Лариса Вихирева
Казачий кадетский компонент в ДОО, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с запросами государства, в январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников, а также определил в качестве одной из задач «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Таким образом, воспитание нравственных качеств у детей является одной из приоритетных задач современного общества.
Публикация «Казачий кадетский компонент в ДОО, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кадеты. Публикации и материалы для кадетских школ
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Темочки
Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка происходит становление нравственных качеств, что позволяет определить этот возраст в качестве приоритетного для воспитания нравственных качеств личности.
Воспитание нравственных качеств у ребенка старшего дошкольного возраста осуществляется в социальной среде. Воспитывает все: семья, окружение, детский сад, но, несомненно, особую роль в развитии нравственных качеств дошкольника играет педагог, создающий необходимую воспитывающую среду. При этом для создания такой среды следует использовать соответствующие средства, инструменты, методы и формы, что требует определенной подготовки.
Нравственность — определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственности приводит к распаду и дезинтеграции общества; смена нравственности приводит к изменению социальных отношений.
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, выявленных в ходе развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. От правильного нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и жизнь общества.
Педагогическая идея.
Необходимо воспитать детей, которые осознавали бы себя частью великой страны, любили её, дорожили её прошлым, хотели работать бы во благо Родины. Не назидательно, не навязчиво, строя работу на культурологической основе через интересные для их возраста формы работы, мы помогаем детям обрести глубокую связь с Родиной.
На наш взгляд, основная задача, стоящая перед педагогами – это сохранение чистой детской души в сегодняшнем мире.
Действенным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является приобщение детей к истории, культуре и традициям казачества. Исторически, казачество было наиболее сильной и активной частью русского народа, защитником границ и опорой государства Российского. Казачество сохранило свои вековые традиции и уклад жизни, самобытную культуру, ставшую частью великой культуры России.
Идея В. В. Путина о возрождении казачества направлена на усиление патриотизма подрастающего поколения, которое с недоверием относится ко всему российскому. Возрождение казачества в наши дни – событие весьма значимое не только в жизни казаков, но и для всех россиян, имеющих многонациональную культуру и традиции.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения воспитанников к истокам казачества, формирования патриотизма, духовных и нравственных устоев, первоначального ознакомления с историческими и культурными ценностями, созданными народами России.
Реализуя эту идею, педагогами детского сада было разработано проектно-перспективное планирование «Казачонок». Проектно-перспективное планирование «Казачонок», разработано, таким образом, что патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, является частью формируемых участниками образовательных отношений и осуществляется при совместной деятельности двух возрастных категорий детей (четвёртого и шестого года жизни, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, специфики образовательных потребностей и интересов воспитанников ДОО и включением в процесс реализации программы социальных партнеров: родителей, казаков и кадетов НО ХКО «Атаманова Гора».
Средства ознакомления воспитанников ДОО с историей, культурой и традициями казачества: устное народное творчество, декоративно- прикладное искусство, музыка, художественная литература, подвижная игра, самостоятельная деятельность.
Формы: занятия, экскурсии, беседы, праздники, спортивные и музыкальные развлечения, выставки.
Непосредственная образовательная деятельность проводиться один раз в неделю во вторую половину дня, длительность 15-25 минут.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная активность, изобразительная, продуктивная, музыкальная, взаимодействие участников образовательных отношений.
Основное внимание уделяется работе с семьей.
Формы работы с родителями:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, семинары – практикумы, где теоретические знания подкрепляются практикой, тематические семинары с использованием ИКТ);
• анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• индивидуальные консультации специалистов;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников и пр.)
Формы работы с педагогами:
• Заседания педагогического совета
• Семинары
• Консультации
• Дни творчества
• Открытые просмотры воспитательно- образовательного процесса
• Работа творческой группы по проблеме духовно – нравственного воспитания детей
Педагогическая целесообразность: проектно-перспективное планирование, составлено таким образом, что при разработке содержания «видов деятельности» использован вековой опыт, традиции народной, казачьей педагогики, а также современные подходы и опыт реализации казачьего компонента в ДОО.
В процессе реализации проектно-перспективного планирования «Казачонок» для воспитанников дошкольного возраста (Модуль «Часть формируемая участниками образовательных отношений») предполагается:
-ознакомление с историческими и культурными традициями народов России, Урала; приобщение к истории, культуре и традициям Оренбургского казачьего войска;
- изучение основ православия и христианской культуры;
- развитие у воспитанников осознанного отношения к прошлому и будущему своей страны, ознакомление с историей и культурой малой Родины;
- формирование устойчивого мировоззрения на основе гуманистической идеологии;
- формирование толерантного отношения к истории и традициям других народов, изучение этических ценностей мировых религий;
- решение проблемы преемственности поколений, через приобщение к истории семьи, рода;
- ознакомление основам начальной военной подготовки.
Работа по духовно – нравственному воспитанию помогла нам поставить воспитательно – образовательный процесс на качественно новый уровень. Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность к окружающим, ответственность, уважение к старшим. Педагоги смогли сформировать в детях позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Также помогла наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовывать работу по укреплению нравственного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации педагогического взаимодействия детского сада и семьи.
Таким образом, от правильного нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и жизнь общества в будущем.