Нина Беляева
Педагогическое просвещение родителей дошкольников через разные формы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта
В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Публикация «Педагогическое просвещение родителей дошкольников через разные формы работы» размещена в разделах
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, социального педагога, психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
(2 слайд) Поэтому объектом данного исследования является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения.
Цель: Повышение родительской активности через использование разных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.
(3 слайд) Для достижения цели были поставлены задачи:
- изучить потребности родителей;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, повышать правовую культуру путем использования различных форм и методов;
- установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимо- поддержки.
Для успешного решения задач работа с семьями дошкольников была организована на основе следующих принципов:
- корректирующего воздействия в вопросах воспитания детей в семье,
- взаимодополняющего воздействия детского сада и семьи на детей,
- организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей в детском саду.
Новизна опыта заключается в использовании разнообразных форм (как традиционных, так и не традиционных) и методов, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающих преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.
Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания.
Для дифференциации просветительской работы социальный педагог проводит анкетирование родителей, составляет характеристики категорий семей.
(4 слайд) Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих:
- помощь в образовании,
- психологическую помощь,
- посредническую.
Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Вот почему главные усилия социального педагога и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны иметь следующие направления:
- улучшение семейного микроклимата;
- формирование положительных взаимоотношений в семье;
- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.
Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.
(5 слайд) Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующее:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;
- составление плана совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода социального педагога и воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.
(6 слайд) Таковыми являются:
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
(7 слайд) Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенному плану изучения семьи:
1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия, психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения).
2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания, участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной) .
После изучения семей необходимо составление «Социального паспорта» с целью корректировки педагогического воздействия.
(8 слайд) Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:
1. Анкетирование родителей;
2. Анкетирование воспитателей;
3. Тестирование родителей;
4. Индивидуальные беседы с родителями;
5. Индивидуальные беседы с детьми;
6. Посещение семьи ребенка;
7. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.
8. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.
Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.
(9 слайд) В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
- наглядная пропаганда,
- посещение семей,
- родительские собрания,
- беседы и консультации,
- анкетирование,
- дни открытых дверей,
- круглые столы,
- организация деловых игр и другие.
(10 слайд) Эффективность разных форм работы и использование новых методов я решила проверить, провела тестирование родителей детей детского сада с целью выявления степени их участия в воспитательном процессе, используя тест: (на слайде)
(11 слайд) По результатам проведённого теста родители поделились на три группы. Первую группу отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры, проявляющийся в общении родителей с детьми; серьезное отношение к воспитанию детей. Вторая группа - со средним уровнем образованности и культуры родителей. Третью группу можно отнести к группе риска. В этой группе каждый член семьи живет своей жизнью, у каждого свой круг интересов; родителей отличает низкий уровень психолого-педагогической осведомленности.
Для вовлечения родителей в жизнь детей и детского сада, для повышения их педагогической культуры из многих форм работы мною использовались следующие активные формы :
(12 слайд)
1. Встреча с родителями «Педагогический калейдоскоп»
Родителям предлагались различные проблемные ситуации, решение которых требовало от них знания педагогических основ воспитания детей, их психологии.
(13 слайд)
2. «Вечер вопросов и ответов»
Темой была выбрана актуальная проблема правильное сбалансированное питание детей в семье. Заранее, к родительскому собранию, были собраны интересующие родителей вопросы (проведено анкетирование). Была проведена консультация психолога “Что делать, если у ребёнка нет аппетита”. Презентация детских блюд (силами родителей, разработаны памятки для родителей.
(14 слайд)
3. На семинаре-практикуме на тему «В семье появился второй ребёнок», были раскрыты вопросы взаимоотношения детей в семье, взаимоотношения родителей и детей, решались педагогические ситуации. Родителям также были предложены пабятки.
(15 слайд)
4. Викторина по правовому просвещению включала в себя множество вопросов по правам ребёнка. Мною были затронуты вопросы жестокого обращения с детьми.
(16 слайд)
5. Брей-ринг по пожарной безопасности проводился совместно с сотрудником пожарной части.
(17 слайд)
6. На родительском собрании : «Скоро в школу». Выступили педагог-психолог с консультацией «Психологическая готовность ребёнка к школе», учитель начальных классов с вопросами школьной адаптации, разработана памятка для родителей «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»
Кроме этого оформлено множество консультаций и памяток по разным темам, выпущена газета «Мама, папа, я» по правовому просвещению и повышению родительской ответственности и педагогической грамотности в вопросах воспитания.
(18слайд) Результатом опыта работы с родителями дошкольников являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей посещающих родительские собрания. Родителям был предложен тот же самый тест, что и вначале исследования. Результаты повторного тестирования показали, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос.
(19 слайд) Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать следующее:
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний и практических навыков.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение общепедагогических и специфических условий.
Критерием эффективности вариативного использования разных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к занятиям детей, активное участие на родительских собраниях в анализе педагогических ситуаций, дискуссиях. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ.