Гришанова Алла Анатольевна
Самоанализ воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Общие сведения
Дата рождения: 11 сентября 1978 года.
Образование: высшее, закончила Томский государственный педагогический университет квалификация учитель технологии и предпринимательства в 2012 году. В 2017 году прошла профессиональную переподготовку в Московском институте современного академического образования квалификация воспитатель.
Курсы повышения квалификации:
«Интерактивные методики обучения основам финансовой грамотности детей, оставшихся без попечения родителей», в объёме 16 часов, январь 2020, ОГБУ «Региональный центр развития образования».
Публикация «Самоанализ воспитателя» размещена в разделах
«Организация образовательной деятельности воспитателей и специалистов в ДОО на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС ДО», в объёме 108 часов, январь-февраль 2021, Воронежский Институт современного образования, дистанционно.
Педагогический стаж: 7 лет
Я работаю в ОГКУ «ЦСПСиД Томского района» воспитателем 7 лет, в реабилитационной группе по семейному типу, возраст детей от 3 до 18 лет. В большинстве случаев, причины, по которым дети поступают в центр: трудная жизненная ситуация, социально-опасное положение в семье. Поступающие в центр несовершеннолетние дети социально и педагогически запущены с нарушением коммуникативных навыков. Многие имеют проблемы психологического характера, низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, они испуганные, недоверчивые, часто – озлобленные. Как правило, у большей части поступающих, имеются пробелы в знаниях, отсутствуют навыки самообслуживания, проблемы с выполнением культурно-гигиенических навыков.
Поэтому цель моей профессиональной деятельности – создание условий для социальной адаптации, коррекции и реабилитации воспитанников.
Задачи:
- восстановить утраченные детьми социальные, нравственные и духовные связи с окружающим миром, вовлечь детей в благоприятный жизненный процесс, приобщить к здоровому образу жизни, безопасному поведению в социуме;
- развивать коммуникативные навыки, умение действовать адекватно в различных ситуациях;
- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию детей;
- проводить работу по профилактике самовольных уходов, противоправного поведения, алкоголизма и наркомании;
- проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на преодоление или ослабление недостатков развития детей;
-способствовать формированию санитарно-гигиенических навыков, навыков правильного поведения и навыков самообслуживания;
Основными средствами достижения цели моей профессиональной деятельности является создание и соблюдение социально-педагогических условий, обеспечивающих полноценный процесс социально - педагогической реабилитации воспитанников.
Свою профессиональную деятельность строю по следующим основным направлениям:
- организация и проведение социальной реабилитации воспитанников в рамках индивидуальной программы реабилитации;
- разработка и реализация воспитательных программ;
- использование современных педагогических технологий;
- повышение педагогической компетенции;
- анализ результатов практической деятельности;
- обобщение и распространение педагогического опыта;
- перспективы педагогической деятельности;
- методическая работа.
Согласно специфике своей работы (группа разновозрастная) я обязательно стараюсь учитывать образовательные потребности детей разных возрастных категорий. Выбор средств развития, воспитания и подачи информации обусловлен и уровнем развития детей.
Я планирую свою работу согласно воспитательным и образовательным программам, в том числе и авторским.
Планирую и организую жизнедеятельность воспитанников, используя следующие методы воспитания :
Беседа
Тренинг
Моделирование проблемных ситуаций
Погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора
Игра
Праздничные массовые мероприятия
Вечера тихого чтения
Метод творческих возможностей
Соревнование
Для реализации своих педагогических задач и получения положительной динамики в социальной реабилитации воспитанников я осваиваю и использую в своей работе современные социальные и воспитательные технологии, такие как:
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. Проектная деятельность.
3. Квест-технология.
4. Технология развивающего обучения.
5. Информационно-коммуникационные технологии
№ п/п Современные образовательные технологии Цель использования технологии Описание внедрения технологии в практической деятельности
Результат использования технологии
1. Здоровьесбе-регающие технологии Способствовать
сохранению и
укреплению
здоровья детей. Использование здоровье сберегающих технологий в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультминутки на занятиях, прогулка перед сном, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, ходьба с использованием массажных ковриков.
Занятия по темам:
«Правила личной гигиены и уход за телом», «ЗОЖ», «Здоровое питание»
Повышение общего
жизненного тонуса, снятие эмоционального и физического напряжения.
Знание правил личной гигиены, знания о ЗОЖ.
2. Проектная деятельность Способствовать развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной. Проекты различной направленности: творческие, информационные, исследовательские. Дети становятся более уверенными в себе, активными, ответственными, самостоятельными, у них появляется чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
3. Квест-технология. Осуществлять интеграцию образовательных областей, активизировать познавательные и мыслительные процессы детей. Квесты разных видов; линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек). Формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь, происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей.
4. Технология развивающего обучения Организовывать образовательный процесс, основываясь на закономерностях развития ребенка и его потенциальные возможности. Занятия по рабочей программе воспитателя. Развиваются индивидуальные познавательные способности каждого ребенка, формируется способность к самоопределению и самореализации.
5. Информационно-коммуникативные технологии. Использование комплекса учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в воспитательном процессе. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство в Интернете со сценариями праздников и других мероприятий.
Обмен опытом, знакомства с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
Оформление групповой документации.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми. Дети становятся любознательными, активными, эмоционально отзывчивые, овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Для всестороннего развития детей мною разработаны и осуществлены проекты. При реализации метода проектов в учреждении, я столкнулась с некоторыми трудностями, о чем изложила в статье «Метод проектов в социально-реабилитационных центрах как инновационная педагогическая технология».
