светлана зворыгина
Развитие познавательного интереса и математических способностей детей средствами дидактических игр, досугов и развлечений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательного интереса и математических способностей детей средствами дидактических игр, досугов и развлечений.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому ответственный. Основными условиями возникновения и становления проблемы опыта являются:
- недостаточное овладение детьми методами и приёмами воспитания и обучения;
Публикация «Развитие познавательного интереса и математических способностей детей средствами дидактических игр, досугов и развлечений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- необходимость развития познавательных процессов при формировании элементарных математических представлений;
-творческий поиск методов и приемов;
- желание воспитанников познать новое;
-коллектив единомышленников (воспитатель-ребенок, работающих творчески, помогающих друг другу на пути познания.
Взрослые создают широкие возможности для познавательного развития детей. При этом желательно опираться на привлекательные для детей виды деятельности. На мой взгляд, наиболее удачной формой познавательного развития детей является дидактическая игра.
Занимаясь с детьми, я заметила, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд заданиями. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать. Образование, направленное на познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте предполагает: опору на природную детскую любознательность; поощрение познавательной инициативы ребенка – детских вопросов, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение, рассуждений; опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение. Дети играя, часто и не подозревают, что осваивают какие-то знания. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. В своей работе нельзя ограничиваться только НОД, дети должны играть. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. Вначале его внимание проявляется только к игре, а затем к тому программному материалу, без которого она невозможна. Так постепенно пробуждается интерес к учебному предмету. Опыт работы включает авторскую подборку игр на логическое мышление, развитие памяти, внимания, сообразительности.
Формирование логико-математических представлений у детей осуществляю в непосредственно образовательной деятельности и через развивающие игры. Строю свою работу на основе следующих принципов:
- от простого к сложному – предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
- индивидуальность – предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
- безопасность – при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка;
- сотворчество детей и взрослых;
- соревновательный момент – при проведении игр необходимо использовать интерес детей к этой форме организации деятельности.
Дидактическая игра – ведущая форма обучающего воздействия на ребенка.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Включая дидактические игры в педагогический процесс, необходимо учитывать те из них, которые доступны для детей и соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.
Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр педагог приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного материала. Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. И самый эффективный метод - использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности старших дошкольников.
Развлечения позволяют сделать жизнь детей в детском саду действительно радостной, а у умелого педагога становятся важным средством в воспитании и развитии детей. Общая интересная работа в процессе подготовки развлечений сплачивает детей, улучшает взаимоотношения между ними. Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательных игровых заданий, развивающих математических игр. Развивающие игры создают своеобразный микроклимат и прекрасную среду для развития математических представлений дошкольников. Играя, дети учатся: анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умений делать простейшие выводы и обобщения. У ребенка формируется умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать с взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий. В работе со старшими дошкольниками использую различные варианты игры «Узнай, что зашифровано», которая позволяют моделировать по карточкам – схемам, закреплять знание цифр, дней недели, геометрических фигур, времен года, частей суток, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Они вызывают живой интерес у детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач, которые способствуют формированию логического мышления, стимулированию развития творческого воображения, воспитанию настойчивости, волю, усидчивости, целеустремленности.