Ольга Талужина
Народные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина.
Публикация «Народные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В связи с развитием демократических отношений происходит переоценка ценностей. Разрушение ценностных нравственных ориентиров не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы, нравственности. Такое положение сокращает воспитательные возможности семьи, приводит к снижению интеллектуального потенциала подрастающего поколения современного общества.
Поэтому сегодня очень остро стоит проблема нравственного воспитаниядошкольников. Ребенок дошкольного возраста входит в сложный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, честности и порядочности, но и с проявлениями зла, нечестности, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста - одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях. Нравственное воспитание ребёнка является важным фактором, обеспечивающим духовные и моральные ценности. Нравственное воспитание становится приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания. Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т. И. Пониманская, В. А. Сластенин, С. А. Козлова Т. И. Пониманская, В. А. Сластенин, С. А. Козлова, Л. Р. Болотина, И. А. Каирова.
Общепринятый факт состоит в том, что обучить нравственному воспитанию невозможно. Привитие нравственных норм, привычек, качеств, поведения происходит за счет индивидуальных личностных особенностей. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. И все же, чем младше ребенок, тем больше он открыт к окружающему миру. Уже доказано, что личность формируется к пяти годам (А. С. Макаренко). Но дошкольный период остается наиболее гибким, благоприятным периодом в формировании нравственных норм.
Русский народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития.
Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В. Ф. Афанасьев, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, М. Г. Стельмахович, К. Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.
В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.
Формирование личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:
- народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям : честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др. ;
- методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
В дошкольном образовательном учреждении имеется система по ознакомлению дошкольников с сезонными народными праздниками, что обогащает чувственный опыт дошкольников к культурному наследию народа. Весной проводится народный праздник «Масленица». Встреча этого праздника сопровождается песнями, плясками, шумной и весёлой ярмаркой, а главным символом является - большая соломенная кукла. Готовятся все возможные угощения, особое место на праздничном столе занимают блины, как символ солнца и тепла. Каждый день масленицы носит своё название. Этот праздник воспитывает у детей любовь к родному краю, дети узнают о культуре русского народа, об обрядах и обычаях. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, взаимопомощь, дружелюбие.
Весною проводится праздник «Встреча жаворонков», на котором дети заучивают заклички о встрече весны, птиц, пословицы, народные игры : «Ручеек», «Гори, гори, ясно». «Скакалки», «Заря-зарница», «Перетягивание каната».
Главное в празднике – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. Совместно с родителями дети пекут булочки символ – весны. Жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах. Этот праздник воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение к птицам. К этому празднику дети изготавливают кормушки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, любознательность, душевность, общительность, бережливость.
Летом проводится праздник «Троица». Троица - это праздник берёзки - символа чистоты, света. Воспитанники знакомятся с традициями: уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы, украшения ветвями дверей, окон; плетение венков из полевых цветов и пускания их по воде; народные гуляния у реки, в поле, у берёзы с пением песен о берёзе, хороводы («Во поле берёза стояла»). Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, вежливость, трудолюбие.
Осенью отмечают праздник «Осенины». Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Празднуют Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков. Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе, уважение, интерес к обычаям. На осеннинах дети знакомятся с народными играми и хороводами, заучивают пословицы и поговорки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, общительность, душевность.
В зимнее время проводится праздник «Рождество». Рождество и Святки продолжались 13 дней – с 7 по 19 января. Все это время было посвящено исполнению многочисленных святочных обрядов, гаданиям, играм. Особой популярностью пользуется колядование: юноши и девушки собирались группками и обходили все дома в деревне, распевая под окнами колядки (ритуальные песни, восхваляющие хозяина и его семью) и получая за это угощенье, которое называлось «козюльками». На Рождество дети разучивают рождественские колядки, играют в русские народные игры, водят хороводы, калядуют. Этот праздник воспитывает у детей доброту, скромность, любовь к ближнему, вежливость. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, отзывчивость, искренность, коллективизм, общительность, душевность.
Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.
Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.
Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т. к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.
Таким образом, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа.
Библиографический список
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Издательство «Просвещение», 2009. - С. 5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 4-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - С. 103.
2. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. -М. :
Издательство «Просвещение», 1998. - С. 18.
3. Болотина Р. Л., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика : Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений. - М. : Академический Проект, Культура, 2005.
- С. 5.
4. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»