МААМ-картинки

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания

Ольга Зуева
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №325»

Выступление по теме:

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ОДНА ИЗ СТОРОН НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»

Подготовила:

Зуева О. В. -

воспитатель

Нижний Новгород

2016г.

«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется

основание всему будущему нравственному человека»

Николай Васильевич Щелгунов

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания» размещена в разделах

(русский публицист и литературный критик)

Современное общество переживает в настоящее время духовно –нравственный кризис. Ознакомление с русской народной культурой в развитии подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму.

Поэтому проблему развития личности ребенка на истоках русской народной культуры считаю актуальной.

Изучив и проработав имеющуюся литературу, я поставила перед собой цель:

- развитие духовно – нравственной стороны личности ребенка на стоках русской народной культуры.

Выделила следующие задачи:

1. приобщение детей к истокам русской народной культуры;

2. воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам;

3. взаимодействие с родителями через разные формы работы.

Для решения поставленных задач:

1. Проанализировала литературу таких авторов как Н. Г. Комратова, О. Л. Князева, М. Д. Маханева и др. на основе которых…

2. Составила перспективный план работы, в котором постаралась отобразить работу по приобщению детей к истокам русской культуры во всех видах детской деятельности

3. Создала развивающую предметно – пространственную среду, которая способствует накоплению информации, являясь необходимым условием успешного решения поставленных задач.

С это целью в группе:

- создан мини – музей предметов быта русского народа. Здесь можно все потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть

- сделан макет русской избы;

- представлены куклы в русском национальном костюме;

- собраны предметы народно – прикладного искусства;

-создана библиотека русских народных сказок;

- имеется театр.

Всю свою работу я разделила на несколько этапов:

1этап посвятила знакомству детей с тем, как жили люди на Руси в старину:

- с русской избой, как и из чего ее рубили, как строили;

- знакомство с устройством избы и домашней утварью (говорили о том, что в русской избе была лишь одна комната, и почти половину ее занимала печь); рассматривали печь на макете избы; знакомились с предметами русского быта, одновременно поводя игру, между прошлым и будущим.

2 этап посвятила знакомству детей с русской национальной одеждой:

- рассматривали кукол, имеющихся в группе, в русском национальном костюме;

-рассматривали костюм на детях;

- а также иллюстрации русского народного костюма,

- сравнивая русский народный костюм с костюмами других народов.

В результате дети узнали много слов: кокошник, кафтан, зипун, кушак, панева и многие другие

Работа 3 этапа строилась на основе знакомства с устным народным творчеством.

- Большое внимание я уделяю: потешкам, небылицам, поговоркам, русским народным песням. С этой целью в группе собрана картотека потешек и поговорок.

- Фольклор стараюсь использовать во всех режимных моментах: утренней гимнастике, при умывании, когда просыпаемся. Адресованный детям потешки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

С помощью родителей мною оформлен альбом «Подари свою колыбельную».

- Детям очень нравиться загадывать и отгадывать загадки. Для чего я предложила сделать «Сундучок с загадками». На карточках пишем загадку, а дети на обратной стороне рисуют отгадку. Одновременно предложила детям сделать это с родителями. Теперь наш сундук с загадками пополняется постоянно и имеет свое назначение.

- в группе подобрана библиотека с русскими народными сказками, на примерах которых учу детей понимать их глубокий смысл, уметь различат добро и зло.

В группе совместно с детьми делаем книжки - самоделки с рисунками по русским народным сказкам. Чтение таких книжек доставляет детям удовольствие.

- знакомлю детей с «докучными» сказками, которые представлены в виде картотеки. Особенность этих маленьких забавных сказок в их неоднократном повторении, до тех пор, пока не надоест слушателю и рассказчику. Детям они особенно нравятся, так как здесь можно проявить свое творчество, придумать свою сказку.

Следующий этап – 4- своей работы я посвятила русским народным играм. Опираясь на интернет источники и литературу, мною подобрана картотека игр и считалок, которые делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Летом традиционным стал для нашего ДОУ «Праздник забытых игр», на котором дети вспоминают и играют в народные игры.

5 этап работы – проведение народных праздников.

Традиционно мы проводим такие праздники, как «Осенины – праздник урожая», «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица», «Пасха».

6 этап знакомство детей с народными промыслами и народной игрушкой, которые мы рассматриваем в «живую», затем смотрим иллюстрации, рисует, лепим.

7 этап - работа с родителями.

В реализации данной проблемы невозможно обойтись без помощи родителей, они являются активными участниками педагогического процесса.

Мною проведены:

- Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении детей к русской народной национальной культуре»;

- Семинар-практикум для родителей «Хорошая речь - слаще меда»

- Консультации доя родителей «Народные игры», «Русский народный костюм»

- Привлекала родителей в проведение русских народных праздников, групповых развлечений.

Таким образом, результатом моей работы является:

- использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности;

- бережное отношение детей к предметам быта, произведениям народного творчества

- знание русских народных потешек, загадок, половиц;

- дети знают и самостоятельно играют в русские народные игры,

используя считалки;

- имеют запас знаний русских сказок и сказочных героев;

умеют узнавать их в произведениях изобразительного

искусства;

- осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках.

В рамках подготовки к данному семинару мы подготовили и сняли видео- фрагмент русских народных «Посиделок», который я предлагаю сейчас вашему вниманию.

Список литературы:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с. : ил;

2. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил. ;

3. Воспитание в дошкольном учреждении : практический журнал – 2012. - № 3;

4. Дошкольник : теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6;

5. Дошкольное воспитание : научно-методический журнал - 2010. - № 4;

6. Программа Т. А. Будариной «Русское народное творчество»;

7. Методическая разработка В. М. Василенко «Народное искусство»;

8. Методическое пособие Л. Н. Молотовой «Русский народный костюм»;

9. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)

Публикации по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников первой младшей группы через приобщение детей к русской народной культуре» Актуальность данной проблемы определила направление нашей работы по теме: «Приобщение детей к русской народной культуре». В своей работе.

Художественный труд как средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре .

Приобщение детей к русской народной культуре. Сценарий вечера развлечений «Посиделки у хозяюшки» для младших дошкольников Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. Оборудование.

«Веселье лучше богатства». Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа)«Веселье лучше богатства». Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа) Цель:Продолжать приобщать детей к русской народной культуре. Воспитывать в детях гордость за достижения русского народа. Стремиться к тому,.

Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклоруПриобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклору В рамках тематической недели "Приобщение к национальной культуре" для детей группы "Солнечные лучики" я провела много познавательных мероприятий. Мы.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта» «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта». В настоящее.

Приобщение к культуре-важная составляющая нравственного воспитания Культура- совокупност ценностей, которые передаются из поколения в поколение. На каждом этапе своего развития общество решает разные задачи.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №25 «СВЕТЛЯЧОК» МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема : «Приобщение.

Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Детский сад №41 город Орел.

Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть особенно успешна решена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания
Опубликовано: 17 ноября 2016 в 08:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД