Папки-передвижки

Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

Василенко Ольга Александровна
Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

САМООБРАЗОВАНИЕ

Василенко Ольга Александровна

(Ф. И. О. педагога)

___14 лет___ ___высшая___

(стаж работы) (кв. категория)

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи

детей 3-4 года»

(название темы)

___2018-2019___

(учебный год)

03.09.2018г.

(дата начала работы над темой)

31.05.2018г.

(предполагаемая дата окончании работы)

Цель:

Публикация «Самообразование „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе русского народного творчества.

Задачи:

- выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

- приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

- обогащать чувства детей, воображение и речь;

- воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность темы:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преображения окружающего мира «по законам красоты».

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Проблемы:

Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою актуальность в связи с психофизическими особенностями развития ребёнка в период 3-4 лет, в виду сензитивности речевого развития. Именно в этом возрасте ребёнок наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих, а так же к влиянию разных факторов со стороны внешней и внутренней среды, следовательно данный возраст является особенно продуктивным для речевого развития ребёнка.

В настоящее время образовательная программа дошкольного учреждения строится в соответствии с ФГОС. Одним из направлений ФГОС ДО в дошкольном учреждении является речевое развитие, включающее в себя ориентированность на овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие грамматической стороны, обогащение словарного запаса, развитие монологической речи, её связности.

Речь и её развитие находится в тесной взаимосвязи со всеми психическими процессами ребёнка, и потому очень важно способствовать её развитию именно в период 3-4 лет, наиболее благоприятный и пластичный для ребёнка. Побуждая ребёнка к постоянным словесным высказываниям, создавая специальные условия для организованного развити, можно достичь высоких результатов в речевом развитии дошкольника, что существенно повлияет на развитие всех психических процессов и облегчит процесс социализации ребёнка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Предполагаемый результат:

- у детей повысится интерес к устному народному творчеству – потешкам, колыбельным песням, стишкам, пестушкам, речевым народным играм;

- повысится уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста;

- повысить интерес родителей к использованию малых фольклорных форм в речевом развитии детей дома.

Форма работы: занятия, досуги, беседы, наблюдения, игры, разучивания стихов, загадок, консультативную работу с воспитателями. Дидактические. Подвижные и сюжетно- ролевые игры, индивидуальная работа с детьми.

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

Отгадывание детьми загадок; досуг «Вечер загадок», «Солнышко нарядись, красное покажись»; пополнение уголка ряженья русскими народными костюмами; просмотр кукольного театра по русским народным сказкам; театрализованные постановки; инсценировка русской народной сказки «Теремок»; создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детской художественной литературы с разными жанрами фольклора, разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей; «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей); разучивание подвижных игр, хороводов; развлечение «Широкая Масленица»; пальчиковые игры на основе русских народных потешек; игровая деятельность «Поиграем с пальчиками»; конкурс для детей «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»; конкурс совместных творческих работ родителей и детей на данную тему; консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

План работы по самообразованию

Раздел плана Срок Содержание работы Форма работы

(практические выходы)

2018-2019 учебный год С детьми Педагогами Родителями

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

Сентябрь

2018 г.

Планирование работы по самообразованию.

• определение содержания работы по самообразованию;

• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения. Разработка диагностического инструментария.

Мониторинг. Информация на стенд. Папка передвижка «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»»

Октябрь

2018 г. Изучение научно-методической литературы:

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Материал на сайт детского сада.

Ноябрь

2018 г. Изучение темы «Роль потешек в развитии речи детей».

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Разучивание, проговаривание и обыгрывание потешек.

Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек в образовательной деятельности.

Мастер-класс на тему:

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Консультация «Справиться с детским непослу-

шанием помогут потешки»

Декабрь

2018 г. Изучение темы: «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста»

Создание картотеки загадок для работы с детьми.

Использование загадок в образовательной деятельности

Создание красочных книг с загадками для детей.

Январь

2019 г. Изучение темы:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Создание театрального уголка в группе.

Консультация на тему «Устное народное творчество в режимных моментах» Консультация: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»

Февраль

2019 г. Изучение темы :«Роль сказки в воспитании детей»

Русские народные хороводные, подвижные игры. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам

Развлечение «Широкая Масленица» Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Март

2019 г. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». «Посиделки» творческий вечер с участием родителей.

Апрель

2019 г. Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Май

2019 г. Отчет о проделанной работе за 2018-2019гг. Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» Отчёт на педагогическом совете о проделанной работе. Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

на итоговом родительском собрании

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Опубликовано: 28 января 2020 в 14:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Василенко Ольга Александровна (УИ 543513) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД