Синякович Ольга Викторовна
Самоанализ «Развитие речи у детей раннего возраста»
▼ Скачать
Одним из важнейших направлений нашей педагогической работы, призванным обеспечить психическое развитие ребенка, является развитие речи. Для детей третьего года жизни характерна потребность в общении. В связи с этим перед нами определяют на данном этапе такие задачи:
Публикация «Самоанализ „Развитие речи у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самоанализ
- Темочки
--развивать речь как средство общения, создавая условия, при которых ребенок может устанавливать контакты со сверстником или взрослым;
--обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных и предлогов.
Трехлетним детям свойственна смягченность звуков речи, замена одних звуков другими (например, «сяпка» вместо «шапка», «колева» вместо «корова»).
В это время особенно важно говорить с ребенком, четко произнося все звуки в слове, чтобы он имел возможность усвоить правильное звуковое оформление слова и мог научиться правильно говорить.
При этом следует отметить, какими должны быть условия для правильного развития речи ребенка.
Прежде всего, ребенок должен быть здоров. Болезни, ослабляющие организм ребенка, задерживают нормальное развитие его речи.
Следует отметить, что говорить с малышами быстро скороговоркой не следует, так как дети усваивают темп речи старших. Надо внимательно и заинтересованно выслушивать ребенка, много говорить с детьми самим, при этом не забывать о правильном произношении своих слов.
Ученые и психологи так же особое значение в развитии мышления и речи детей отводит движения руки. Считается, что чем подвижнее пальчики ребенка, тем выше уровень развития его речи. А вялые неизолированные движения пальцев присущи неговорящим детям. Именно для тренировки пальчиков малышей я приготовила картотеку игр, способствующих в свою очередь развитию речи. Одним из разделов картотеки являются «Пальчиковые игры», соответствующие возрасту детей. Пальчиковые игры мы с ребятами используем чаще в совместной деятельности. Начинаем игры с массажа кистей рук и пальцев. Проводим разминание и поглаживание в течение двух-трех минут. Для начала мы с детьми учились класть ладошки на стол так, как их положила я. Например, ладони прижаты к столу – ладони обращены вверх, пальцы сжаты в кулаки или ладони вверх-вниз; ладони на ребро – ладони вниз и др.
Затем продолжаем выполнение несложных фигурок из пальцев, постепенно усложняя их. При этом использовали приговорки и потешки, сопровождающие каждую фигурку, которые облегчают контакт с малышом и делают упражнения максимально эффективными. Дети не просто выполняли движения пальцев, но и повторяли со мной слова потешек. В связи с этим, еще одним разделом моей картотеки стали «Игры-потешки». Сюда входят народные игры-потешки, которые тоже очень хорошо тренируют детские пальчики. Например, «Пальчики в лесу», «Колыбельная для пальчиков», «Пальчики-мальчики» и др. И родителям я рекомендовала производить такие игры каждый день. И третий раздел картотеки – это «Игры-упражнения» в стихотворной форме. Эти игры часто использовались мною на прогулке и в совместной деятельности. Такие упражнения являлись для детей очень эффективными в развитии активного словаря, так как малыши с особым желанием выполняли не только движения, но и с удовольствием повторяют слова игр.
Исключительное значение в развитии речи имеет слух. Даже не большое снижение слуха является существенным препятствием для правильного формирования речи. Развитие слухового внимания и памяти мною проводилось в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек: колокольчика, барабана, бубна, погремушек. Например, игра «Послушай внимательно и угадай, чем я играла». Не видя игрушку надо узнать ее по издаваемому ей звуку. Я начинала с двух игрушек, затем добавляла еще. Так же я проводила игры, в которых дети определяли местонахождение невидимого для них звучащего предмета: «Найди колокольчик», «Найди бубен». Нужно извлечь звук и быстро отойти от спрятанной музыкальной игрушки. Эти игры использовались мной, как в совместной деятельности, так и на занятии. Например, на занятии по ознакомлению с окружающим и развитию речи в теме «Посуда» игра была немного изменена. Здесь музыкальные игрушки были заменены посудой, по которой я стучала палочкой, а дети должны были отгадать, что из посуды прозвучало.
Так же мною использовались игры, способствующие развитию зрительного внимания и памяти: «Где что лежало», «Кто с кем поменялся», «Что прибавилось» и др. Например, начиная с двух игрушек и постепенно увеличивая их количество, я сажала куклу на стол, а мишку на стул, на глазах у ребенка. Предлагала запомнить, кто, где сидит, а потом закрыть глазки. Поменяв игрушки местами, я говорила детям: «Раз-два-три, а теперь ты посмотри». Ребенок ставил игрушки так, как они стояли первоначально. Игра проводилась с каждым ребенком индивидуально. Аналогично я проводила игру по формированию умения определять, какая игрушка прибавилась к тем, которые лежали на столе или вспомнить, которые исчезли со стола.
Особенно полюбились малышам игра по обучению составления целых предметов из частей «Найди половинку». Здесь использовались картинки с изображением животных, знакомых предметов, фруктов, овощей.
С удовольствием ребята подбирали хвостики животным в игре «Найди хвостик». Не секрет, что все дети очень любят смотреть мультфильмы. А вместо телевизора я решила сделать «Волшебный сундучок», в котором живут сказочные герои сразу из трех сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка». Я взяла картонную коробку, оклеила ее яркой пленкой, в крышке коробки сделала несколько прорезей для того, чтобы вставлять наших сказочных героев. Сначала я сама показывала сказки детям, а потом и сами ребята участвовали. «Волшебный сундучок» я использовала и в совместной деятельности, и на разных занятиях. Данная игра раскрывает творческий потенциал малышей, развивает воображение и способствует развитию речи.
Эти игры я рекомендовала использовать родителям дома вместо того, чтобы ребенок проводил много времени у телевизора.
Еще одной интересной игрой для малышей явилась: «Угадай, кто я?». С помощью мимики, жестов, звуков я изображала знакомых детям животных, которых малыши пытались узнать.
Надо отметить, что ценным материалом для развития речи является картина. Рассматривая картину, ребенок учится понимать сюжет, слушать пояснение педагога, высказывать свои впечатления и суждения. Знакомя детей с картиной, я давала им возможность рассмотреть изображение, назвать персонажей и окружающие их предметы. Затем кратко рассказывала о содержании картины. Каждый день ребята слушают народные песенки, потешки, сказки. Для этого у нас подобраны книжки с красивыми, яркими рисунками, тем самым вызывая желание детей рассматривать иллюстрации вместе со взрослыми и самостоятельно. Народные песенки и потешки повторяются не один день и в разных режимных моментах, что стимулирует у детей желание повторять знакомые слова вместе со мной.
Результаты анализа программы показали, что данная проведенная работа оказала благоприятное влияние на развитие речи многих детей. Увеличился запас слов уже говорящих малышей, активизировалась речь всех остальных.