сагитова лейсан
Самообразование «Гендерное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.
Публикация «Самообразование „Гендерное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Несмотря на все трудности педагогической работы, очень важно воспитателю самому быть личностью, иметь высокий нравственный, культурный и профессиональный уровень, быть оптимистом, потому что «личность формирует личность».
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажё нным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми 2022-2023 уч. год
Период Тема
Цель Содержание
Сентябрь «Смотрите, какой я!» Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности • Дидактическая игра «Одень куклу».
• Рисование «Мой портрет».
• Работа с зеркалом «Мои эмоции».
• Отгадывание загадок о частях тела
Октябрь «Кто есть кто»
• Инсценирование сказки «Курочка Ряба»
• Чтение «Шли по лесу два товарища.» Л. Толстого с
обсуждением.
• Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»
Ноябрь «Я среди других» Воспитывать дружеские взаимоотношения • Подвижная игра «Ловишки парами».
• Дидактическая игра «Опиши того, кто справа.»
• Разучивание песен о дружбе.
• Конструирование из строительного материала «Домик
для друзей»
Декабрь «Я и моя семья» • Выставка семейных фотографий.
• Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница»
• Рисование «Моя семья»
Январь «Кто я?» • Лото «Профессии»
• Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля.
• Дидактическая игра «Женская и мужская работа»
• Работа с картинками «Манеры поведения»
Февраль «Из чего сделаны мальчишки?» Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был
девчонкой».
Чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака.
Беседа по рассказу «Рыцарь» В. Железникова.
Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника
Отечества
Март «Моя мама лучше всех»»
- - Чтение стихотворения
Е. Благининой «Посидим в тишине».
- рисование портретов мамы;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений и пословиц о маме;
- предварительная беседа в кругу семьи (ребенка с мамой) о ее труде
Апрель «Человек идет по жизни»
- Обобщить знания детей о человеке в разные периоды его жизни.
-Выявить знания детей о профессиях; о материалах, из которых изготовлены предметы; о правах детей; о возрасте человека; о цвете.
Беседа «Что означают наши имена»
Чтение стихотворения Н. Григорьевой «Не имя красит человека»
Дидактическая игра «Образуй ласковое имя»
Дидактические игры «Найди тень от игрушки»
Рисование «Наполни палитру красками»
Дидактическая игра «Из какого материала сделан предмет?»
Май «Маленький народ»
Сформировать у детей представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека.
- Выставка семейных фотографий.
- Игра-имитация «Маленький народ»
Июнь «Мальчики и девочки» Продолжать развивать гендерные представления у детей, закреплять знания детей о своей принадлежности к полу и его отличительных особенностях Д/игра ” Мы — разные”.
Подвижная игра «Цветы и пчелы»
Июль «Беседа о бабушке и дедушке» вызвать у детей интерес и добрые чувства к дедушке и бабушке; воспитать уважение, любовь к ним.
- Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки»
- Этюд «Бабушка заболела».
- Чтение стихотворения про дедушку Р. Гамзатова «Дедушка»
- Рисование - «Мастерим вместе с дедушкой», «Отдыхаем с бабушкой».
Август «В нашей группе дружные ребята» формировать дружеские отношения между мальчиками и девочками в группе.
Дидактическая игра: «Оденем куклу Машу на прогулку».
Дидактическая игра «Назови ласково».
Дидактическая игра «Кто что носит».
Работа с родителями.
Период
Содержание
Сентябрь Папка-передвижка : " Гендерное воспитание в детском саду : что это и для чего?"
Октябрь Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»
Ноябрь Советы по воспитанию дочери : «Как воспитывать девочку»
Декабрь Советы родителям по воспитанию сыновей : "Психологическое развитие мальчиков".
Январь Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию
Февраль Памятка : "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".
Март Конкурс фотографий: “Папа с ребенком” и “Мама с ребенком”
Апрель Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".
Май Анкета по гендерному воспитанию для родителей
Июнь «Гендерное воспитание ребенка в семье»
Июль Памятка родителю «Правила общения в семье»
Август Буклеты для родителей о гендерном воспитании.
Консультация для родителей
на тему:
«Семья-главный фактор
в становлении гендерной идентичности ребенка»
Консультация для родителей
на тему:
«Как воспитывать девочку?»
Консультация для родителей
на тему:
«Как воспитывать мальчика?»
Консультация для родителей
на тему:
«Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях»
Дидактические игры по гендерному воспитанию дошкольников.
Представления о социальной роли девочек и мальчиков, к сожалению, часто довольно стереотипны. И игры, которые предлагают считать нормой, могут помешать полноценной самоидентификации будущих девушек и юношей. Впрочем, далеко не все игры для девочек и для мальчиков подчеркивают гендерное различие детей.
Многие игры для детей-девочек могут нравиться и мальчикам, и наоборот. Вот несколько игровых жанров, которые обычно нравятся и мальчишкам, и девчонкам.
Игры приключения Думаете, от дерзких сорванцов в девчонках ничего нет? Предложите им пройти красочный детский квест или даже игры для девочек гонки! Сюжеты и графика игр приключений для девочек могут немного отличаться от того же в играх для мальчиков, но игровые действия в принципе очень похожи.
Игры бродилки. Для девочек они могут быть интересны чуть больше, для мальчиков, из-за отсутствия в играх-бродилках напряженной сюжетной линии. Задача игр-бродилок для девочек и мальчиков даже дошкольного возраста обычно простая: нужно просто гулять по игровому миру, собирать монетки или предметы и избегать опасностей для своего персонажа.
Игры с любимыми персонажами. Конечно, у девочек и у мальчиков — свои герои: девочка вряд ли полюбит Спайдермена, а не всякий мальчик захочет отправиться на поиски приключений с нежной Белоснежкой. Но персонажей вроде Микки-Мауса или Спанч-Боба ребята любят, пожалуй, одинаково!
Математические игры, игры с цифрами. Иногда помочь с математикой могут игры для девочек-магазины, где нужно рассчитывать бюджет и делать покупки с умом. Сомневаетесь, есть ли смысл учить девочек математике с детства? А вот, например, первая в мире женщина-профессор математики Софья Ковалевская осваивала математику с самых ранних лет. Если верить легенде, на её комнату не хватило обоев, и детскую маленькой Сони пришлось обклеить листами с лекциями известного механика и математика XIX века
…Выйдя из магазина, мы не можете избавиться от мысли, что есть какие-то способы поиска девчоночных и мальчиковых игр и игрушек. Перебираем в уме жанры игр: бродилки и стрелялки, гонки, логические игры….
Нейропсихологии физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование тендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку. так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном, учреждении.
Игры нашего детства не были особенно затратны. Коробки мелков могло хватить на пол-лета, футбольный мяч служил несколько сезонов, а для игры в бадминтон можно было просто стряхнуть пыль с папиной ракетки. Игры для мальчиков в XXI веке во многом напоминают игры их родителей, за исключением одной мелочи: когда родители были детьми, о домашних компьютерах даже не мечтали. Опрос детей показал, что они сейчас отдают предпочтение компьютерным играм.
Родителям обычно нравятся такие игры из-за их простоты доступа и относительно низких рисков для безопасности компьютера. Детские игры онлайн привлекательны для мальчиков ещё и тем, что флэш-игры могут быть интерактивными: это значит, что с их помощью можно играть в командные игры с другими детьми или даже общаться друг с дружкой.
Однако содержание игр дошкольников с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что приводит к отсутствию у детей, специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки — нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
Решение этой задачи осложняется тем, что, начиная с рождения, отмечается более раннее созревание девочек, и в настоящее время учеными накоплен ряд интересных фактов о половых различиях в здоровье, моторике, в развитии зрительной системы, речевых способностей детей. Актуальными являются разработка и использование в работе с детьми дифференцированных, форм воспитания девочек и мальчиков с учетом этих различий: Но выявлено, что в группах ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками.
В возрасте от 3 до 7 лет отмечается 89 % избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 11 % -с детьми противоположного пола, поэтому перед педагогами стоит задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.
Родительское собрание
на тему:
«Родителям о воспитании девочек и мальчиков».
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Необходимое оборудование: магнитофон, детские песенки, ручки, листы для записей, мультимедиа проектор, экран, библиотечка детской литературы для девочек и мальчиков, игрушки.
Ход собрания
Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о воспитании детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду. И тема родительского собрания звучит так: "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".
Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Половое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, формирует правильное понимание взаимоотношений между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить некоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей семейной жизни. Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация женщин и феминизация мужчин, другими словами трудно разобрать, где сильный пол, а где - слабый.
«Цветок дружбы»
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Перечисляются положительные качества, и соединяются лепестки с серединкой. Когда цветок собран, все аплодируют друг другу.
Задание - "В Детском мире".
Не печенье, не ватрушки,
Не сметану, не кефир-
Покупаем мы игрушки
В магазине "Детский мир".
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи. А вот шары-
Мамы, папы выбирайте
Вашим милым шалунишкам
Все что нужно для игры.
Представьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.
Задание - "В гостях у сказки".
Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.
Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов, подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему.
Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы:
• "мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
• "женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
• "смешанные" : есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
игра «Пожелания»
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка). Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : «Я желаю тебе.»
Рекомендации для взрослых:
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысляют всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые. Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек, ей (ему) мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он открыл принцип решения, пусть даже сделав ошибку.
С девочками, если им трудно, надо вместе начать работу, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т. к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слушать и слышать
План по работе с педагогами
Консультация на тему «Гендерное воспитание в условиях ФГОС ДО»