Папки-передвижки

Самоанализ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Букова Наталья Владимировна
Самоанализ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Я, Букова Наталья Владимировна, имею высшее специальное образование по специальности «Социальная педагогика». В 2008 году окончила «Новосибирский государственный педагогический университет». Мой стаж педагогической работы 3 года. С 2014 года работаю воспитателем в МАДОУ №102. Моя группа № 3 «Паровозик» состоит из 30 человек. Она сформирована в сентябре 2014 года. В настоящее время - это средняя группа 4-5 лет.

Публикация «Самоанализ „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности“» размещена в разделах

Учитывая проблему адаптации детей в социуме, недостаточное развитие коммуникативных способностей, низкий уровень семейного воспитания, слабо развитое чувство патриотизма и любви к Родине у современных молодых родителей наших воспитанников, а также изучив современные требования к образовательной деятельности, одним из приоритетных направлений моей работы с детьми стало создания условий для социально-коммуникативного развития.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделено четыре направления:

1. Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.

2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

3. Трудовое воспитание.

4. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений в своей работе я выделила нравственно-патриотическое воспитание.

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему», сказал Д. С. Лихачев.

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Что такое патриотизм? В разные времена пытались дать определение этому понятию многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Я. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа к его великим корням, к таким вечным понятиям, как род. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Одной из задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Наш детский сад работает по Основной образовательной программе (далее ООП) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска «Детский сад №102 комбинированного вида». ООП разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Особое внимание в ООП уделяется патриотическому воспитанию, целью которого является «способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу».

Для успешной реализации работы была поставлена цель: нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Для достижения цели обозначила задачи:

-изучить педагогическую литературу по заявленной теме;

-выявить нравственно-патриотические знания детей;

-разработать систему педагогической деятельности по воспитанию патриотизма как любви к семье, родному городу, родной стране;

-обобщить и систематизировать педагогический опыт по заявленной теме.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей начала с ознакомления методической литературы. В результате мониторинга были выявлены уровни нравственно-патриотических знаний детей по темам : родная семья, родной город. В итоге получены следующие результаты: у 56% детей уровень знаний низкий, 34% - средний, 10% высокий. (Приложение 1).

По результатам педагогических наблюдений была определена последовательность работы и разработан тематический план (Приложение 3).

Совместно с родителями были приобретены новые дидактические и наглядные пособия, атрибуты, связанные с государственной символикой. В группе оформлен уголок патриотического воспитания (Приложение 4).

В период с 2014-2015 учебного года работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста осуществлялась по блоку «Моя семья».

Блок - «Моя семья»

Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи.

Мною был разработан проект «Я и моя семья» (Приложение 5).

Цель проекта : формирование у детей первоначальных представлений о семье, воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:

- Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи,

- учить проявлять заботу о родных людях;

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада.

Работа над проектом проводилась поэтапно – от накопления знаний, до практического их применения. С большим интересом дети и родители принимали участие в проекте. В группе был организован стенд «Мы такие разные», где располагались фотографии детей и их ближайших родственников, рассказы о семейных традициях, увлечениях и веселые истории (Приложение 6).

Чтобы почувствовать ребенку гордость за свою семью, увидеть интерес сверстников, дать возможность ребенку высказать свои впечатления, мы начинаем проект с рассматривания фотографий детей их семей, беседуем о семье (маме, папе, братьях, сестрах, дедушке, бабушке). Читали стихи, пословицы и поговорки о семье (Приложение 7).

С большим интересом ребята рисовали портрет своей семьи. Играли в пальчиковые, дидактические, сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Назови ласково», «Мама варит обед» и другие (Приложение 8).

Особые чувства и интерес у детей вызывает, на мой взгляд, прикосновение к истории своей семьи, которое способствует появлению у ребенка сильных эмоций, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам я провела праздничное мероприятие с участием всех семей наших воспитанников. Родители совместно с детьми придумывали герб своей семьи, составляли генеалогическое древо, оформляли альбом «Я и моя семья». (Приложение 9).

Так я решаю проблему самой первой ступени патриотического воспитания – любовь к своей семье.

В конце года был проведен мониторинг по выявлению уровня нравственно-патриотических знаний детей по теме : родная семья. В итоге получены следующие результаты: у 33% детей уровень знаний низкий, 44% - средний, 23% высокий. (Приложение 1).

В период с 2015-2016 учебного года работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста осуществлялась по блоку «Родной город». Вначале года был проведен мониторинг по выявлению уровня нравственно-патриотических знаний детей по теме : родная семья, родной город. Результаты мониторинга показали, что: у 33% детей уровень знаний низкий, 44% - средний, 23% высокий. (Приложение 1).

Блок - «Родной город»

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю.

Мною был разработан и реализован проект «Мой город – мой дом» (Приложение 10).

Цель проекта : создать условия для развития у детей патриотических чувств, дать элементарные представления о достопримечательностях нашего города.

Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:

-воспитывать у детей любовь к родному городу;

-сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

-развивать патриотические чувства у детей;

- активизация словарного запаса детей по данной теме;

- развивать творческие способности детей.

Для реализации проекта я подбирала много наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии с достопримечательностями нашего города. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины. Работу по ознакомлению детей с родным городом проводим вместе с родителями. На выходные дни мы просили родителей свозить детей к основным достопримечательностям города. Дети с удовольствием рассказывали о новых знаниях и делились эмоциями. Был проведен цикл бесед по темам: «Мой город»; «Город, в котором живу». Свои знания и впечатления дети отражают в творческих работах (Приложение 11).

По теме проекта были подобраны сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Детский сад», «Семья», «Экскурсия по городу», «Город», лото «Профессии», «Животные России», а также словесные игры: «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе». Знакомились со стихами, пословицами и поговорками о Родине (Приложение 12).

В группе проходила фотовыставка: «Мой город – мой дом», где принимали участие родители и дети. (Приложение 13).

Ярким событием стали совместные с родителями походы в Березовую рощу, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.

Продолжением работы по данному блоку будет знакомство с родным краем, природой, культурным наследием города, знаменитыми людьми. В перспективе, планирую продолжить работу по блоку «Родная страна», познакомить детей со столицей нашей Родины, с символами государства, важными событиями истории, спорта, культуры.

Для эффективности работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников я уделяю большое внимание организации предметно-пространственной среды. В группе создан уголок по патриотическому воспитанию. Много собранно наглядного материала, способствующего познавательному развитию и воспитанию патриотических чувств. Среда в группе постоянно меняется в соответствии с темой и интересами детей. Помимо группового помещения в своей работе использую все имеющиеся ресурсы ДОУ – комнаты для тематических занятий: «Библиотека ДО», «Русская изба», «Космос», «Мини музей детского сада». С детьми раз в неделю посещаем библиотеку ДО, посещали мини-музей, «Русскую избу», где познакомились с утварью, традициями русского народа, играми, фольклорным наследием, Космос», «Зимний сад» (Приложение 14).

В создании предметно-развивающей среды активное участие принимают родители. Первостепенным считаю информированность родителей обо всем, что происходит в группе. Для этого в приемной оборудован информационный стенд, на котором располагается необходимая и интересная информация. С целью выявления и понимания отношения родителей к патриотическому воспитанию в начале года я провела анкетирование родителей (Приложение 15). Проанализировав ответы родителей, можно сказать, что большинство из них понимают патриотическое воспитание, как воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе. Однако было выявлено, что формированию патриотических чувств у детей, воспитанию таких качеств как гордость за свою Родину в семье уделяется недостаточно внимания. Мною была организована просветительская и разъяснительная работа, использованы методы привлечения родителей к участию в совместных мероприятиях: посиделки, конкурсы, выставки. Так же, для родителей я проводила традиционные формы взаимодействия: «Круглый стол», беседы, консультации, рекомендации по интересующим их вопросам.

Традиционно каждый год в детском саду проходит выставка «Дары осени», «Лучшая новогодняя игрушка». Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами (Приложение 16).

Мною был проведён мониторинг по темам «Родная семья», «Родной город» результаты которого показали положительную динамику в развитии моих воспитанников. Высокий уровень нравственно-патриотических знаний имели 33% детей, 54% - средний, 14% - низкий. (Приложение 1).

По результатам проделанной работы в данном направлении я могу отметить следующее:

- постоянная, непрерывная работа способствует развитию нравственно-патриотических качеств в каждом ребенке;

-дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым;

-у родителей появился интерес к мероприятиям, проводимым в группе и в детском саду.

При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. От того, с какими знаниями и умениями я буду приходить ежедневно в детский коллектив, заложу ли искорки любознательности, добра и справедливости в детские сердечки, - зависит будущее наших детей, наших городов, поселков и будущее нашей страны. Я очень надеюсь, что проводимая мною работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Список литературы

1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».

2. Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов.

3. Веракса Н. Е, Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. «Проекты в работе с семьей».

5. Журнал Дошкольное воспитание – 2005г., №3 «Родовое дерево».

6. Зверева О. Х., КротоваТ. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ».

7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России».

8. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

9. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей».

10. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина».

11. Новицкая М. Ю. «Наследие».

12. Пашкевич Т. Д. «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет».

13. Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной»

14. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание»Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание» Сейчас в нашем саду проходит месячник по оборонно-массовому и патриотическому воспитанию. И в течение этого месяца я со своей напарницей.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План по самообразованию в подготовительной группе «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся : 6-7 лет Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Опубликовано: 16 января 2020 в 14:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД