Сватлана Буракова
Самоанализ по реализации образовательной области «Музыка» в первом полугодие 2019–2020 г
▼ Скачать + Заказать документы
по реализации образовательной области «Музыка»
в первом полугодии 2019 – 2020 учебного года
музыкального руководителя Бураковой С. А
первая квалификационная категория
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыкальное развитие
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
В настоящее время, когда федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации (далее ФГОС) утверждены, а примерные программы все чаще находятся в стадии разработки и апробации, работники дошкольных учреждений испытывают определенные трудности. Внедрение всего нового – дело трудное, требует творчества, инициативы, оптимизма в работе, неиссякаемой энергии.
Новые требования обязывают нас строить свою образовательную деятельность в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации музыкально – художественной деятельности, должна быть направлена на решение следующих задач:
• Приобщение к музыкальному искусству;
• Развитие музыкальности детей;
• Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Необходимо предусматривать различные формы решения программных задач музыкально – художественного воспитания по основным разделам образовательной деятельности :
• В совместной деятельности педагогов и детей;
• В совместной деятельности с семьей;
• В самостоятельной деятельности детей;
• При организации режимных моментов.
Для этого мы разрабатываем новые формы планирования образовательной деятельности.
Нам, музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Итак, как же интегрирует образовательная область «Музыка» с другими областями.
• Как их содержательная часть, разновидность наглядного метода. (Музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского, в разделе «Социализация»);
• Как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоциональности восприятия литературного образа Золушки);
• Как средство обогащения образовательного процесса (например, физкультура под музыку, рисование под музыку);
• Как средство организации образовательного процесса. В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны.
Например:
1. «Социализация» - «Музыка». Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки.
2. «Коммуникация» - «Музыка». Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев.
3. «Познание» - «Музыка». Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений.
4. «Чтение художественной литературы» - «Музыка». Использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам.
5. «Художественное творчество» - «Музыка». Использование умений, характерных для художественного творчества, с целью наглядного выражения результатов восприятия музыки.
Для решения поставленных задач и интеграции образовательных областей я использую в своей работе театрализацию, которая позволяет сочетать в себе разные виды художественной деятельности, различные виды искусства: литературные произведения, изобразительное искусство, театр. Ведь именно музыкально – театрализованные игры являются одним из методов воспитания и обучения, одной из форм организации детей, рассматривается как деятельность «внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.» Театрализация эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных творческих способностей, а также при условии применения высокохудожественного репертуара – развития эстетических эмоций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и в жизни.
Для формирования у детей устойчивого интереса к музыкальной деятельности, восприятию музыки, накопления музыкальных впечатлений я использую методические пособия и демонстрационный материал, изготовленный своими руками. Создан кружок танца и ритмопластики «Звездочки» в рамках работы с одаренными детьми. Для этого составила перспективный годовой план кружковой работы, разбив практический материал по кварталам.
Систематически вводила слушание с детьми знакомых музыкальных произведений, полюбившихся детям; просмотр мультфильмов и видеофильмов на музыку П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича и других композиторов; звучание музыки служило фоном во время рисования, проведения тематических музыкальных вечеров, бесед-концертов, театральных постановок и других режимных моментов. Собрала фонотеку классической русской и зарубежной музыки, видеозаписи опер и балетов П. И. Чайковского, С. Прокофьева, Ф. Мендельсона, В. Моцарта и других композиторов. Использовала данный материал на занятиях и развлечениях.
Также собрала ряд художественных репродукций, которые использовала на занятиях для сравнения музыкальных произведений с картиной в плане общности и ли различия выраженных в них настроений. Вводила кукольные персонажи, с которыми дети охотно разговаривали, отвечали на вопросы, делились впечатлениями.
Разрабатываю планирование образовательной деятельности «Музыка» с учетом новых федеральных государственных требований. Веду тесное сотрудничество с коллегами по всей стране через педагогический форум NUMI, и была награждена за активное участие дипломом.
Разрабатываю критерии оценки уровня сформированности музыкальной культуры, выбрала следующие компоненты: эмоциональная отзывчивость на музыку, мышление, воображение, целостное и дифференцированное восприятие музыки, музыкальную память.
В результате проведенной мною работы повысился интерес детей к слушанию музыки, расширился их "интонационный словарь". Дети научились вслушиваться в музыку, размышлять о ней, анализировать и понимать выраженные в ней чувства, овладели приемами образного мышления, У детей сформировались основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры.
Большую работу веду по самообразованию, овладеваю современным содержанием воспитательно-образовательного процесса в обучении и воспитании дошкольников.
Свою работу планирую с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития творческой, активной личности, способной к самопознанию и самореализации в изменяющейся среде. Знания, умения и навыки, которые получают мои дошкольники, я рассматриваю не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. С этой целью на моих занятиях создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность. Свою деятельность строю на основе сотрудничества, опираясь на современные технологии развивающего обучения и воспитания детей.
За данный период проведены следующие мероприятия:
1. Тематические календарные праздники во всех возрастных группах;
2. Посещение родительских собраний, проведение консультаций по таким вопросам, как «Коррекционная ритмика, как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР», «Музыкальное воспитание детей с задержкой психического развития», Использование музыкально – игровых методов для развития художественно – творческих способностей детей с ЗПР» и д. р.
3. Разработана рабочая программа по музыкальному воспитанию с учетом ФГОС.