Букова Наталья Владимировна
Самоанализ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Я, Букова Наталья Владимировна, имею высшее специальное образование по специальности «Социальная педагогика». В 2008 году окончила «Новосибирский государственный педагогический университет». Мой стаж педагогической работы 3 года. С 2014 года работаю воспитателем в МАДОУ №102. Моя группа № 3 «Паровозик» состоит из 30 человек. Она сформирована в сентябре 2014 года. В настоящее время - это средняя группа 4-5 лет.
Публикация «Самоанализ „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Самоанализ
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Учитывая проблему адаптации детей в социуме, недостаточное развитие коммуникативных способностей, низкий уровень семейного воспитания, слабо развитое чувство патриотизма и любви к Родине у современных молодых родителей наших воспитанников, а также изучив современные требования к образовательной деятельности, одним из приоритетных направлений моей работы с детьми стало создания условий для социально-коммуникативного развития.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделено четыре направления:
1. Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.
2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
3. Трудовое воспитание.
4. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Одним из приоритетных направлений в своей работе я выделила нравственно-патриотическое воспитание.
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему», сказал Д. С. Лихачев.
Нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Что такое патриотизм? В разные времена пытались дать определение этому понятию многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Я. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа к его великим корням, к таким вечным понятиям, как род. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Одной из задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Наш детский сад работает по Основной образовательной программе (далее ООП) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска «Детский сад №102 комбинированного вида». ООП разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Особое внимание в ООП уделяется патриотическому воспитанию, целью которого является «способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу».
Для успешной реализации работы была поставлена цель: нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Для достижения цели обозначила задачи:
-изучить педагогическую литературу по заявленной теме;
-выявить нравственно-патриотические знания детей;
-разработать систему педагогической деятельности по воспитанию патриотизма как любви к семье, родному городу, родной стране;
-обобщить и систематизировать педагогический опыт по заявленной теме.
Работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей начала с ознакомления методической литературы. В результате мониторинга были выявлены уровни нравственно-патриотических знаний детей по темам : родная семья, родной город. В итоге получены следующие результаты: у 56% детей уровень знаний низкий, 34% - средний, 10% высокий. (Приложение 1).
По результатам педагогических наблюдений была определена последовательность работы и разработан тематический план (Приложение 3).
Совместно с родителями были приобретены новые дидактические и наглядные пособия, атрибуты, связанные с государственной символикой. В группе оформлен уголок патриотического воспитания (Приложение 4).
В период с 2014-2015 учебного года работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста осуществлялась по блоку «Моя семья».
Блок - «Моя семья»
Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи.
Мною был разработан проект «Я и моя семья» (Приложение 5).
Цель проекта : формирование у детей первоначальных представлений о семье, воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
- Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи,
- учить проявлять заботу о родных людях;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада.
Работа над проектом проводилась поэтапно – от накопления знаний, до практического их применения. С большим интересом дети и родители принимали участие в проекте. В группе был организован стенд «Мы такие разные», где располагались фотографии детей и их ближайших родственников, рассказы о семейных традициях, увлечениях и веселые истории (Приложение 6).
Чтобы почувствовать ребенку гордость за свою семью, увидеть интерес сверстников, дать возможность ребенку высказать свои впечатления, мы начинаем проект с рассматривания фотографий детей их семей, беседуем о семье (маме, папе, братьях, сестрах, дедушке, бабушке). Читали стихи, пословицы и поговорки о семье (Приложение 7).
С большим интересом ребята рисовали портрет своей семьи. Играли в пальчиковые, дидактические, сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Назови ласково», «Мама варит обед» и другие (Приложение 8).
Особые чувства и интерес у детей вызывает, на мой взгляд, прикосновение к истории своей семьи, которое способствует появлению у ребенка сильных эмоций, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам я провела праздничное мероприятие с участием всех семей наших воспитанников. Родители совместно с детьми придумывали герб своей семьи, составляли генеалогическое древо, оформляли альбом «Я и моя семья». (Приложение 9).
Так я решаю проблему самой первой ступени патриотического воспитания – любовь к своей семье.
В конце года был проведен мониторинг по выявлению уровня нравственно-патриотических знаний детей по теме : родная семья. В итоге получены следующие результаты: у 33% детей уровень знаний низкий, 44% - средний, 23% высокий. (Приложение 1).
В период с 2015-2016 учебного года работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста осуществлялась по блоку «Родной город». Вначале года был проведен мониторинг по выявлению уровня нравственно-патриотических знаний детей по теме : родная семья, родной город. Результаты мониторинга показали, что: у 33% детей уровень знаний низкий, 44% - средний, 23% высокий. (Приложение 1).
