Галина Конохова
Самоанализ воспитательно-образовательной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ воспитательно-образовательной работы
Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, которые определяют требования к обучению и воспитанию дошкольников.
Педагогические задачи, которыми руководствуюсь в учебно-воспитательской деятельности :
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
интеллектуальное развитие детей.
воспитание нравственных качеств человека.
приобщение к общественным ценностям.
Публикация «Самоанализ воспитательно-образовательной работы» размещена в разделах
Раздел 1 Результаты обучения и воспитания дошкольников.
1.1. Позитивная динамика освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ.
Для успешного проведения воспитательно-образовательной работы с детьми, я постоянно отслеживаю результаты своей работы с помощью проведения мониторинга усвоения детьми Основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, используя следующую литературу: Диагностический журнал «Комплексная диагностика уровней освоения "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: Авторы-составители: Потыкан А. Н. / Дреер С. С. / Вершинина Н. Б. Издательство: Учитель, 2010- 2012гг.
Диагностику уровня усвоения программы провожу два раза в год, согласно годового плана работы детского сада. На диагностику отводится по две недели в начале учебного года - в сентябре и в конце года - в мае. Отмечаю разделы и темы, по которым дети достаточно хорошо усвоили материал и над чем надо поработать в дальнейшем. Намечаю пути решения и устранения возникших проблем, используя в работе с детьми разнообразные методы и приёмы, инновационные технологии. Деятельность ребенка оценивается с точки зрения его субъективных возможностей, персонального развития. Достижение ребенка сравниваю лишь с собственным, а не с достижениями других. Отслеживаю не только результат, но и процесс его деятельности. Для эффективности работы с детьми и выбора перспектив их развития, я считаю, что педагогическая диагностика необходима. Она позволяет отследить качество образовательной работы с воспитанниками. Диагностика направлена на выявление индивидуальных способностей ребенка, уровня его развития, встречающихся затруднений, их причин и возможностей корректировки. Результаты психолого-педагогической диагностики учитываются мною при планировании и реализации воспитательно-образовательного процесса. Отслеживая результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы за последние два года, отмечаю позитивную динамику. Анализируя свою работу и проводя диагностику уровня усвоения программы детьми, использую трехуровневый подход.
Основной причиной не усвоения программного материала являются пропуски детей особенно в первый год посещения детского сада, т. к. происходит адаптация детей в детском саду. Ежегодно увеличиваются показатели уровня усвоения программы детьми, а также повышаются показатели проведённой диагностики на начало и в конце учебного года.
Подтверждается приведённой (таблицей) диаграммой. (Приложение № 1)
1.2. Адаптация выпускников детского сада в первом классе.
Наш детский сад сотрудничает со всеми школами с. Майма. Основная часть детей идет в МСОШ № 3. У выпускников моей группы сформирована мотивация готовности к обучению в школе, дети легко свободно общаются со сверстниками и взрослыми, у них развиты мыслительные операции, память, внимание, мышление, мелкая моторика. Все мои выпускники хорошо подготовлены к обучению в школе и показали хорошие результаты обучения. Они успешно адаптируются в школе. Большинство из них показывают хорошие результаты при обучении. С интересом посещают кружки, секции, факультативы школы. И получают дополнительное образование в ДШИ.
Результаты адаптации и обучения детей в первом классе отражены в справке.
(Приложение №2)
Раздел 2
Результаты работы по сохранению и укреплению здоровья детей
2.1. Положительная динамика состояния здоровья детей за 3 года
В соответствии с требованиями СанПиН в детском саду созданы оптимальные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Педагоги, родители и медицинская сестра работают в тесном контакте. Площадь, освещенность группы и температурный режим соответствуют нормам. Регулярно проводится проветривание и влажная уборка. Я, как и все педагоги, работаю над сохранением и укреплением здоровья детей. Оздоровление подрастающего поколения - одна из приоритетных задач современного образования. Оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры, направлено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, в повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды. Отмечая слабое здоровье детей при поступлении в детский сад, я постоянно веду работу по сохранению и укреплению их здоровья, ежедневно провожу гимнастику, игровую или традиционную, подвижные игры, пальчиковые игры, физкультминутки, использую элементы спортивных игр, организую прогулки и занятия, НОД. Занятия традиционные и новые: занятия-тренировки, игровые, сюжетные, комплексные и интегрированные, занятия из серии «Забочусь о своём здоровье» (валеология). Организую самостоятельную двигательную деятельность. Применяю здоровье-сберегающие технологии: закаливание, разные виды массажа, дыхательная гимнастика, ходьба по нестандартному оборудованию, использую разные виды дорожек для предупреждения плоскостопия. Предпочитаю способы выполнения основных видов движений методом круговой тренировки, так как при этом достигается высокая плотность занятия. Благодаря слаженной работе всего коллектива ДОУ намечается тенденция к снижению количества часто и длительно болеющих детей. В связи с этим повысилась посещаемость детского сада. Результаты моей работы отражены в таблице. Показатель сохранности здоровья воспитанников
2.2. Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников при организации образовательного процесса в ДОУ.
