Елена Твердюк
Основы гендерного воспитания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие о гендерном воспитании.
Гендерное воспитание –формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей, ребенок должен усвоить половую роль, чтобы определяли мальчика как мужнину, а девочку как женщину.
Гендерное и половое воспитание
Публикация «Основы гендерного воспитания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Гендерное воспитание» -как термин используется в педагогике- это социальный пол человека, «формируемый в процессе воспитания личности человека.
Половое воспитание – воспитание основного знания, прежде всего физиологических особенностей. Полового развитие детей, т. е какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие отклонения от нормы?
Актуальность
«Направление на нравственное воспитание, поддержку семейный ценностей (формирование традиционных гендерных представлений)»- главная цель в достойном воспитании гражданина нашей Родины.
Цель: Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Цель: Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Задачи:
Создать организационно- педагогических условия для воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Выявить особенности гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста и охарактеризовать поведение в различных видах деятельности детей в условиях ДОУ.
Использовать систему адекватных средств в воспитательной работе, которая способствует формированию гендерной принадлежности у детей и вызывает положительное отношение к своей половой принадлежности.
Систематизировать работу с родителями по вопросу:«Гендерное воспитание» ребенка в ДОУ и дома.
Признаки гендерной несформированности идентичности ребенка.
Предпочтение игрушек в игровой деятельности другого пола (девочки любят играть с машинами- мальчики играют в куклы)
Желание ребенка одеваться и наряжаться в одежду авторитетного члена семьи противоположного пола.
Желание ребенка подражать и вести себя на равных с человеком или членом семьи противоположного пола (замена матери-отца)
Психологические отличия детей
Мальчики:
Развито правое полушарие (анализ зрительных образов)
Преобладает кратковременная память.
Абстрактное мышление
Легкая адаптация к окружающей среде
При оценивании важно, что оценивается
Развита мелкая моторика.
Физически сильнее. Здоровье слабее
Девочки:
-Развито левое полушарие (отвечает за речь и письмо)
-Преобладает долговременная память
-Наглядно- образное мышление
Легче переносят стресс.
При оценивании (важно кто оценивает)
Большая выносливость. Крепкое здоровье
Развита крупная моторика
Высокая кожная чувствительность
Организация повышения квалификации педагогического персонала в ДОУ.
Семинары и практикумы:«Роль ДОУ в гендерном воспитании детей младшего дошкольного возраста».
Сообщение педагогов педагогическом совете на тему:«Учет интересов мальчиков и девочек при создании предметно- развивающей среды».
Консультация для педагогов «Новые формы и методы работы по воспитанию будущего семьянина у детей дошкольного возраста».
Рекомендации для педагогов. :«Разные фольклорные жанры, определяющие нормы в гендерном воспитании ребенка».
Смотры- конкурсы: «Педагогические идеи в гендерном воспитании ребенка в условиях ДОУ»
Требования к созданию предметно-развивающей среды.
Ведущая роль- игровая.
1. Учет закономерностей психологического и психического развития детей, показатели здоровья, уровень речевой активности ребенка, показатели эмоционально- потребительской сферы.
2. Цветовая палитра- использование пастельных тонов, при окрашивании стен, зонирования групповой комнаты.
3. Безопасность использования материалов в образовательной, игровой деятельности, закрепление мебели.
4. Наполняемость группы исполняют образовательную, развивающую, коммуникативную функцию.
5. Элементы декора должны быть легко сменяемые.
6. Предметно- развивающая среда меняется от требований общеобразовательной программы, периода обучения, возрастных особенностей ребенка.
7. Служит абсолютному удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
8. Учет роста ребенка при оформлении и зонировании группы- «Глаза в глаза».
9. Использование разновысотной мебели (горки, стенки, стеллажи, полкт и т д.)
Условия для создания предметно-развивающей среды
Игровой центр для девочек:
«Салон красоты».
«Ателье».
«Кукольный домик»
Игровой центр для мальчиков:
«Юный строитель»
«Безопасная дорога»
«Лего»
«Автосевис»
Совместная игровая деятельность:
«Медицинский центр»
«Супермаркет»
Уголок природы
Музыкальный центр
Уголок сенсорного развития
Дидактический материал (пазлы большого размера)
Ценр физического развития
Реализация гендерного воспитания –создание предметно-развивающей среды
Любимые игрушки
мальчиков:
Любимые игрушки
девочек:
Внесение маркеров и атрибутов, направленные на развитие гендерных представлений:
Это наши шкафчики:
Туалетная комната:
Атрибуты для занятий:
Познавательное развитие
Беседы на тему:
«Кто я мальчик или девочка?»- формируем у ребенка мужских и женских качествах и способах поведения.
«Чем я помогаю дома маме, папе.»- формируем представления детей о трудовом воспитании и разделении женского и мужского труда
«Кем работают родители»,
«Я вырасту таким как мама, как папа.»- формирование представлений с социальных ролях в обществе и семье, закреплять положительные взаимоотношения между будущими мужчинами и женщинами
Нам читают
При прослушивании художественных произведений, у ребенка происходит усваивание гендерного поведения, характерные для мальчиков и девочек.
1Произведения, несущие в себе модель для женского подражательного поведения («Волк и семеро козлят»)
2. Произведения, несущие в себе модель мужского подражательного образа (Мальчик с пальчик, «Лиса изаяц»)
3. Произведения, формирующие добрые, счастливые семейные отношения. («Теремок», «Рукавичка»)
Мы читаем сами
Любимые произведения
Рассматриваем иллюстрации
Наш книжный уголок
Музыкальное
воспитание
«Мы танцуем
и поем»
Театрализованная
деятельность
«Колобок»
Формирование толерантного
отношения друг к другу
«Наши дети очень дружный
народ.»
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Одень мальчика», «Одень девочку»
«Подбери головной убор»
«Профессии человека- женские и мужские»
«Раскрась одежду девочке, раскрась одежду мальчику»
Подвижные игры:«Гуси- лебеди, Краски, Каравай, Карусель…»
Игровая деятельность
"игра-наше любимое занятие"
Физическая деятельность «Очень ловкие смелые, конечно же умелые»
Хозяйственно-бытовой труд
Роль семьи в гендерном воспитании.
Мать:
-Формирует гуманистические черты характера (проявляет заботу)
Проявляет ласку, доброту
Выражает глубокую привязанность к родным
Раскрывает красоту, дает готовые ответы
Является подражанием для для будущего поведения девочки.
Отец:
Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость
Способствует формированию самооценки
Учит обобщать, делать выводы.
Развивает коллективизм и стимулирует на поступки.
Является ролевой моделью для ребенка в дальнейшей жизни
Работа с родителями.
Информационная (консультации, буклеты, объявления)
Коммуникационная (родительские собрания, беседы, участия в конференциях, праздниках «Международный женский день, День матери. 23 Февраля, 9 мая…», посещения на дому, выезд на природу, посещения зоопарков, музеев, организация субботников,
Вывод
Формирование гендерной устойчивости дошкольника зависит :от воспитательного процесса в дошкольном учреждении, компетентной подготовленности педагогического персонала и семьи, с моделью межличностных отношений, поведения взрослого, как пример для подражания, с их традициями и установками.