Галина Синчук
Самоанализ музыкальной деятельности по фольклору «В горнице»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность по музыкальному фольклору «В горнице» проходила в музыкальном зале с детьми подготовительной группы. Программное содержание музыкальной деятельности соответствовало уровню развития и возрасту воспитанников. Совместная образовательная деятельность носила интегрированный характер, так как в неё входили несколько образовательных областей; здоровье, коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы.
Публикация «Самоанализ музыкальной деятельности по фольклору „В горнице“» размещена в разделах
Познание – способствовало расширению кругозора детей, закрепляла знания о лучших образцах народного искусства (хохлома, гжель) продолжили знакомство с шумовыми ударными народными инструментами. Всё это помогло формированию у детей целостности картины мира.
Здоровье – применяла здоровьесберегающие технологии; дыхательную и артикуляционнаую гимнастику, которые позволили снять напряжение, улучшили кровообращение, подготовили детей к вокально – хоровой деятельности.
Коммуникация – дети свободно общались с педагогом и между собой. Совместно с детьми формулировали тему деятельности, определяли цели деятельности. Вели диалог. Способствовала расширению словарного запаса.
Социализация – воспитывала культуру поведения, Повторили правила поведения в группах и в парах. Закрепляла умение общаться, создав условия для проявления положительных эмоций средствами музыки.
Чтение художественной литературы – дети читали стихи про гжель, тем самым способствовала развитию художественного восприятия и вкуса.
Цель СОД: Формирование мотивации к музыкальной деятельности : пробуждение в детях интереса к народной культуре, продолжение знакомства с художественно – выразительными особенностями русских народных инструментов.
Цель соответствовала задачам образования, воспитания и развития дошкольников, в которой также были учтены возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Все виды заданий соответствовали темпераменту детей и моему.
В ходе моей деятельности я решала следующие задачи:
Образовательные.
создать условия для формирования первичного представления о трещотке;
закрепить знания о народных шумовых ударных инструментах; способствовать овладению элементарными приёмами игры на шумовых ударных инструментах.
- Дети в игровой форме познакомились и действовали с инструментами (трещоткой и ложками). Игры «Трескотуха», «Повтори ритм», работали в группах с карточками, с изображением инструментов.
Воспитательные:
формировать образно – эмоциональное восприятие; воспитывать уважение к народным традициям.
Слушая народную музыку «Камаринская» рассуждали, когда она была создана, какое настроение передаёт музыка. Старались выяснить, как раньше применяли трещотку (отпугивали злых духов)
Развивающие:
развивать творческие способности; создать условия для самовыражения ребёнка; развивать в процессе музицирования чувство ритма и музыкальный слух; развитие вокально – хоровых навыков.
Создала условия для развития творческой активности детей в танцевальной деятельности (Композиция «Гжель») - совместно с детьми придумывали приёмы игры на ложках в ансамбле. Обращала внимание на выразительность пения, образность, ритмичность. Были созданы условия для самовыражения каждого из детей.
Поставленные задачи реализовались в ходе деятельности, тем самым оно достигло своей цели.
Степень сложности совместной образовательной деятельности – выше средней.
В течение всей совместной образовательной деятельности использовала разнообразные методы, такие как, художественно – практический, наглядно – слуховой, метод уподобления и приёмы - словесный, наглядный, показ, напоминание, которые соответствовали цели и содержанию музыкальной фольклорной деятельности. Процесс образовательной деятельности не утомлял, а вызывал любопытство, он позволил объединить такие виды деятельности, как слушание – восприятие «Комаринская», исполнение русских народных песен (ансамблевая игра на ложках в песне «Во горнице, во новой», импровизация в песне «Где был, Иванушка?» (сольное и хоровое исполнение, что создало положительный настрой и способствовало повышению результативности совместной образовательной деятельности. Эмоциональное состояние дошкольников было взволнованное. заинтересованное. Были созданы все условия для обогащения детей впечатлениями о народном искусстве. Пригласив детей в музыкальную горницу, активизировала настрой и внимание детей предметами быта народного искусства и музыкальными инструментами народного ударного шумового оркестра. Использованные методы и приёмы обучения в организации музыкальной деятельности имели воспитательную эффективность, восприятие нового происходило не только через зрение, но и через слух, эмоции, воображение. В течение всей деятельности использовала современные технологии: ИКТ, детям демонстрировались слайды презентации, которые учитывали специфику восприятия дошкольников, активизировали их, повышали работоспособность, развивали художественный вкус и творческие способности. Развивали внимание, память. Воспитывали интерес к народному искусству
Были соблюдены все гигиениеские требования к организации всей деятельности. Музыкальный зал был проветрен. Температура соответствовала СанПинам. Чередовались виды деятельности, поддерживала положительный психологический климат. Использовала смену динамических поз, поддерживала благоприятную атмосферу
Музыкальный зал был оформлен в виде русской горницы, где находились и предметы народных промыслов (хохломские ложки, посуда, табло с росписью гжели) и предметы русского быта (самовар, прялка, сундук). Всё это было приготовлено с целью - активизировать деятельность воспитанников. Я и воспитатель Алёна Евгеньевна Шааб и воспитанники были в русских костюмах. Оборудование соответствовало нормам стандартов ФГОС ДО.
Мотивация была продумана. Все этапы музыкальной деятельности были взаимосвязаны между собой. Совместно с воспитателем старались охватить всех детей, дать каждому высказаться. Организовала работу в парах при повторении скороговорки. Дети работали в группах, выбирая инструменты ударной шумовой группы.
В своей речи использовала художественное слово, загадки, стихи, чётко произносила скороговорку. Создала условия для развития певческого голоса, выразительности пения, образности, ритмичности.
Дети были дисциплинированы, организованны, участвовали с удовольствием в играх, охотно выполняли все задания.
Подводя итоги музыкальной фольклорной деятельности использовала похвалу, одобрение, поддержку детей в ответах, в оценке своих действий и деятельности товарищей. Очень благодарна воспитателю Шааб Алёне Евгеньевне за помощь и поддержку в развитии навыков учебной деятельности.
Подводя итоги полученным знаниям, дети оценили работу друг друга и свою. У детей было радостное и приподнятое настроение (выбрали солнышки).
Считаю, что вид образовательной деятельности выбран максимально эффективный, цель достигнута, а задачи выполнены.