юлия попова
Самообразование «Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. Процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. В период адаптации, когда расставание с обычной домашней средой тормозит все психические навыки малыша, педагогу важно поддержать его эмоциональный тонус. Ему необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.
Публикация «Самообразование „Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задачи игр в этот период:
• создание положительного эмоционального настроя в группе;
• снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;
• развитие игровых навыков;
• воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным. Инициатором игр всегда выступает взрослый.
Одним из главных условий проведения игр является добровольность участия детей. Если не все дети сразу включаются в игру, можно начинать ее с небольшой группой желающих. Для тех же, кто пока не решился включиться в игру, наблюдение за сверстниками будет полезным занятием. Постепенно, как правило, все воспитанники группы участвуют в игре.
Игры в период адаптации можно условно разделить на две группы:
1. Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры.
2. Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты (детского сада,знакомство с персоналом детского сада, другими воспитанниками. Это игры – путешествия, игры с предметами, подвижные игры.
По характеру эмоционального контакта взрослого с ребенком и детей между собой коммуникативные игры в адаптационный период можно разделить на невербальные и вербальные. Невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполне6нии совместных действий воспитателя с детьми и самих детей.
Первые игры в период адаптации – общие хороводы. Они сплачивают детей в группе, дают возможность каждому ребенку побыть в центре внимания, сыграть ведущую роль. Такими играми являются: «Раздувайся, пузырь!», «Карусели», «Мы на луг ходили», «Зайка беленький сидит», «Хоровод», «Мы топаем ногами», «Затейники». В них дети действуют одновременно и одинаково.
Сюда же относятся игры – забавы ( например: «Лови, лови», «Догонялки с куклой (мишкой)», «Играем с мячом», «Куклы пляшут», «Мыльные пузыри», и т. п.). Они снимают скованность детей, нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых знакомых игровых движений. В то же время они учат детей действовать согласованно, самостоятельно. Особенно важно участие в такой совместной игре вялых, пассивных малышей.
На более тесное невербальное сближение детей друг с другом направлены игры в кругу с обращением к партнеру (например, «Возьми, отдай», «Передай улыбку (мяч, «Погладь ладошку». Здесь дети учатся видеть, чувствовать своего партнера.
На вербальное общение детей с друг другом и воспитателем побуждают игры – знакомства (игры – обращения, например: «Назови по имени», «Ласковое имя», «Кого сегодня нет?» и др. Активное вербальное общение воспитателя с детьми осуществляется и посредством групповых подвижных игр, таких как: «Солнышко и дождик», «курочки и цыплята», «Отгадаю, кто позвал» и др.
Вторая группа игр, используемых в адаптационный период – игра на освоение окружающей среды – прежде всего, этот освоение пространства групповой комнаты. Здесь используются игры - путешествия ( например: «Поезд», «Самолеты», «Мы гуляем», «Как пройти?»; игры с предметами, направленные на сенсомоторное развитие ребенка и ориентацию в ближайшем окружении ( например: «Найди игрушку», «Игра в поручения», «Чудесный мешочек», «Чьи вещи?», и др., а также эффективны д подвижные ролевые игры : «Смелые мышки», «Вот сидит лохматый пес», «У медведя во бору» и др.
Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период, когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более лёгкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами. Песок и вода имеют занимательное свойство – «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком и если ребенок еще плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Нельзя не отметить, что «песочница» так же должна быть в групповой комнате. Ее, прежде всего, используют как необходимость создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.
При проведении игры воспитатель следует следующим моментам:
1. Игры в песочнице проводить с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый должен уделять детям с тяжелой и средней степенью адаптации. Игры должны организовываться так, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр, как известно, новичок выполняет по подражанию или из любопытства.
2. При проведении первых адаптационных игр–занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, можно ориентироваться на желание детей продолжать игру, иногда продлевать время игры в песке, так как это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
3. Быть предельно внимательными и следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие должно быть ненавязчиво завершено.
4. Вначале показать способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно должен повторять их. Не настаивали на четком выполнении инструкции, так как в данном случае взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
5. Для активизации внимания ребенка в начале игры использовать стихотворения.
6. Выведение из игровой среды. Поощрять участников игры и рассказывать о возможных последующих играх, приключениях.
На первых занятиях детям не показывали весь набор игрушек, чтобы дети освоили достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
Можно так же попросить детей принести из дома одну из своих любимых игрушек, те дети, которые не принесли из дома игрушку выбрали ее из предложенных воспитателем. Это нужно для того, чтобы игрушка стала посредником для ребенка в играх с песком.
Основной принцип игр на песке – это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми можно подбирать задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключить негативную оценку действий и результатов ребенка и стараться максимально поощрять фантазию и творческий подход. Песок – это естественная среда для ребенка, как нам известно, для лучшей адаптации детей необходимо создавать для них естественную среду. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.