Решая проблему сохранения и укрепления здоровья воспитанников в своей работе, я использую здоровье-сберегающие технологии. Провожу занятия, беседы, развлечения по безопасному поведению детей согласно нормам СанПиНа 2.4.1.3049-13 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15мая 2013г №26, двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляю с учетом здоровья, возраста детей, индивидуальных особенностей и времени года. Оздоровительная работа ведется совместно с родителями и медиком. Для реализации двигательной деятельности детей использую оборудование, инвентарь физкультурного зала и спортивной площадки в соответствии с возрастом и ростом детей.
Раздел 3 Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.
Организованная деятельность с детьми в группе ведется в соответствии расписания, утвержденного заведующей детским садом. Расписание составлено с учетом возраста ребенка и максимально допустимого объема образовательной нагрузки в первой и второй половине дня на основе нормативно-правовых и локальных документов. Для профилактики утомления детей во время образовательной деятельности провожу музыкальные паузы, физкультминутки, ритмику и т. д.
3.1. Использование технологий и методик личностно-ориентированного взаимодействия.
В практике своей работы я использую личностно - ориентированную модель взаимодействия с воспитанниками. Эффект личностно-ориентированной модели к воспитательно-образовательному процессу проявляется в расширении степени свободы детей на занятии, их способностей, прав, перспектив. В общении с детьми придерживаюсь принципа: не «рядом» и не «над», а вместе с ребёнком – стараюсь создать условия для того, чтобы ребёнок хотел это сделать и дать возможность раскрыть способности ребёнка, его потенциал. Для этого организую соответствующую развивающую среду, где учитываю индивидуальные потребности воспитанников, их предпочтения. Использую в своей работе методы и технологии, позволяющие раскрыть ребёнку свою индивидуальность (методы экспериментирования, моделирования, ТРИЗ). Широко применяю в своей практике театрализованные игры, игры - драматизации, театрализованные постановки.
В группе созданы условия для развития творческих способностей детей. Материалы, стимулирующие развитие детей располагаются в разных функциональных пространствах доступных детям и соответствуют возрасту детей. Материалы постоянно обновляются. В группе создана комфортная обстановка, что позволяет детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы. Учитывая индивидуальность каждого ребёнка, стараюсь дифференцированно подбирать игры и упражнения, при этом наблюдаю положительную динамику в усвоении детьми материала.
Раздел 4 Высокие показатели работы воспитателя по взаимодействию с социумом
4.1. Вовлечение родителей в образовательный процесс
Своеобразным коллективом, играющем существенную роль в воспитании личности, является семья. Эмоциональному благополучию детей способствует взаимное доверие педагогов и родителей. Цель сотрудничества с родителями – формирование их активной позиции в жизни детского сада и воспитания детей в целом. Поэтому, родители моей группы являются участниками образовательного процесса, что отражено в локальных актах дошкольного образовательного учреждения. Для более тесного контакта с родителями и оказания им помощи в воспитании детей мною проводятся собрания, индивидуальные беседы, консультации, тематические встречи, вечера и др. При этом использую разнообразные формы их проведения: дискуссии, круглый стол, КВН, викторины. Родители - активные участники собраний, фотовыставок, конкурсов, праздников. Они принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды группы, озеленении участка, создании «Зимнего городка» и др. мероприятий, проводимых в ДОУ. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определённые полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимые для воспитания ребёнка. Задача детского сада по ФГОС ДО «повернуться» лицом к семье, оказать ей помощь, привлечь семью на сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
4.2. Взаимодействие педагога с общественными организациями
Для более успешной организации воспитательно-образовательной работы я взаимодействую с общественными организациями: школой (план работы прилагается, пожарной службой (фото прилагаются, домом культуры, театром, районной детской библиотекой (прилагается фото, план работы, где принимаем активное участие в викторинах, литературных играх посвящённых детским писателям Чуковскому, Маршаку, Пушкину, Дмитриеву и т. д. Знакомились с картинной галереей местных художников, посещали музей камня. Постоянно поддерживаем связь со школой искусств, посещаем концерты выступающих (бывших воспитанников) детей. Принимаем активное участие в мероприятиях, которые проводит ЦДТ (Центральный дом творчества, посещаем выставки и сами участвуем в них. Исходя из возрастных особенностей детей, посещаем центральную площадь с. Маймы, рассматриваем и знакомимся с достопримечательностями села. Во время экскурсий дети знакомятся с окружающим миром и окружающей действительностью, историей страны и традициями народа, познают мир прекрасного, у них воспитывается патриотизм, нравственные качества.
Учитывая индивидуальные особенности детей, я стараюсь рекомендовать занятия детей в творческих студиях, кружках. Взаимодействую с педагогами дополнительного образования. Мои воспитанники посещают кружки и секции хореографии, занимаются художественной гимнастикой, вокалом, шахматами.
Приложение № 5,6,7. 4.3. Общественная оценка деятельности педагога.
Руководители кружков, секций, школ, ДШИ, библиотеки положительно оценивают мою работу, видят результаты моего труда. Подтверждается отзывами. Приложение № 8,9.
Раздел 5 Достижения моих воспитанников в конкурсах, смотрах.
Воспитанники моей группы участвуют в районных, региональных, республиканских соревнованиях, конкурсах, смотрах и показывают хорошие результаты.
Приложение № 10.
Раздел 6
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса 6.1. Используемые технологии в педагогическом процессе.
Для обеспечения высокого качества организации воспитательно-образовательного процесса использую в своей работе парциальные программы, технологии и опыты других педагогов: Петерсон Л. Г. «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька», Т. М. Бондаренко «Экология в детском саду», Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников», Лыкова И. А. «Цветные ладошки», Тобоева Е. Н. «Росточек», а также методы ТРИЗ, моделирование, мнемотаблицы, схемы, методы проектов, интегации, ИКТ и др. В группе создана благоприятная предметно-развивающая среда, имеются познавательные, речевые, художественные, оздоровительные центры, в которых накоплен материал для развития детей. В группе имеется разнообразный дидактический, наглядный материал, настольно - печатные, дидактические игры. Составлена большая картотека для работы с детьми по разным направлениям: дидактические и развивающие игры, подвижные и пальчиковые игры, физ. минутки, утренняя гимнастика, считалки, пословицы и поговорки, материал по Горному Алтаю, загадки на различные темы, стихотворения по сезонам, по темам, созданы папки –передвижки по безопасности движения на дороге, имеется дидактический материал по безопасности личной жизнедеятельности и др. Подтверждается фотоматериалом
6.2. Проектирование образовательной деятельности
Для того, чтобы воспитать физически развитого, активного, любознательного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребёнка, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные технологии.
В своей работе широко применяю все современные методы и инновационные технологии. Внедряю в практику своей работы ИКТ, с помощью которых удаётся успешно решать задачи по развитию у детей мышления, внимания достигать высокого уровня усвоения программного материала, воспитывать у детей такие качества, как любознательность, активность и др. Презентация – удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Она сочетает в себе динамику, звук, изображение – все те факторы, которые удерживают внимание ребёнка. Владею навыками работы на ПК и пользуюсь программами:
Microsoft Office Word, Excel (текстовый документ,
элетронные таблицы) Осваиваю программы: Microsoft Office Power Point (компьютерные презентации)
MicrosoftPublisher Интернет
6.3. Анализ результатов использования образовательных технологий.
Все используемые программы и технологии, которые я использую в работе, позволяют мне успешно решать задачи по развитию детей по всем направлениям общеобразовательной программы в соответствии ФГОС ДО и достигать хороших результатов.
В результате применения перечисленных технологий у детей хорошо развиваются:
мышление, память, воображение. Дети умеют обобщать, выделять главное, делать выводы, что подтверждается результатами обследования психолого-педагогической комиссии Управления образования МО «Майминский район» при поступлении детей в школу.
Результаты исследования готовности к школе:
42% имеют высокий уровень «школьной зрелости»
58% средний уровень с благоприятным прогнозом.
Успешность использования здоровье сберегающих технологий
подтверждается хорошими результатами по развитию физических качеств детей, улучшению состояния их здоровья.
Раздел 7
7.1 Своевременное повышение квалификации
Постоянно повышаю своё педагогическое мастерство на курсах повышения квалификации в БОУ «ИПК и ППРО РА» (Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, что подтверждено документом о прохождении курсов. (Приложение № 11) Принимаю участие в проведении методических объединений педагогов района, педсоветах, семинарах, что подтверждается свидетельством, удостоверением, сертификатом, подтверждается протоколами педагогических советов и выступлениями
на семинарах. Повышаю свой профессиональный уровень через самообразование. План по самообразованию прилагается. (Приложение №12)
Раздел 7
7.2. Трансляция обобщённого собственного педагогического опыта
Педагогический опыт публикую в средствах массовой информации, на сайте ДОУ. На международном образовательном портале педагога maam.pu размещён конспект занятия «Осень в гости к нам пришла», фотографии центров развития. Подтверждается свидетельством о публикаций.
(Приложение 13)
Раздел 8 Распространение собственного педагогического опыта. 8.1 Анализ распространения собственного педагогического опыта.
Для распространения своего педагогического опыта провожу: мастер – классы, открытые показы занятия, консультации для педагогов детского сада, педагогов районных методических объединений, слушателей курсов повышения квалификации. Подтверждается приказом руководителя ДОО (Приложение № 14)
8.2 Участие в работе экспертных комиссий, групп, жюри конкурсов, творческих лабораторий, тьюторство, руководство методическими объединениями.
- являюсь председателем первичной профсоюзной организации;
- состою в комиссии по распределению выплат стимулирующего характера педагогическим работникам МБДОУ «Детский сад «Медвежонок» с. Майма;
- являюсь членом комиссии по охране труда;
Считаю профессию педагога необычайно ответственной, и думаю, что педагог никогда не должен останавливаться в своем развитии (как профессиональном, так и в личном). Для меня, педагог - это высокий профессионализм, с хорошим знаниями, с большим интересом и заинтересованностью к своему делу, стремлением постоянно совершенствоваться.
Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Воспитателем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей.