Елена Тюкова
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования на занятиях, праздниках, досугах
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Проведенные исследования показывают, что современные дети отличаются низким уровнем ловкости, быстроты, силы и выносливости, слабым развитием двигательных навыков и умений – все это имеет место быть в силу сложившегося «двигательного дефицита». Ведь ни для кого не секрет, что дети большую часть времени проводят в статичном сидячем положении (за столами, у телевизора или компьютера, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, гораздо ниже установленной нормы. Особенно это характерно для детей старшего возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе.
Публикация «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования на занятиях, праздниках, досугах» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм ребё нка: увеличивается статическая нагрузка на разные группы мышц, снижается сила, работоспособность мускулатуры и сопротивляемость инфекционным заболеваниям. Недостаточная сформированность двигательной сферы дошкольников препятствует приобретению необходимого двигательного опыта, печально отражается не только на состоянии их здоровья, но и на уровне развития основных интеллектуальных и личностных качеств.
Практический опыт работы с дошкольниками доказывает, что качественно и с удовольствием они выполняют лишь то, что их привлекает и запоминают только то, что им интересно.
Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды в дошкольном учреждении.
Ведь всем известно, что спортивный зал детского сада имеет стандартное наполнение готовыми промышленными атрибутами, которые в большинстве своем уже не вызывают должного интереса у дошкольников, а значит и не всегда полноценно могут удовлетворить их потребность в движениях.
Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможности приобрести нужное дорогостоящее оборудование; желание, несмотря ни на что, сделать физкультурные занятия, праздники, досуги занимательными и эффективными, разнообразными и увлекательными, побудили меня к поиску новых форм работы.
Исходя из этого, передо мною встала задача: расширение предметно-пространственной среды физкультурного зала путем создания нового нетрадиционного физкультурного оборудования. Разработка и внедрение в образовательный процесс оригинальных авторских моделей и конструкций, которые внесут разнообразие во все виды физкультурно-оздоровительной работы, придадут им необходимую эмоциональную окраску, обогатят двигательную деятельность, позволят шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания.
Все успешно используемое мною в работе с детьми нетрадиционное физкультурное оборудование выполнено своими руками, мобильно, соответствует требованиям техники безопасности, поддается санитарной обработке. Так же доступно для детей разной физической подготовленности.
Для изготовления нетрадиционного оборудования использованы различные материалы : фанера, ткань, линолеум, веревки, пластиковые бутылочки, и др. материалы.
Направления работы:
В своей работе я определила следующие направления:
- Создание условий для овладения основными движениями, развития физических качеств и повышения двигательной активности детей в ДОУ
- Повышение педагогического мастерства
- Воспитание у дошкольников интереса к физкультурным занятиям, праздникам, досугам
- Сотрудничество с другими ДОУ, школой, родителями
Основные идеи:
- Создание условий для совершенствования физического развития детей в ДОУ, с помощью использования на физкультурных занятиях, праздниках, досугах нетрадиционного физкультурного оборудования
- Развитие физических качеств детей: скоростно-силовых, гибкости, выносливости, равновесия, ловкости, быстроты, координации движений
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
- Развитие эмоциональной сферы детей и взрослых в процессе совместной деятельности
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
Основные принципы использования нетрадиционного оборудования :
1. Принцип систематичности и последовательности.
2. Принцип доступности
3. Принцип наглядности.
4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
5. Принцип активности
6. Принцип координации деятельности педагогов, специалистов и родителей. Предполагает сотрудничество воспитателей, инструктора по физической культуре и родителей в достижении общей цели.
Цель моей работы:
Совершенствование физического развития детей с помощью использования на физкультурных занятиях, праздниках, досугах нетрадиционного физкультурного оборудования.
Задачи, которые стоят передо мной - это:
1. Приобщать детей к здоровому образу жизни.
2. Обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями)
3. Развивать физические качества и двигательные способности
4. Развивать творческое воображение, фантазию при использовании нетрадиционного оборудования
5. Воспитывать устойчивый интерес к физкультурным занятиям, праздникам, досугам
6. Содействовать развитию положительных эмоций, умению общаться со сверстниками, взаимопониманию и сопереживанию
Для успешного решения этих задач мною была разработана следующая педагогическая стратегия:
1. Провести теоретический анализ методической литературы, опыт работы коллег в интернете, посвященной данной теме
2. Составить план мероприятий по данной теме (Физкультурные занятия, праздники, досуги, комплексы общеразвивающих упражнений)
3. Изготовить нетрадиционное физкультурное оборудование
4. Подобрать методики, пригодные для диагностики физических качеств у дошкольников
5. Провести оценку и анализ результатов, полученных в результате проведенных диагностических срезов
6. Повысить эффективность взаимодействия «ребенок-родитель-инструктор по физической культуре» за счет использования различных форм работы с родителями
Диагностика развития:
С целью выявления развития физических качеств каждого ребенка мною была разработана диагностика физического развития дошкольников. В перечень обязательных тестовых упражнений входили такие нормативы показателей физической подготовленности детей: координация движений (подбрасывание и ловля мяча); ловкость (преодоление «полосы препятствий»); скоростно–силовые качества (прыжок в длину с места); быстрота (бег на 30 метров); выносливость (метание на дальность теннисного мячика); гибкость (наклон туловища вперед из положения стоя); равновесие (определение статического равновесия в течение определенного времени).
В начале и в конце каждого учебного года мною была проведена исследовательская работа.
Из диагностики, проведенной в самом начале исследования видно, что у детей такие физические качества, как скоростно-силовые, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, выносливость, гибкость развиты на недостаточно высоком уровне.
Проведение физкультурных занятий с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования, а так же использование оборудования во время проведения физкультурных праздников, досугов, а так же в самостоятельной двигательной деятельности детей способствовали развитию физических качеств дошкольников.
Результаты, проведенной диагностики в конце года, наглядно показывают более высокий уровень развития физических качеств.
Таким образом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить то, что использование нетрадиционного физкультурного оборудования на физкультурных занятиях, праздниках, досугах с детьми дошкольного возраста обеспечивает динамику развития физических качеств детей. Динамика развития представлена в моей работе в виде диаграмм.
Также у дошкольников было выявлено повышение двигательной активности, появление изобретательности в самостоятельной двигательной деятельности, развитие у детей положительных эмоций, желания заниматься физкультурой.
Перспективный план:
Мною был составлен перспективный план, в котором было отражено использование в работе различного нетрадиционного физкультурного оборудования. Так же был составлен план физкультурных праздников, досугов с использованием нетрадиционного оборудования.
Занятия :
Одной из наиболее популярных форм по организации использования в работе нетрадиционного физкультурного оборудования, является занятие. Мною были разработаны конспекты физкультурных сюжетно-игровых занятий с использованием нетрадиционного оборудования. Темы занятий различны : «На встречу с Весною», «Цирковое представление», «Путешествие на сказочную планету» и т. д. Веселые сказочные персонажи, красочное оборудование, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию психологического комфорта, желание заниматься физическими упражнениями.
Кроме сюжетно-игровых занятий, я провожу занятия по традиционной схеме; занятия-тренировки в основных видах движений; занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей; занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных видов движений.
На физкультурных занятиях использую различные методы и приемы:
1. Организационные:
Наглядные (показ, помощь)
Словесные (описание, объяснение, название упражнений)
Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений)
2. Мотивационные (убеждение, поощрение)
Физкультурные праздники, досуги :
Мною были разработаны конспекты физкультурных праздников, досугов с использованием нетрадиционного оборудования, которые успешно применяются на практике. Темы физкультурных мероприятий различны: «Зов джунглей», «Веселые старты», «Путешествие на планету Здоровья» и т. д. Проведение физкультурных праздников, досугов с использованием нетрадиционного оборудования делают мероприятия более яркими, красочными и интересными. Дети с удовольствием выполняют задания сказочных персонажей, путешествуют по станциям, соревнуются.
Самостоятельная двигательная деятельность детей:
Я считаю, что должно быть отведено место и время в режиме для самостоятельной двигательной деятельности детей. Одним из путей активизации самостоятельной двигательной деятельности, является создание предметной среды. Я уверена, что важно создать в группе обстановку для самостоятельной двигательной активности детей. В нашем детском саду по просьбе коллег я помогаю создавать в группах физкультурные уголки или "Уголки здоровья", соответствующие возрасту детей, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нетрадиционное, изготовленное педагогами и родителями (гантели, разноцветные плоскостные круги, кольцебросы, «дорожки Здоровья», тканевые султанчики, классики, мягкие мишени, разноцветные флажки, косички и т. д).
Нетрадиционное оборудование используется в нашем детском саду во всех видах физкультурно-оздоровительной работы : во время проведения утренней гимнастики, в игровой деятельности и т. п.
Обобщение и распространение педагогического опыта:
Проведение мастер-классов:
Мною был организован и проведен для педагогов Гатчинского района мастер-класс на тему: «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в непосредственно-образовательной деятельности, на физкультурных праздниках, досугах для развития физических качеств и повышения двигательной активности детей».
В ходе мастер-класса я поделилась с присутствующими коллегами своими авторскими наработками по данной теме. Дети активно демонстрировали «мягкий бильярд», «лягушек» для метания, «солнышко» для выполнения комплексов ОРУ и другое оборудование, изготовленное мною.
Проведенный мастер-класс способствовал развитию творческого потенциала присутствующих педагогов, их профессионального мастерства, повышению теоретического и практического уровня профессиональной компетенции в вопросах эффективного использования нетрадиционного оборудования.
Обмен опытом у меня происходит не только с воспитателями, но и с родителями. Чтобы родители больше знали о нетрадиционном физкультурном оборудовании, я подготовила и провела для родителей детей, посещающих ДОУ, мастер-класс на общем родительском собрании. В ходе мероприятия я познакомила родителей с используемым в работе с дошкольниками нетрадиционным физкультурным оборудованием. Дети активно демонстрировали нетрадиционное оборудование, изготовленное мною.
Так же с родителями проводилась следующая работа:
1. - консультация «Спортивный уголок дома»
2. - размещение памяток для родителей в информационном уголке «Растем здоровыми и крепкими»
3. - составление фотоочерка о своей семье «Активный отдых в выходные дни»
4. - консультация «Нетрадиционное оборудование для развития двигательной активности детей»
5. - семинар-практикум «Как изготовить интересное нетрадиционное оборудование своими руками».
6. – проведение совместных музыкально-спортивных праздников
Выступления на педагогических советах:
Накопленный опыт моей работы был представлен коллегам ДОУ. Я постаралась заинтересовать их тематикой моей работы. Так, на педагогическом совете я представила их вниманию презентацию долгосрочного проекта на тему: ««Использование нетрадиционного физкультурного оборудования на физкультурных праздниках, досугах для повышения двигательной активности детей 6-7 лет».
Публикации в социальных сетях:
С накопленным опытом работы я делюсь с коллегами на страницах личных сайтов в социальных сетях, так же принимаю участие в конкурсах профессионального мастерства разных уровней:
1. Конкурс ««Нестандартное физкультурное оборудование в ДОУ»
Сайт для воспитателей детских садов
https://vospitateljam.ru/ - Диплом III степени
2. Конкурс «Детские сады детям»
Номинация «Лучший профессионал детского сада»
Партия «Единая Россия» - Сертификат участия
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты моей работы:
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей
- Развитие физических качеств, двигательной активности детей
- Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни
Перспективы развития опыта:
В планах на следующий год:
- Продолжить пополнять коллекцию нетрадиционного физкультурного оборудования
- Провести семинары-практикумы с коллегами по использованию нетрадиционного оборудования в двигательной деятельности детей
- Разработать конспекты физкультурных занятий с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования в сочетании с разнообразными нетрадиционными средствами оздоровления дошкольников
- Продолжить проводить совместные физкультурные праздники, досуги с участием детей и родителей
- Установление более тесного сотрудничества с другими ДОУ и школой
- Продолжить участие в конкурсах профессионального мастерства разного уровня
Продолжить работу по самообразованию:
- Продолжить работу по накоплению опыта работы по данной теме
Вывод по теме:
Мне еще ни разу не приходилось разочаровываться в выбранном мною направлению работы с детьми. Использование на физкультурных занятиях, праздниках, досугах нетрадиционного физкультурного оборудования увлекает детей, способствует активизации их двигательной сферы. У дошкольников существенно возрос интерес к разнообразным видам двигательным действий, появилась изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности.
От занятий с использованием нетрадиционного оборудования дети получают эмоциональный подъем, ярко проявляют свои творческие способности, выявляют у себя позитивные качества характера, такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, излучают энергию, бодрость, которые возвращаются ко мне по принципу бумеранга.
Из всего вышесказанного неизменно следует, что поставленная цель достигнута, задачи реализованы в полной мере.