Ольга Шветцова
Сказка как средство нравственного воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство нравственного воспитания детей
Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей.
Публикация «Сказка как средство нравственного воспитания детей» размещена в разделах
Оформили в группе книжный уголок, в который поместили сказки таких писателей как Ганс Христиан Андерсен: «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева». Братья Гримм: «Соломинка, уголек и боб», «Храбрый портняжка», «Бременские уличные музыканты», «Гензель и Гретель», «Белоснежка и Алоцветик», «Волк и семеро козлят».Редьярд Киплинг, Шарля Перро- Сказки матушки Гусыни», «Синяя борода», «Пряничный домик», «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Спящая красавица», «Золушка». Чуковский Корней Иванович: Айболит, Алёнушкины сказки : Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович, Аленький цветочек Аксаков Сергей Тимофеевич, Волшебник Изумрудного города Волков Александр Мелентьевич, Двенадцать месяцев Маршак Самуил Яковлевич, Золотой ключик, или Приключения Буратино Толстой Алексей Николаевич и многих других.
Читали по одной сказке в день,занятия проводились со всей группой детей. Во время чтения детям задавались вопросы и обращалось их внимание на те ситуации, в которых как раз и проявлялись качества противоположные выбранным.
Старались вызывать оценочное суждение к фактам, событиям, способствовали развитию нравственных качеств.
Дети с лёгкостью отмечали плохие поступки от хороших, злых героев от добрых, положительных. Некоторые дети захотели быть похожими на таких героев сказок как : Илья Муромец, Доктор Айболит (когда вырасту стану врачом, буду лечить животных, если у меня был бы Аленький цветочек, тоя бы пожелала всем людям: здоровья, добра, быть заботливыми.
С удовольствием дети сочиняли свои сказки и зарисовывали их.
Сказки были о приключениях в лесу (спасали лесных жителей от злых колдунов, о добрых волшебниках которые помогали девочкам и мальчикам добраться до своего дома, о том как богатыри спасали целые города от злых летучих мышей.
В их сказках у всех положительных героев присутствовали такие нравственные качества : справедливость, честность, заботливость, доброта, отзывчивость. Сказка придуманная Викой Л. Жили - были мама, папа, дочка и маленький брат. Мама Машу и Ваню отправила в лес собрать ягод для пирога. В лесу дети заблудились и вышли на домик Бабы Яги. Она их приютила, накормила, а потом сказала, что отдаст их на ужин Кащею. Дети стали плакать и просить Ягу их проводить до дома, но Яга отказалась. И тогда им на помощь пришла маленькая, справедливая, добрая мышь. Мышь сказала спойте Бабе Яге колыбельную песню и когда она заснёт вы сможете убежать. Маша и Ваня так и сделали. Мышь дала им клубок и они по ниточке смогли добраться до дома. Их встретили родители и сказали, что одних больше никогда, никуда не отпустят.
Также с детьми проводились драматизации сказок :" Красная шапочка", "Волк и семеро козлят". Дети осознанно исполняли роли как добрых героев так и злых. Спектакли показывали для детей младших групп и родителей.
Сочиняли сказки по-новому. Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, образы, много раз слышанные и виданные, уже с детства формируют стереотипы. За основу берётся знакомая сказка, и детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Например: семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Лиса превращается в послушную и скромную, а зайчик- в хитрого и злого.
Следующий метод работы - это сказки с новым концом. Детям даётся сказка, а дети придумывают концовки. Например: Жили - были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Одна лягушка была храбрая, весёлая. Звали её (придумывают дети). А другая трусиха, слабая, соня, Звали её(придумывают дети). Но всё-таки жили они вместе. И вот однажды ночью вышли погулять. Идут себе по лесной дорожке и вдруг видят. Нужно дать лягушкам имена, и придумать конец сказки.
Проигрывалось с детьми пантомимических этюдов: " Страх", " Поучение", " Удивление", "Болезнь", " Усталость", " Смелость", " Каприз", " Хвастовство", " Пробуждение", " Кривлянье", " Мучение", "Благодарность".
Игры: " угадай по движению", игра- импровизация, " угадай по музыке", "Угадайте сказку по трем словам", Удивительные превращения", "Необыкновенные путешествия", "Сказочные заклинания", "Кто есть кто?". Блицконкурс "вопросы с подвохом"."Назови сказочного героя с необычным внешним видом", "Узнай сказочного героя по мимике и жестам", "Изобрази сказку символом", " Сказочная чепуха", "Перевертыши", "Дополни имя".
Больная работа проводилась и с родителями это : консультации на тему " Сказка лож, да в ней намёк. ", " Прививаем нравственные качества через сказку. " Были даны советы о том какие лучше читать сказки с детьми дома. Провели собрание на тему " Чему учат сказки". Также родители для своих детей поставили спектакли по сказкам " Муха цокотуха", «Золушка». Родители с удовольствием самостоятельно изготовляли костюмы, декорации. Дети были в восторге.