Татьяна Романова
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Романова Татьяна Анатольевна, в 2013 году окончила «Иркутский региональный колледж педагогического образования» по специальности социальный педагог, воспитатель.
В МБДОУ г. Иркутска № 102 работаю с 2009 года. Стаж педагогической деятельности 4 года, в данном учреждении работаю 5 лет. Во время своей педагогической деятельности прошла повышение квалификации: в 2011 году, ОГОУ ДПО «Иркутский ИПКРО», «Современные стратегии реализации дошкольного образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», 72 часа; в 2012 год, ОГОБУ СПО ИРКПО», «Информационные компьютерные технологии в дошкольных образовательных учреждениях», 72 часа.
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя» размещена в разделах
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В своей работе использую основные нормативные документы, регламентирующие педагогическую деятельность :
1. Декларация прав ребенка;
2. Федеральный закон от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Постановление от 15.05.2013 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования от 01.01.2014 г. ;
5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1044 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования.
Приоритетным направлением в своей работе я выбрала тему: «Развитие творческого воображения у детей в изобразительной деятельности методами нетрадиционного рисования».
Актуальность моего направления: у детей слабо развита мелкая моторика рук и тактильное восприятие, слабо развито мышление, творчество, воображение, неуверенность и чувство страха в своих творческих возможностях. Дети в неполной мере могут выразить свои эмоции, и чувства в рисунке.
Использование нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, создают ситуацию успеха, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, проявление самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Цель: подобрать и реализовать на практике занятия по развитию творческого воображения у детей методами нетрадиционного рисования.
И поставила перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть в психолого-педагогической литературе проблему развития творческого воображения методами нетрадиционного рисования;
2. Определить начальные знания, умения и навыки детей в изобразительной деятельности средствами нетрадиционного рисования;
3. Составить перспективное планирование, подобрать необходимые методы и приемы в изобразительной деятельности детей;
4. Выявить эффективность проведенной работы по применению нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения.
Использование нетрадиционных техник рисования не утомляют до-школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для буду-щего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому я выделила такие педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающую технологию Л. В. Гаврючиной, рассматривающую систему воспитательно-оздоровительных и профилактических мероприятий, которые снижают заболеваемость детей; создают условия для их своевременного и полноценного психического развития; обеспечивают каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
2. Игровую технологию Н. В. Бордовского. У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
Также в своей работе опираюсь на методику Р. Г. Казаковой по развитию творческого воображения ребенка средствами нетрадиционных художественных техник. Данная методика способствует развитию у дошкольника мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости, а так же способствует становлению детского творчества.
Работая, с детьми выделила следующие формы организации:
1. Педагогические мероприятия;
2. Целевые прогулки;
3. Экскурсии;
4. Фотовыставки;
5. Конкурсы.
Также определила методы и приемы:
1. Проблемные ситуации;
2. Беседа;
3. Путешествия по сказкам;
4. Сюрпризные моменты;
5. Наблюдения и др.
Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, сме-лее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаю с их родителями. И я ис-пользую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провела для родителей ряд консультаций на темы «Учимся рисовать дома», «У истоков творчества», «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству». Разработала листы-рекомендации и советы как организовать художественно - изобразительную деятельность ребенка дома. Мною был проведен семинар-практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, игровые тренинги, фотовыставки. Для родителей в 2013 г. организовала родительскую гостиную под названием «Творческое воображение в жизни ребенка».
Распространяю свой опыт работы в педагогических советах в ДОУ: в 2011 году, выступила с проектом по теме «Сотрудничество с родителями в рамках работы по здоровьесбережению»; в 2012 году, провела семинар «Социализация детей в среднем возрасте»; в 2012 году выступила с докладом «Развитие воображения дошкольников посредствам нетрадиционных техник рисования»; в 2013году провела семинар-практикум на тему «Какими навыками должен обладать дошкольник для творчества». Для педагогов составила консультации: «Как познакомить дошкольника с техникой нетрадиционного рисования», «Игры на листе бумаги или открой в себе художника» и другие В детском саду провела серию открытых мероприятий: «Я шагаю по ковру из осенних листьев», «Животные, которые я сам придумал», «Я в волшебном лесу», «Я слепил снеговика».
Для решения поставленных задач определила свою работу в перспек-тивном плане с использованием методов нетрадиционного рисования с це-лью развития творческого воображения у детей. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе игровым, спортивным и оздоровительным инвентарем, которое обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность детей, также эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением и возможность самовыражения детей.
В работе с дошкольниками использую разные нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск печатками из картофеля, обрывание бумаги, оттиск поролоном, восковые мелки +акварель, свеча+акварель, монотипия предметная, печать по трафарету, метод кляксография и другие.
Используя данные методы, ребенок получает неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учиться видеть в неожиданных сочетаниях цветов, пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых и погрузиться в удивительный мир творчества.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в различных творческих городских, интернет и в ДОУ конкурсах и соревнованиях. Дети награждены грамотами, дипломами лауреата и дипломами победителя.
В ходе своей педагогической деятельности написала статью «Взаимо-действие педагога с родителями в процессе подготовки детей к школе», ко-торая вошла в сборник «Партнерство семьи и детского сада – шаг к успеху в становлении личности ребенка». Участвовала на конференции по теме «Поликультурное образование детей дошкольного возраста: от исследовательского поиска к инновационному проектированию». Создала на сайте блог, где выложила статью на тему «Творческое воображение средствами нетрадиционного рисования». Разместила электронное портфолио на международном образовательном портале Маам.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. В своей педагогической деятельности не останавливаюсь на достигнутом, интересуюсь новинками методической и психологической литературы, внедряю в практику интересный передовой опыт педагогов, педагогические технологии.
Трудность в моей педагогической деятельности является, незнание в полной мере психологического подхода решения проблем творческого воображения.
В перспективе наметила разработку совместно с психологом программы по развитию творческого воображения через нетрадиционное рисование. Активно использовать профессиональный блог в обобщении и распространении своего опыта.