Приложение МААМ

Самообразование «Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»

юлия попова
Самообразование «Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. Процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. В период адаптации, когда расставание с обычной домашней средой тормозит все психические навыки малыша, педагогу важно поддержать его эмоциональный тонус. Ему необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.

Публикация «Самообразование „Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах

Задачи игр в этот период:

• создание положительного эмоционального настроя в группе;

• снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;

• развитие игровых навыков;

• воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным. Инициатором игр всегда выступает взрослый.

Одним из главных условий проведения игр является добровольность участия детей. Если не все дети сразу включаются в игру, можно начинать ее с небольшой группой желающих. Для тех же, кто пока не решился включиться в игру, наблюдение за сверстниками будет полезным занятием. Постепенно, как правило, все воспитанники группы участвуют в игре.

Игры в период адаптации можно условно разделить на две группы:

1. Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры.

2. Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты (детского сада,знакомство с персоналом детского сада, другими воспитанниками. Это игры – путешествия, игры с предметами, подвижные игры.

По характеру эмоционального контакта взрослого с ребенком и детей между собой коммуникативные игры в адаптационный период можно разделить на невербальные и вербальные. Невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполне6нии совместных действий воспитателя с детьми и самих детей.

Первые игры в период адаптации – общие хороводы. Они сплачивают детей в группе, дают возможность каждому ребенку побыть в центре внимания, сыграть ведущую роль. Такими играми являются: «Раздувайся, пузырь!», «Карусели», «Мы на луг ходили», «Зайка беленький сидит», «Хоровод», «Мы топаем ногами», «Затейники». В них дети действуют одновременно и одинаково.

Сюда же относятся игры – забавы ( например: «Лови, лови», «Догонялки с куклой (мишкой)», «Играем с мячом», «Куклы пляшут», «Мыльные пузыри», и т. п.). Они снимают скованность детей, нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых знакомых игровых движений. В то же время они учат детей действовать согласованно, самостоятельно. Особенно важно участие в такой совместной игре вялых, пассивных малышей.

На более тесное невербальное сближение детей друг с другом направлены игры в кругу с обращением к партнеру (например, «Возьми, отдай», «Передай улыбку (мяч, «Погладь ладошку». Здесь дети учатся видеть, чувствовать своего партнера.

На вербальное общение детей с друг другом и воспитателем побуждают игры – знакомства (игры – обращения, например: «Назови по имени», «Ласковое имя», «Кого сегодня нет?» и др. Активное вербальное общение воспитателя с детьми осуществляется и посредством групповых подвижных игр, таких как: «Солнышко и дождик», «курочки и цыплята», «Отгадаю, кто позвал» и др.

Вторая группа игр, используемых в адаптационный период – игра на освоение окружающей среды – прежде всего, этот освоение пространства групповой комнаты. Здесь используются игры - путешествия ( например: «Поезд», «Самолеты», «Мы гуляем», «Как пройти?»; игры с предметами, направленные на сенсомоторное развитие ребенка и ориентацию в ближайшем окружении ( например: «Найди игрушку», «Игра в поручения», «Чудесный мешочек», «Чьи вещи?», и др., а также эффективны д подвижные ролевые игры : «Смелые мышки», «Вот сидит лохматый пес», «У медведя во бору» и др.

Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период, когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более лёгкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами. Песок и вода имеют занимательное свойство – «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком и если ребенок еще плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Нельзя не отметить, что «песочница» так же должна быть в групповой комнате. Ее, прежде всего, используют как необходимость создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

При проведении игры воспитатель следует следующим моментам:

1. Игры в песочнице проводить с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый должен уделять детям с тяжелой и средней степенью адаптации. Игры должны организовываться так, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр, как известно, новичок выполняет по подражанию или из любопытства.

2. При проведении первых адаптационных игр–занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, можно ориентироваться на желание детей продолжать игру, иногда продлевать время игры в песке, так как это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

3. Быть предельно внимательными и следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие должно быть ненавязчиво завершено.

4. Вначале показать способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно должен повторять их. Не настаивали на четком выполнении инструкции, так как в данном случае взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

5. Для активизации внимания ребенка в начале игры использовать стихотворения.

6. Выведение из игровой среды. Поощрять участников игры и рассказывать о возможных последующих играх, приключениях.

На первых занятиях детям не показывали весь набор игрушек, чтобы дети освоили достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Можно так же попросить детей принести из дома одну из своих любимых игрушек, те дети, которые не принесли из дома игрушку выбрали ее из предложенных воспитателем. Это нужно для того, чтобы игрушка стала посредником для ребенка в играх с песком.

Основной принцип игр на песке – это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми можно подбирать задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключить негативную оценку действий и результатов ребенка и стараться максимально поощрять фантазию и творческий подход. Песок – это естественная среда для ребенка, как нам известно, для лучшей адаптации детей необходимо создавать для них естественную среду. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Публикации по теме:

Использование игровых ситуаций, как средство благоприятной адаптации детей к детскому саду Можно ли себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Ситуация сходная с той, когда взрослый попадает.

Методические рекомендации для педагогов «Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Методические рекомендации для педагогов: Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Подготовила.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста успешной адаптации к условиям ДОО Введение Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства.

Организация работы с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к условиям ДОО. Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего, разлука с близкими ребенку людьми, изменение привычного.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации» Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации. Адаптация означает «приспособление». Это универсальное.

Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада «Детский сад без слёз» (1 слайд) Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада Разработали:.

Подвижные игры с элементами логоритмики как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада Автор: Безгодова Любовь Николаевна воспитатель МАДОУ д/с №89, г. Тюмень высшая категория Дошкольный возраст является важнейшим периодом,.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста МБДОУ № 67 «Медвежонок» Русанова Надежда Евгеньевна Воспитатель, 1 кв. категория. Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего.

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Первые шаги в детский сад» Составитель: Нарсеева Наталья Ивановна воспитатель МАДОУ №17. Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный Тип проекта: Информационно.

Речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации детей раннего дошкольного возраста Речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации детей раннего дошкольного возраста. Известно, что группа детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 20:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем юлия попова (УИ 444063) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД