Василенко Ольга Александровна
Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
САМООБРАЗОВАНИЕ
Василенко Ольга Александровна
(Ф. И. О. педагога)
___14 лет___ ___высшая___
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи
детей 3-4 года»
(название темы)
___2018-2019___
(учебный год)
03.09.2018г.
(дата начала работы над темой)
31.05.2018г.
(предполагаемая дата окончании работы)
Цель:
Публикация «Самообразование „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе русского народного творчества.
Задачи:
- выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
- приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
- обогащать чувства детей, воображение и речь;
- воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Актуальность темы:
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преображения окружающего мира «по законам красоты».
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Проблемы:
Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою актуальность в связи с психофизическими особенностями развития ребёнка в период 3-4 лет, в виду сензитивности речевого развития. Именно в этом возрасте ребёнок наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих, а так же к влиянию разных факторов со стороны внешней и внутренней среды, следовательно данный возраст является особенно продуктивным для речевого развития ребёнка.
В настоящее время образовательная программа дошкольного учреждения строится в соответствии с ФГОС. Одним из направлений ФГОС ДО в дошкольном учреждении является речевое развитие, включающее в себя ориентированность на овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие грамматической стороны, обогащение словарного запаса, развитие монологической речи, её связности.
Речь и её развитие находится в тесной взаимосвязи со всеми психическими процессами ребёнка, и потому очень важно способствовать её развитию именно в период 3-4 лет, наиболее благоприятный и пластичный для ребёнка. Побуждая ребёнка к постоянным словесным высказываниям, создавая специальные условия для организованного развити, можно достичь высоких результатов в речевом развитии дошкольника, что существенно повлияет на развитие всех психических процессов и облегчит процесс социализации ребёнка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Предполагаемый результат:
- у детей повысится интерес к устному народному творчеству – потешкам, колыбельным песням, стишкам, пестушкам, речевым народным играм;
- повысится уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста;
- повысить интерес родителей к использованию малых фольклорных форм в речевом развитии детей дома.
Форма работы: занятия, досуги, беседы, наблюдения, игры, разучивания стихов, загадок, консультативную работу с воспитателями. Дидактические. Подвижные и сюжетно- ролевые игры, индивидуальная работа с детьми.
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:
Отгадывание детьми загадок; досуг «Вечер загадок», «Солнышко нарядись, красное покажись»; пополнение уголка ряженья русскими народными костюмами; просмотр кукольного театра по русским народным сказкам; театрализованные постановки; инсценировка русской народной сказки «Теремок»; создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детской художественной литературы с разными жанрами фольклора, разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей; «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей); разучивание подвижных игр, хороводов; развлечение «Широкая Масленица»; пальчиковые игры на основе русских народных потешек; игровая деятельность «Поиграем с пальчиками»; конкурс для детей «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»; конкурс совместных творческих работ родителей и детей на данную тему; консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
План работы по самообразованию
Раздел плана Срок Содержание работы Форма работы
(практические выходы)
2018-2019 учебный год С детьми Педагогами Родителями
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.
Сентябрь
2018 г.
Планирование работы по самообразованию.
• определение содержания работы по самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения. Разработка диагностического инструментария.
Мониторинг. Информация на стенд. Папка передвижка «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»»
Октябрь
2018 г. Изучение научно-методической литературы:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Материал на сайт детского сада.
Ноябрь
2018 г. Изучение темы «Роль потешек в развитии речи детей».
Создание картотеки потешек для работы с детьми. Разучивание, проговаривание и обыгрывание потешек.
Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек в образовательной деятельности.
Мастер-класс на тему:
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Консультация «Справиться с детским непослу-
шанием помогут потешки»
Декабрь
2018 г. Изучение темы: «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста»
Создание картотеки загадок для работы с детьми.
Использование загадок в образовательной деятельности
Создание красочных книг с загадками для детей.
Январь
2019 г. Изучение темы:
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».
Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.
Создание театрального уголка в группе.
Консультация на тему «Устное народное творчество в режимных моментах» Консультация: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»
Февраль
2019 г. Изучение темы :«Роль сказки в воспитании детей»
Русские народные хороводные, подвижные игры. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам
Развлечение «Широкая Масленица» Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
Март
2019 г. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». «Посиделки» творческий вечер с участием родителей.
Апрель
2019 г. Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Май
2019 г. Отчет о проделанной работе за 2018-2019гг. Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» Отчёт на педагогическом совете о проделанной работе. Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».
на итоговом родительском собрании