Ольга Евтюхина
Самообразование «Работа с педагогами по вопросам гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Невысокий уровень компетентности педагогического коллектива в вопросах гендерного воспитания дошкольников
Цель: расширить знания педагогов по проблеме к гендерного подхода к воспитанию и обучению дошкольников
Задача: разработать систему мероприятий, направленную на повышение уровня компетентности педагогического коллектива в вопросах гендерного воспитания
Публикация «Самообразование „Работа с педагогами по вопросам гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Конечный продукт:Система методических мероприятий, способствующая повышению компетентности педагогов вопросах воспитания и обучения дошкольников с учетом их гендерных особенностей
Актуальность проблемы
Гендерные педагогические исследования как самостоятельное научное направление сложилось сравнительно недавно, начиная с 90-годов прошлого столетия. Но с каждым годом в разных странах мира все больше и больше исследователей обращаются к изучению категории «гендер» и различных ее аспектов в обучении и воспитании. В результате проведения этой работы одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования существуют серьезные проблемы, касающиеся гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.
Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности.
В настоящее время воспитателями и родителями очень слабо ведется работа по преодолению разобщенности между девочками и мальчиками в играх и других видах детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща.
Воспитателями не осуществляется дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности в детском саду, так и в повседневной жизни.
С внедрением в практику работы дошкольного учреждения ФГОС как к построению образовательной программы, так и к организации воспитательно-образовательной работы в детском саду, одной из задач современного дошкольного образования стала социализация воспитанников, в процессе которой должны создаваться условия для эффективного развития личности ребенка.
Так, говоря о развитии современного ребенка, мы говорим о том, что ребенок развивается не просто как индивид, а как индивид определенного пола, поэтому неотъемлемой частью общего психического развития дошкольников является процесс гендерной социализации, включающий в себя формирование психологического пола ребенка, психических половых различий и гендерной дифференциации.
И поэтому процесс формирования гендерного воспитания и обучения детей в условиях детского сада заслуживает пристального внимания, и важная роль в этом процессе принадлежит именно педагогам, как носителям традиций и культуры общества. Ведь по статистическим данным дети находятся в дошкольном учреждении от 40 до 50 часов в неделю, в то время как работающие родители общаются с ребенком не более полутора часов в день, т. е. 7,5 часов в течение рабочей недели.
Важно, чтобы педагоги сумели отделить свои идеальные представления о том, как именно и насколько должна проявляться «мужественность» мальчика и «женственность» девочки от индивидуальных особенностей ребенка, позволяющих или препятствующих приближаться к этим идеалам.
Но гендерные представления самих педагогов нельзя изменить стихийно.
Изменение содержания и характера гендерных представлений педагогов дошкольных учреждений, как своих собственных, так и относительно воспитания и обучения мальчиков и девочек дошкольного возраста возможно только при специальной целенаправленной работе.
Безусловно, качество воспитания ребенка во многом зависит от уровня культуры воспитателя. Поэтому педагогам необходимо быть носителями и трансляторами гендерной культуры.
Различные методы как групповой, так и индивидуальной работы должны способствовать коррекции гендерных представлений взрослых.
Внедрение гендерного воспитания в образовательную программу дошкольного учреждения позволяет:
закреплять у детей представления об особенностях мальчиков (мужчин) и девочках (женщин);
заложить основы для понимания детьми своей социальной роли с учетом принадлежности к конкретному полу;
сформировать необходимые умения приобретать полезный жизненный опыт.
Основные пути:
• воспитание и развитие мальчиков и девочек в дифференцированной и совместной среде с акцентом на гендер;
• изменение предметно-развивающей среды: равноценное наполнение как «девчоночьими» материалами и пособиями, так и «мальчишечьими».
• сотрудничество родителей с воспитателями, психологами дошкольного отделения.
В результате целенаправленного использования игр, упражнений и различных заданий развивающего характера у дошкольников будут формироваться навыки общения с ровесниками и взрослыми людьми противоположного пола. В игре, обучении, общении, свободном время провождении ребенок научится лучше понимать внешние качества и личностные характеристики, отличающие мальчиков от девочек. Постепенно будут формироваться навыки культуры общения на основе понимания особенностей мужского и женского поведения, будут закрепляться представления о мальчиках и девочках – будущих родителях.
Главная задача воспитателя – помочь дошкольнику приобрести значимое социальное качество – осознание себя как носителя женской или мужской роли.
Передо мной как старшим воспитателем встала задача, как донести до своего педагогического коллектива важность и интерес работы по внедрению гендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста, чтобы он воспринял это не как дополнительную нагрузку, а как инновации в работе, которые помогут им в организации жизни детей.
Основными направлениями деятельности на 2014-2015 учебный год стали:
• Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме
• Проведение психологических исследований, позволяющих определить гендерную идентичность у педагогического коллектива, а также позволяющих оценить гендерные установки педагогов и их стереотипы в конкретной социальной группе (анкета для педагогов, анкета «Представления о женщинах и мужчинах в своей культуре»)
• Выделение различий между «гендерным» и «полоролевым» подходами
• Разработка форм и методов работы с педагогами, направленных на понимание ими гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста и использование их в работе с девочками и мальчикам.
Исходя из того, что мне самой был мало знаком данный вопрос, упор был сделан на изучение имеющейся в учреждении литературы, а также Интернет-источников.
Поняв, что психологическая литература трудна для восприятия воспитателям, была составлена картотека журнальных статей. В методическом кабинете была создана постоянно действующая выставка методической литературы и периодической печати по интересующей нас проблеме.
В работе с педагогическим коллективом на 2-ю половину 2014-2015 учебного года были выделены наиболее доступные и действенные формы
• Групповые занятия (лекции, семинары)
• Конкурсы
• Индивидуальные консультации
• тренинги
Завершением работы над этой темой стал «Педагогический КВН», который обобщил полученные знания педагогов и выявил их большой интерес к данному направлению. Команды подбирали народный фольклор с акцентом на гендер и литературный материал по формированию КГН мальчиков и девочек, составляли сценарии праздников для мальчиков и девочек, в творческой паузе инсценировали песню «Из чего сделаны наши мальчишки?» и стихотворение Э. Успенского «Если бы я был девчонкой!».
Таким образом, еще раз обобщая все выше сказанное, хочется отметить, что мне было важно, чтобы в ходе нашей целенаправленной работы педагоги:
- поняли разницу между «полоролевым» и «гендерным» подходом к воспитанию дошкольников,
- сумели отделить свои идеальные представления о том, как именно и насколько должна проявляться «мужественность» мальчика и «женственность» девочки от индивидуальных особенностей ребенка, позволяющих или препятствующих приближаться к этим идеалам.
Было объяснено и то, что слишком строгое разграничение гендерных ролей, ограничения и навязывание стандартов поведения, как правило, приводят к отрицательным результатам. Поэтому мне важно было донести до педагогов, что осознание и освоение «гендерной роли» должно происходить в условиях положительного подкрепления, когда у ребенка есть возможность искренне порадоваться, что он родился именно мальчиком или девочкой.
Выводы
В ходе целенаправленной работы повысился уровень педагогической компетентности педагогов в вопросах гендерного воспитания дошкольников.
Наметились тенденции к изменению стереотипных представлений педагогов
Обеспечена информационно-методическая поддержка педагогов по данной теме.
Определены перспективы дальнейшей работы с педагогическим коллективом по амплификации их гендерных представлений