Елена Васильевна Алексеева
Использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста»
Игра в развитии дошкольника занимает особое место. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит, что реализация образовательной программы дошкольного образования должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной категории, прежде всего в форме игры.
Публикация «Использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Основные усилия педагогов и родителей должны быть направлены на то, чтобы воспитывать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания. Важно приучить детей к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. Особое значение приобретают игровые формы, в частности, дидактические игры.
Дидактическая игра - это своеобразная форма деятельности. Учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте. Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин :
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве занимает первостепенное место в развитии ребенка;
2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Александр Владимирович Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчё ркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».
Дидактические игры в математическом развитии дошкольников занимают особое место. Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов является сенсорной основой любой практической деятельности.
Дидактические игры и занимательные упражнения включаются непосредственно в содержание игровой образовательной деятельности, как одного из средств реализации программных задач, а так же в совместную с педагогом и самостоятельную деятельность детей.
Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и занимательные упражнения, например, на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: подбор игр, соответствующих возрасту и интересам детей, варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр и упражнений в том же виде или с усложнением.
Широкое использование дидактических игр и занимательных упражнений важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
В методической литературе существует достаточное количество игр и занимательных упражнений для развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов. Они размещены в разных источниках, поэтому их использование затрудняет практиков. Возникает противоречие между большими педагогическими возможностями использования игр для развития представлений о геометрических понятиях их использованием в практике.
Изучив литературу мною был организован уголок и были подобраны дидактические игры и занимательные упражнения, направленные на формирование представлений детей о геометрии
Некоторые игры были переработаны в соответствии с интересами старших дошкольников и составлена картотека.
В рамках данного опыта мною были разработаны и изготовлены наглядные пособия, которые необходимы для проведения дидактических игр.
1) «Бусы»- выкладывание фигур, при помощи загадок;
2) «Геометрическая рыбалка»- закрепляем знания о фигурах;
3) «Геометрическое Поле Чудес»- барабан делится на секторы, на каждый сектор выкладываются конверты или карточки с заданиями. Это пособие универсальное подходит, практически, ко всем дидактическим играм, здесь и описание форм и выкладывание различных предметов из геометрических фигур, логические цепочки, ориентировка по схемам, соединение по точкам. Ну и конечно не забываю о секторе «Музыкальная пауза», здесь я провожу физкультминутки под музыку. Детям очень нравиться играть при помощи этого пособия.
Так же я использую наглядные пособия :
- «Подбери по форме»; - различаем фигуры разных цветов;
- «Ассоциации»; - объединяем предметы в объекты и в группу, по какому- либо общему признаку;
- «Геометрический ряд»;
- «Собери целую геометрическую фигуру»;
- «Сложи предмет»; - находим подходящие геометрические фигуры и собираем их из частей.
- «Зонтики» - подбираем геометрические фигуры определённых цветов к каждому зонтику.
- «Варежки» - правильно подбираем геометрические фигуры по образцу.
- «Волшебные фигуры» - находим одинаковые фигуры по цвету и форме, распознаём по размеру.
Игры со схемами:
- Находим одинаковую форму по цвету и форме;
- Распознаём по размеру;
Игры на распознание и группировку фигур по цвету и форме.
- «Подбери по форме»- обследуем предметы, выделяем их цвет и форму;
- «Цветные столбики»- выкладываем по цвету и размеру;
- «Геометрический Цветик- Семицветик;
- «Соотнеси цвет и форму»;
- «Выкладывание фигур по памяти».
Внедрив свой опыт работы в практику, я сделала вывод, что такая систематизация дидактических игр и занимательных упражнений для детей старшего дошкольного возраста, актуальная для работы с детьми в условиях нашего дошкольного учреждения, поскольку данные игры развивают любознательность и познавательную мотивацию, формируют познавательные действия дошкольников, что и требует федеральный государственный стандарт дошкольного образования.