умные, серьезные, но и не прямолинейные мысли. Они не читали нотаций, но и в то же время воспитывали.
Художественная литература является важным средством познания детьми окружающего мира, помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка. Также дети получают представление об изобразительных средствах народного языка.
«Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания», - писал К. Д. Ушинский.
А. В. Запорожец, писал: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие».
С младенчества ребенок начинает знакомиться с произведениями русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества, и как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.
С. И. Ожегов определяет сказку как повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
К. Д. Ушинский был о сказках высокого мнения, включал их в свои книги "Детский мир" и "Родное слово", считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Он писал о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
Высоко оценивал роль фольклора, в том числе сказок, в деле воспитания подрастающего поколения и Л. Н. Толстой. «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем», говорил он.
Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа.
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
Да и сам народ в пословицах выражал свое отношение к сказкам : «Сказка - складка, послушать сладко», «Кашу кушай, а сказку слушай : умом-разумом смекай, да на ус мотай», «Сказку слушай, а к присказке прислушивайся». А пословица, как известно, не даром молвится!
О сказке писал и А. С. Пушкин: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно намек, а не обучение путем запретов, ограничений, наказаний. Понятие «намек» подразумевает возможность индивидуального осмысления содержания сказки, ее «нравственного урока».
К. И. Чуковский писал, что ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные образы в своих играх, разговорах, что следует использование тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, увлекают своим содержанием, художественной формой, оставляя при этом простор воображению.
Сказка - один из самых распространённых и богатых жанров устного народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их любят слушать дети, к ним прислушиваются и взрослые. Сказочные образы витают над нами от исторических времён до современности, века новых открытий и технологий. Сказку можно назвать самым древним и самым мудрым произведением устного народного творчества. Она прививает детям доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. В народных произведениях кроется огромный смысл, в них заложена вся мудрость и воля народа, его душа.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А. В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
Сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, объединения себя с персонажем. Посредством ненавязчивых образцов сказка предлагает ребенку выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивную поддержку его возможностей и веру в себя.
Ребенок всегда отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И. В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывали в своих работах О. И. Соловьева, В. М. Федяевская, Н. С. Карпинская, Л. М. Гурович и др. Ими разработано несколько критериев:
- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому Л. М. Гурович, В. И. Логинова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, С. В. Петерина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном. Они отмечали, что ставить перед детьми слишком много вопросов нецелесообразно, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Они призваны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.
Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках.
Вывод. Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников.
Ребята получают представление о чувстве справедливости, взаимопомощи, а также об отрицательных чертах характера.
Однако в практике использования художественной литературы с целью формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста нет системы, что послужило основанием для организации и проведения работы в этой области.