Блок - «Родной город»
Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю.
Мною был разработан и реализован проект «Мой город – мой дом» (Приложение 10).
Цель проекта : создать условия для развития у детей патриотических чувств, дать элементарные представления о достопримечательностях нашего города.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
-воспитывать у детей любовь к родному городу;
-сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
-развивать патриотические чувства у детей;
- активизация словарного запаса детей по данной теме;
- развивать творческие способности детей.
Для реализации проекта я подбирала много наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии с достопримечательностями нашего города. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины. Работу по ознакомлению детей с родным городом проводим вместе с родителями. На выходные дни мы просили родителей свозить детей к основным достопримечательностям города. Дети с удовольствием рассказывали о новых знаниях и делились эмоциями. Был проведен цикл бесед по темам: «Мой город»; «Город, в котором живу». Свои знания и впечатления дети отражают в творческих работах (Приложение 11).
По теме проекта были подобраны сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Детский сад», «Семья», «Экскурсия по городу», «Город», лото «Профессии», «Животные России», а также словесные игры: «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе». Знакомились со стихами, пословицами и поговорками о Родине (Приложение 12).
В группе проходила фотовыставка: «Мой город – мой дом», где принимали участие родители и дети. (Приложение 13).
Ярким событием стали совместные с родителями походы в Березовую рощу, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.
Продолжением работы по данному блоку будет знакомство с родным краем, природой, культурным наследием города, знаменитыми людьми. В перспективе, планирую продолжить работу по блоку «Родная страна», познакомить детей со столицей нашей Родины, с символами государства, важными событиями истории, спорта, культуры.
Для эффективности работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников я уделяю большое внимание организации предметно-пространственной среды. В группе создан уголок по патриотическому воспитанию. Много собранно наглядного материала, способствующего познавательному развитию и воспитанию патриотических чувств. Среда в группе постоянно меняется в соответствии с темой и интересами детей. Помимо группового помещения в своей работе использую все имеющиеся ресурсы ДОУ – комнаты для тематических занятий: «Библиотека ДО», «Русская изба», «Космос», «Мини музей детского сада». С детьми раз в неделю посещаем библиотеку ДО, посещали мини-музей, «Русскую избу», где познакомились с утварью, традициями русского народа, играми, фольклорным наследием, Космос», «Зимний сад» (Приложение 14).
В создании предметно-развивающей среды активное участие принимают родители. Первостепенным считаю информированность родителей обо всем, что происходит в группе. Для этого в приемной оборудован информационный стенд, на котором располагается необходимая и интересная информация. С целью выявления и понимания отношения родителей к патриотическому воспитанию в начале года я провела анкетирование родителей (Приложение 15). Проанализировав ответы родителей, можно сказать, что большинство из них понимают патриотическое воспитание, как воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе. Однако было выявлено, что формированию патриотических чувств у детей, воспитанию таких качеств как гордость за свою Родину в семье уделяется недостаточно внимания. Мною была организована просветительская и разъяснительная работа, использованы методы привлечения родителей к участию в совместных мероприятиях: посиделки, конкурсы, выставки. Так же, для родителей я проводила традиционные формы взаимодействия: «Круглый стол», беседы, консультации, рекомендации по интересующим их вопросам.
Традиционно каждый год в детском саду проходит выставка «Дары осени», «Лучшая новогодняя игрушка». Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами (Приложение 16).
Мною был проведён мониторинг по темам «Родная семья», «Родной город» результаты которого показали положительную динамику в развитии моих воспитанников. Высокий уровень нравственно-патриотических знаний имели 33% детей, 54% - средний, 14% - низкий. (Приложение 1).
По результатам проделанной работы в данном направлении я могу отметить следующее:
- постоянная, непрерывная работа способствует развитию нравственно-патриотических качеств в каждом ребенке;
-дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым;
-у родителей появился интерес к мероприятиям, проводимым в группе и в детском саду.
При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. От того, с какими знаниями и умениями я буду приходить ежедневно в детский коллектив, заложу ли искорки любознательности, добра и справедливости в детские сердечки, - зависит будущее наших детей, наших городов, поселков и будущее нашей страны. Я очень надеюсь, что проводимая мною работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Список литературы
1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
2. Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов.
3. Веракса Н. Е, Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. «Проекты в работе с семьей».
5. Журнал Дошкольное воспитание – 2005г., №3 «Родовое дерево».
6. Зверева О. Х., КротоваТ. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ».
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России».
8. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
9. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей».
10. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина».
11. Новицкая М. Ю. «Наследие».
12. Пашкевич Т. Д. «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет».
13. Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной»
14. Интернет ресурсы.