Наталья Плескач
Самообразование «Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема
«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей»
.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». Алексей Иванович Маркушевич.
Публикация «Самообразование „Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Цель:
обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
2. Разработать перспективный план работы с детьми;
3. Оформить математический уголок в группе;
4. Изготовление дидактических игр по ФЭМП;
5. Создать картотеку математических игр.
Актуальность выбранной мною темы: Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика царица всех наук», она приводит ум в порядок. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображению, эмоций; формирует настойчивость терпение, творческий потенциал личности.
Дидактическая игра - это игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для ребенка образом. (игры-занятия, автодидактические игры).
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
В течение года большое внимание я уделяла использованию дидактических игр, таких, как: «Посчитай-ка», «Угости зверей», «У кого лента длиннее», «Машины и гаражи», «Ромашки», «Угощение в вазах», «Кармашки», «Пруд», «Дом».
В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека дидактических игр по ФЭМП.
Также били сделаны дидактические игры сделанные своими руками:
Д/и «Машины и гаражи»
Цель: решить пример и поставить машину в нужный гараж.
Д/и «Ромашки»
Цель: совершенствуют умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать числа.
Закреплять у детей представление о цветах.
Д/и «Угощение в вазах»
Цель: состав числа, количественный счет.
Д/и «Кармашки»
Цель: много функциональная: «Найди пару», «Больше - меньше», «Кто что любит?», «Подбери правильный ответ».
Д/и «Пруд»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу, учить находить равное количество рыб.
Д/и «Дом»
Цель: Состав числа.
Д/и «Посчитай»
Цель: упражнять дошкольников в решении примеров на сложение и вычитание; закрепить знание детей в порядковом счёте в пределах 10; развивать внимание, мышление и логику.
Для того, чтобы достичь результатов в работе с детьми дошкольного возраста в вопросах воспитания необходимо теснейшее взаимодействие с семьей. Был создан сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников».
Перспективный план работы на год:
№ Мероприятия Сроки проведения
1. Составление перспективного плана - сентябрь
2. Изучение научно-методической литературы;
обзор информации по исследуемой теме в Интернете - Сентябрь - май
3. Создание картотеки математических игр - октябрь
4.
Оформление математического уголка - ноябрь
5. Изготовление дидактических игр по ФЭМП -
Декабрь - май.
6. Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников» - февраль
7. Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников» - январь.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики.
Список литературы
1. http://drujhnaia.blogspot.ru/2013/03/blog-post_9.html
2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/01/24/didakticheskie-igry-po-femp
3. http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-matematike-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
4. http://relasko.ru/forum/63-16550-1
5. http://stranadetstva.ru/didakticheskie-igry-v-starshej-gruppe
Спасибо за внимание!