Светлана Овчинникова
Самообразование — одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). (Слайд №2)
Условия профессионального роста (Слайд №3)
Публикация «Самообразование — одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности воспитателя» размещена в разделах
- Все профессии нужны, все профессии важны. Конспекты занятий
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
Обзор в Интернете
Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.
Участие в конкурсах в Интернете.
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».
Моя самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Темой моей работы по самообразованию является : (Слайд №4)
ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. (Слайд №5) Цель и актуальность.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ : Эта тема для меня важна,потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии, а дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять,активизировать свой словарь. Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря велика. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу. Поэтому развитие словаря у дошкольников является важной задачей развития речи. По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность- предметы (их особенности, свойства, качества, он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки несущественны, но эмоционально значимы для ребенка. Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека. Эти особенности в развитии словаря позволили мне определить следующие задачи словарной работы: (Слайд №6, (Слайд №7)
1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает: а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям; б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.
3. Активизация словаря, т. е не только знание слов, но и введение их в практику общения.
(Слайд №8)
Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря я в своей работе широко использую дидактические игры. Содержание игр определяется программой «Детство», оно связано с содержанием занятий и наблюдениями. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей,причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях, по разным разделам программы. (Слайд №9)
Например, в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду. Некоторые игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. Из д/и с сюжетом следует отметить игры- инсценировки- показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая, задача (угадать из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заменить изменения, которые произошли на сцене. В д/и «Что изменилось?», «Назови правильно», «Не ошибись» и др. ребенок совершенствует словарный запас, формируется интерес к словарной деятельности. Словарь дошкольника на четвертом году жизни по- прежнему пополняется названиями предметов обихода (посуды, мебели, одежды, игрушек, транспорта и др.) Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Дошкольников знакомят с названиями предметов, с их назначением, особенностями строения. Формируют умение различать материалы (глина, бумага, ткань, древесина). Вычленять их качества и свойства, определять соответствие материала, из которого сделан предмет, его назначению. (Слайд №10)
Для реализации словарной работы я использую дидактические игры, как на НОД, так и в самостоятельной деятельности детей, поэтому рассматривая с детьми предмет, помогаю определить и назвать его размер и цвет, воспитываю умение ориентироваться во времени и пространстве, используя соответствующий словарь (вперед, назад, утро, день, вечер, сначала, потом и др.) в играх «Когда это бывает», «Не ошибись», «Что сначала, что потом». (Слайд №11)
Для своей работы я составила перспективный план по которому в течение года реализую поставленные задачи по обогащению и активизации словаря с помощью дидактических игр (См. Приложение). Также мной была изучена соответствующая литература: Швайко Т. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», Ушакова О. С. «Придумай слово», Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи в детском саду», Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом», Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду», Струнина Е. М. «Влияние словарной работы на связность речи»// Дошкольное воспитание -1981№2, Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников», Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду», М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» др. Система моей работы по развитию словаря через д/ и представлена следующим образом: создание предметно – развивающей среды; взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями.
Вывод: С начала года проведенная работа по самообразованию по теме : «Обогащение и активизация словаря детей с помощью дидактических игр» показала, что в ходе дидактических игр - игровой деятельности у детей расширился словарный запас, они освоили элементарные понятия и слова, их обозначающие. Для решения поставленных задач в группе была создана развивающая среда, подобраны дидактические игры в соответствии с возрастом детей, изучена литература, составлен перспективный план работы на год. В результате проведенной работы дети стали активно употреблять в речи слова обозначающие действия, качества и свойства предметов, называть некоторые материалы (песок, бумага, использовать слова обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, корова, медведь, заяц, лиса и др.) К концу года дети закрепили полученные навыки, используют в разговорной практике необходимые для успешного общения слова, связанные с культурой общения, культурой поведения, бытовой и игровой практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями. Таким образом, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста, которая обеспечивает эффективный результат усвоения знаний, умений, навыков, поэтому я считаю, что овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку : «не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи», - писал Л. С. Выготский. (Слайд №12)
В дальнейшем я планирую продолжить свою работу по данной теме т. к. современное развитие словаря является одним из важных факторов подготовки ребенка к школьному обучению.
(Слайд №13)
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
(Слайд №13,14)-используемые ресурсы.