Главные принципы, которых я придерживаюсь в своей работе – это гуманность и личностный подход. Выстраиваю свои отношения с детьми на основе ценностного эмоционального взаимодействия. В процессе осуществления воспитательной деятельности стараюсь активизировать собственные внутренние усилия ребёнка на самосовершенствование, мобилизацию личностных ресурсов. Стремлюсь создать благоприятные условия для формирования у детей не только знаний, умений, навыков, но и самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу, свободы поведения и самооценки. Общаясь с детьми, стараюсь обеспечить психологический комфорт. Проявляю уважение к интересам, желаниям и потребностям ребёнка.
Я считаю актуальным развитие коммуникативных навыков у подростков, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом.
В центр поступают подростки, для которых общение со сверстниками является наибольшей ценностью, осваивая лишь такие его формы, как вербальная или физическая агрессия. Для формирование у воспитанников положительных коммуникативных навыков, умения сотрудничать и сплочения коллектива я использую тренинг общения для подростков "Мы умеем общаться".
Считаю важным развивать у детей творческие способности. За период нахождения в центре ребята учатся рисовать, лепить, выполнять поделки из различных материалов. Это позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию познавательной активности. У них совершенствуется мышление, воспитывается любовь к прекрасному, чуткость в жизни. Все работы детей фиксируются на фотографиях, поделки расставляются на стендах, хранятся в индивидуальных портфолио. Мои воспитанники успешно участвуют в международных, всероссийских, региональных конкурсах, занимают призовые места.
У детей школьного возраста, я стараюсь сформировать потребность и желание быть успешными, и для этого необходимо учиться. Поступающие в центр дети обычно педагогически запущены. Они имеют низкую успеваемость по причине частых пропусков уроков, ненадлежащего контроля и отсутствия помощи в выполнении домашних заданий со стороны родителей. В целях улучшения качества знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам регулярно оказываю помощь воспитанникам в приготовлении домашних заданий, провожу дополнительные индивидуальные занятия по восполнению пробелов в знаниях по школьным предметам. На занятиях создаю ситуацию успеха через выполнение посильных заданий для всех воспитанников. Создаю положительный эмоциональный настрой, через создание доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества. Я стараюсь отметить даже самое небольшое достижение, ведь мотивация к обучению в этом случае будет только повышаться.
Большое значение в своей работе уделяю профилактике самовольных уходов, противоправного поведения, алкоголизма и наркомании. В данное время в центре реализуется мною разработанный проект по правовому воспитанию дошкольников «Большие права – маленьким детям». С детьми школьного возраста провожу тематические недели, использую электронные презентации о вреде курения, алкоголизма, наркомании, показываю социальные видеоролики. Совместно с психологом и медицинским работником центра организую беседы, по данной проблеме с последующим обсуждением. Для профилактики самовольных уходов и асоциального поведения мною ведется индивидуальная работа. Я использую метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков) и метод переключения (занятие воспитанников творчеством, трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).
Я осуществляю мероприятия, направленные на профориентацию воспитанников, так как она способствует социализации личности и выбору будущей профессии. У детей, находящихся в центре не сформированы представления о профессиях, о человеке труда. Моя задача - познакомить детей с миром профессий, с учебными заведениями. Я организую занятия, викторины, сюжетно-ролевые игры по данной тематике. Для дошкольников мною реализован проект «Профессия повар», для детей школьного возраста, я совместно с коллегой разработала программу по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии». Для подростков, стоящих перед выбором профессии, провожу индивидуальные и групповые консультации, тестирование с целью выявления профессиональных склонностей и возможностей, знакомлю с рынком образовательных услуг города.
Дети находятся в нашем центре недолго (от 3-х до 6-и месяцев) и отследить результат воспитательного воздействия достаточно сложно, но положительная динамика наблюдается практически всегда:
- повышение уровня социализации;
- сглаживаются поведенческие отклонения (агрессивность, упрямство, лживость);
- повышение уровня культурного поведения и коммуникативных навыков;
- ребята школьного возраста начинают контролировать свое поведение и осознавать свои эмоции и мотивы поведения, а также понимать мотивы, чувства и поведение других людей;
- повышение учебной мотивации, улучшение знаний по школьным предметам;
- повышение познавательной активности;
- раскрывается творческий потенциал;
- дети учатся преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться;
- по отношению к взрослым и другим воспитанникам ребята стали относится уважительнее, увереннее, добрее.
Я работаю в тесном сотрудничестве с педагогами центра, делюсь своим накопленным опытом с коллегами, выступаю с докладами и сообщениями на заседаниях МО и консультациях для воспитателей. Я активно пользуюсь Интернет-ресурсами, а так же привлекаю и помогаю своим коллегам. Я успешно участвую в международных, всероссийских, региональных конкурсах, семинарах, вебинарах, конференциях, публикую свои разработки и конспекты непосредственной образовательной деятельности.
Как современный педагог стараюсь занимать активную жизненную позицию. Принимаю активное участие во всех культурно-массовых мероприятиях центра.
В дальнейшем планирую продолжить свою работу в центре социальной помощи семье и детям, продолжать повышать профессиональное мастерство через посещение онлайн мастер – классов, открытых занятий, методических объединений, изучение новинок методической литературы, участие в вебинарах, семинарах и т. п.
Работа, которую я выполняю, приносит мне огромное удовольствие. Я считаю себя искренним, позитивным и добрым человеком и это помогает мне достигать взаимопонимания с детьми. Мне хочется верить, что мои воспитанники, за время нахождение в центре, становятся богаче умом, добрее сердцем, с развитым стремлением познавать и трудиться.